Министр, которому верят атеисты войны. Чего ждут от Федорова на новой должности?

- 5 февраля, 05:30
Коллаж: Андрей Калистратенко

Уже почти месяц как у Украины и Сил обороны есть новый министр обороны – 35-летний Михаил Федоров.

Это четвертый руководитель МОУ за время полномасштабной войны с Россией.

И первый, на кого, учитывая его блестящие результаты в Министерстве цифровой трансформации, возложены большие надежды военных, гражданских и особенно президента. Вероятно – даже слишком высокие.

Для этого текста мы опросили военнослужащих разных уровней – от операторов БПЛА линейных бригад до высокопоставленных офицеров. Мы были удивлены, насколько сильно наши собеседники, которых за эти годы войны можно было смело назвать "военными атеистами", верят в Федорова.

"Если Мадяр был надеждой 2025-го года, то Миша (Федоров – УП) – надежда 2026-го. Он космический чувак. Надеюсь, у него все получится, и нас ждут большие перемены", – говорит УП не под запись один из офицеров, еще недавно работавший с главкомом.

"Украинская правда" рассказывает, что мы узнали о Федорове за первый месяц его работы, почему ставка на Стерненко и "Флэша" как его советников, по крайней мере сейчас, выглядит вполне органичной, и какие именно изменения ждут войско.

Михаил Федоров

Пришло время Министерства обороны

Для большинства наших собеседников как в военных, так и в политических кругах, замена министра обороны в начале 2026 года стала довольно неожиданным событием.

Мол, Денис Шмыгаль только начал входить в курс дел – и теоретически, должен был бы справиться с очередной должностью в правительстве. А сам Федоров, хоть последние несколько лет и работал преимущественно на разработку продуктов для фронта, якобы не планировал садиться в кресло министра обороны.

"Все, что мы сейчас имеем на фронте, показывает, что мы проигрываем... Вероятно, президент хочет это переломить. И верит в Федорова. Я тоже очень надеюсь на изменения", – осторожно делится с УП своими размышлениями высокопоставленный офицер из командования одного из корпусов.

"Миша – наша единственная надежда. Последняя надежда", – то ли в шутку, то ли всерьез отзывается о назначении Федорова другой офицер, ныне работающий в сфере "малой ПВО".

Следующим приходит на ум вопрос: почему в таком случае президент не меняет самого главнокомандующего?

Часть наших собеседников убеждена, что стремление Федорова к измерению результатов работы – о чем будет чуть ниже, через 23 месяца не обойдет и самого главкома. И уже тогда, по итогам условного аудита, будет принято решение по действующему руководителю войска.

Другая же часть – стойко стоит на позиции, что президент вполне доволен главнокомандующим Александром Сырским, а Федоров лишь должен его усилить.

Мол, несмотря на ощутимую усталость, главком хорошо знает поле боя – альтернативной кандидатуры, которая бы согласилась вывезти на себе войско, пока нет.

Как на назначение Федорова отреагировала военная верхушка?

"Все войско можно условно разделить на прогрессивную и консервативную части, – рассказывает УП не под запись один из офицеров, работавший с главкомом. – Все прогрессивные, молодые – за Мишу. Консервативные известные офицеры говорят: "Да ну, ху*ня". НГШ (начальник Генштаба, Андрей Гнатов – УП) Мишу воспринимает, а Сырский, насколько мне известно, относится к нему скептически".

Почти месяц назад, 14 января, Федоров не вошел, а буквально ворвался в мир Министерства обороны с довольно видимым желанием изменить правила его существования. Точнее – правила взаимодействия министерства, с одной стороны, и Генштаба, главкома, войска  с другой.

Федорова точно не устраивает должность министра обороны исключительно как лица, отвечающего за закупки для армии.

Учитывая амбиции, способности и вызовы перед государством и войском – Федорову объективно этого мало. Он с ходу ставит перед собой стратегическую задачу – убивать 50 тысяч россиян ежемесячно и сделать войну для противника непосильной.

К тому же сам президент хочет от него значительно большего – защитить небо от "Шахедов", "разобраться с вопросом бусификации", сделать контракты для военных действенными, увеличить поставки дронов в армию.

По сути, решить львиную долю проблем, с которыми до этого никто как из министров, так и из Генштаба не справился.

Через несколько дней после назначения Федоров собрал журналистов на закрытую встречу, где почти три часа рассказывал о своих планах в уже известной ему сфере – дроны, технологии и тому подобное. А также о таких "белых пятнах", как мобилизация и фортификации, для изучения которых ему нужно больше данных и времени.

Без всякого преувеличения Федорова можно назвать новоназначенным министром, который "глубоко в теме" – по крайней мере в уже известной для него сфере.

Он знает глубину киллзоны по обе стороны фронта. Понимает, что часть имеющейся артиллерии из-за той же киллзоны часто не достает до позиций противника. Осознает, где у Украины слабые места в противодействии "Шахедам". И отмечает, что Силам обороны нужны дешевые ракеты.

В то же время Федоров знает, что раздражает военных во взаимодействии с государством и сглаживает эти углы – как например, с недавней автоматизацией распределения дронов.

Еще на посту министра цифровой трансформации он следил за тем, какие военные команды можно усилить – например, в сфере зенитных дронов, рассказывает УП командир батальона DarkNode 412-ой бригады "Nemesis" Александр Ярмак.

"Когда мы весной 2025-го достигли значительного успеха в сбивании "Шахедов" зенитными дронами, команда Михаила начала делать все возможное, чтобы государство законтрактовало несколько наиболее рабочих дронов-перехватчиков и радарных систем. Консультации происходили в любое время суток, и это была очень конструктивная работа", – вспоминает Ярмак.

"Почти все, о чем сейчас говорит Федоров, касается поля боя, а это уровень Генштаба. Но в то же время – а кто сказал, что Минобороны должно быть просто закупщиком? Это абсолютно нарушенная вертикаль. Должно быть так: президент – министр – Генштаб. Министр должен быть прямым начальником у Генштаба, Генштаб не должен быть отдельным организмом. Должна быть одна вертикаль на все, как, например, в МВД", – считает нардеп, член комитета по безопасности Роман Костенко.

Федоров как в Минцифры, так и в Минобороны исповедует идею того, что все качество работы надо измерять. Он предлагает принимать 100% решений на основе данных, ввести четкий рейтинг командиров, быстрее перейти на единую систему всех беспилотных операций – Mission Control.

В этом есть огромное преимущество, имя которому скорость и прозрачность. И в то же время – крошечное предостережение от военных, которые знают, что на войне не все измеряется цифрами.

Подразделения, которые лидируют в рейтинге Е-баллов и которыми восхищается Федоров, не несут ответственность за конкретную полосу фронта. Они часто пользуются привилегией выбирать самые "жирные" по "оплате" Е-баллами цели, игнорировать смежников (например, не делиться стримами и особенностями применения оружия), а также наделены приоритетом на комплектование людьми.

В то время, как механизированные бригады вынуждены постоянно думать, как выхватить в учебном центре хотя бы пару человек в пехоту.

Ставка на блогеров и волонтеров, которые знают войско изнутри

С приходом на должность Федоров уволил пятерых заместителей своего предшественника – оставив преимущественно военных, в частности Ивана Гаврилюка, Евгения Мойсюка, Юрия Мироненко, позвал за собой часть команды Минцифры и назначил нескольких новых советников.

Наибольший интерес и в определенной степени страх у части военных, в частности из Генштаба, вызвали последние. А именно Сергей Стерненко и Сергей Бескрестнов, известный под псевдонимом "Флэш". Мол, есть вопросы к прошлому первого и экспертности второго. И вообще – это же гражданские лица, которые во времена большой войны не присоединились к войску (этот аргумент был едва ли не самым громким в соцсетях).

Михаил Федоров и Сергей Стерненко

Впрочем, работая с 2022-го года на фронте и собирая информацию для этого текста в частности, мы не наткнулись ни на одного военного, который был бы недоволен сотрудничеством с фондом "Сообщество Стерненко". С 20222023 года он массово поставляет в войско FPV-дроны, позже – FPV-дроны на оптоволокне, перехватчики для российских разведывательных "крыльев" и отдельно – перехватчики для "Шахедов".

"Стерненко – наш главный спонсор. За полномасштабную войну он закупил для нас 5 тысяч дронов на 146,3 миллиона гривен. За 2025 год – 1931 дрон на сумму 80 миллионов гривен. Если бы не он, мы бы не доросли до того уровня, где мы есть сейчас", – рассказывает УП Виктор Печерица, командир батальона "Signum".

"Signum" стал одним из первых подразделений, которое в 2025 году начало сбивать "Шахэды" над ЛБЗ украинскими недорогими дронами-перехватчиками – которые им передавал фонд Стерненко.

Бойцы батальона "Signum" в своей мастерской готовят к работе украинские дроны-перехватчики
Фото: Ольга Кириленко, УП

"Стерненко создал топовый фонд, который всегда поставляет качественные дроны и спасает нас, когда есть дефицит. А еще – его фонд слышит военных и прислушивается к ним",  добавляет собеседник УП в батальоне БПЛА "Шершни Довбуша" 68-ой отдельной егерской бригады.

В коротком комментарии УП Стерненко отметил, что в должности советника министра обороны хочет улучшить качество и логистику FPV- дронов, идущих в армию по государственным контрактам. А также будет собирать от военных фидбек по применению этих дронов.

Сергей "Флэш", глава ОО "Центр радиотехнологий" и известный милитарный блогер, который пишет о связи, РЭБ, РЭР, а также исследует образцы вооружения россиян, в команде Федорова будет иметь довольно широкий спектр задач.

Будет держать связь с военными, формировать технические потребности войска, изучать опыт противника, предлагать действия на его опережение и тому подобное.

"Моя задача – предвидеть будущее, перестать играть в догонялки. Когда мы полгода работали над зенитными дронами, россияне уже думали, что с ними делать. Как только противник не сможет летать зенитными "Шахедами", он начнет летать реактивной мини-ракетой "Герань-5" на скорости 500600 километров в час. Пока что они летают обычными "Шахедами" на скорости 200 км/ч, реактивными – 300 км/ч. Мы уже сейчас должны к этому готовиться", – рассказывает УП о своей роли в команде Федорова Флэш.

Сергей "Флэш"

На вопрос, почему Флэш решил согласиться на работу с Федоровым, тот отвечает, что поверил, "что у нас что-то изменится":

"Все предыдущие министры знали о моем существовании – обо всем, что я пишу, но им всем было безразлично. А Федоров сказал: "Я тебя читаю, я знаю, что о тебе говорят люди, ты нужен мне в команде, я готов дать тебе карт-бланш". Теперь я могу обращаться в любую структуру".

Чего от Федорова ожидают военные

Как сказал УП начальник штаба одного из корпусов: "Лучшее, что может сделать Федоров сейчас, так это окружить себя военными". Имея в виду, что военным на этом этапе войны сверхважно быть услышанными государством, а министру обороны – понять людей, для которых он будет работать (а не только оценивать их результаты по Е-баллам).

Все измеряемые ожидания, которые мы слышали от наших собеседников, можно объединить в три группы: стратегия, технологии и цифровизация, люди.

Опытные корпусные офицеры, с которыми общалась УП, настаивали, что Силам обороны немедленно нужна военная стратегия. Кроме того, что ее надо сформировать по состоянию на 2026 год, ее еще и надо адаптировать к будущим вызовам, в частности демографическим.

Украина как воюющее государство скоро приблизится к точке, в которой слова "на фронте нет людей" перестанут быть метафорой.

Никто из наших собеседников не полагается на переговоры с Россией при посредничестве США и не рассчитывает на завершение или приостановление войны в этом или следующем году. Как и не ожидает, что Россия ограничится захватом Донецкой области.

"Нам надо определить, за что мы точно должны бороться, чтобы не тратить ресурс зря. Также надо адекватно оценить способности Сил беспилотных систем – что мы можем, а что не можем делать дронами. Возможно, есть смысл в том, чтобы отойти на 1,5-3 километра от переднего края и вооружить пехоту простейшими дронами. Тогда контроля над ЛБЗ будет больше", – делится с УП один из корпусных офицеров.

"В нашей стратегии победы должно быть конкретно определено, каким образом, какими силами и средствами и где мы должны остановить врага", – добавляет Александр Ярмак из бригады "Nemesis".

Военнослужащие из более технологичных подразделений, с которыми общалась УП, ждут от нового министра такого:

– поставки дронов, которые будут летать сразу "из коробки", то есть не будут нуждаться в доработках в мастерских подразделений;

– возможности заказать и оперативно получить НРК, которые должны перейти из категории "эксклюзива в топовых подразделениях" в "расходники", как обычные FPV-дроны;

– цифровизации большинства бумажных процессов.

"Сейчас большинство дронов закупает АОЗ – и не секрет, что они могут быть неэффективными. Меньшинство мы заказываем сами через проект Федорова Brave1 (за заработанные Е-баллы – УП). Если бы нам позволили больше самим заказывать дроны и НРК через Brave1, то, во-первых, мы были бы в плюсе, а во-вторых, Минобороны увидело бы, какие изделия на самом деле пользуются спросом, а какие являются продуктом договорняков и откатов", – объясняет УП упомянутый выше пилот FPV с 68-ой бригады.

В то же время комбриги линейных подразделений и офицеры, которые соприкасаются непосредственно с личным составом, убеждены, что проблемой номер один является некачественная мобилизация и позорное денежное обеспечение военных. Особенно тех, кто работает на оттяжке от фронта и в тылу.

Несмотря на ощутимый технический прогресс, Украина не воюет и в ближайшее время не будет воевать исключительно дронами. Войску нужны люди.

"Мы откатили штабы из-за расширения киллзоны, я сейчас должен заплатить человеку, который работает у меня на штабе – 20 тысяч. Как за эти деньги можно прожить? Чтобы платить хотя бы какие-то приличные деньги, я должен создать "левую БРку" (боевое распоряжение, по которому определяется сумма выплаты – УП), или как?" – возмущается в разговоре с УП корпусный офицер, который сейчас работает в Донецкой области.

"Все уже забыли о каком-то хотя бы минимальном социальном пакете для военнослужащего", – добавляет командир бригады, которая стоит за Покровском.

К неизмеримым ожиданиям военных от Федорова, с которыми мы столкнулись, можно отнести справедливость – хотя она, объективно, вряд ли зависит только от него. Речь идет о честной мобилизации и четких сроках службы.

Продолжение эволюции военной верхушки

Повлечет ли за собой назначение Федорова изменения в военном руководстве государства?

Да. Учитывая как планы нового министра, так и его амбиции (в лучшем смысле этого слова), можно уверенно сказать, что Федоров будет продвигать новых людей в военную вертикаль.

И, с большой вероятностью, имеет на это довольно широкий мандат от президента.

Федоров стал первым министром обороны, которому через неделю после назначения удалось ввести в такой закрытый организм, как Командование Воздушных сил, должность нового, четвертого, заместителя командующего. Условно "заместителя по малой ПВО". А также "назначить" на эту должность абсолютно внесистемного человека.

Речь идет о Павле Елизарове, более известном как "Лазарь". До полномасштабной войны – бизнесмене и продюсере ток-шоу Савика Шустера, с 2022-го года – основателе, командире и спонсоре отдельного отряда спецназначения НГУ "Lasar's group".

В Воздушных силах Елизаров будет отвечать за "малое ПВО" – работу дронов-перехватчиков, мобильных огневых групп и тому подобное. По сути, всем тем, на что Воздушные силы на слишком уж и претендуют.

"Мы все же больше занимаемся вопросами стратегической защиты. Может, оно и хорошо, что назначили кого-то нового (на ветку "малой ПВО" – УП)", – делится с УП размышлениями один из собеседников, имеющих отношение к командованию Воздушных сил.

Самолеты, зенитно-ракетные установки и все, что касается "классической авиации", пока остается за командующим ВС Анатолием Кривоножко.

За четыре года большой войны Елизаров совершил фантастический, по армейским меркам, карьерный скачок – от солдата до полковника. В мирное время на такой рост, при самых благоприятных обстоятельствах, необходимо как минимум лет 15.

Но этому есть по крайней мере частичное объяснение – большая война и большая эффективность.

"Lasar's group" – одно из самых результативных подразделений БПЛА в Силах обороны. За время полномасштабной войны "Lasar's group", как писал украинский Forbes, уничтожил российской техники на более чем 12 миллиардов долларов – это примерно 7% от бюджета России на армию в 2026-ом году. А по итогам 2025-го года "Lasar's group" вошел в ТОП-10 подразделений по количеству заработанных Е-баллов.

По сути, назначение Елизарова является продолжением эволюции военной верхушки, при которой на топовые должности в армии приходят эффективные командиры.

"Лазарь взаимодействовал с Мишей (Федоровым – УП) с первых дней. Он не просто был идеологом Сил беспилотных систем, он эту идею взял, оформил, сделал. Это Паша додумался до старлинколетов (большие дроны, которые летают на спутниковой связи – УП), а потом на их базе сделали украинские дроны Nemesis. Это Пашины ребята жгли российские колонны техники", – рассказывает УП один из офицеров, который уже долгое время работает с темой БПЛА и противодействия "Шахедам".

Единственный нюанс – "Lasar's group" никогда не работал как подразделение "малого ПВО", то есть не сбивал "Шахеды", которыми теперь будет заниматься сам Лазар.

Первенство в сбивании российских "Шахедов" дронами-перехватчиками держат 412-ая бригада беспилотных систем "Nemesis", 414-ая бригада "Птицы Мадьяра" и СБУ-шная "Альфа".

"Лазарю на самом деле не надо же самому сбивать те "Шахеды", ему надо организовать работу – выстроить эшелонированную оборону, а это он умеет. Он замечательный менеджер", – рассказывает УП упомянутый выше офицер.

"Я отношусь положительно (к назначению Лазаря – УП) и максимально готов ему содействовать. Перед ним стоит очень сложная задача – 1400 километров воздушного пространства, которое надо полностью и комплексно закрыть. Таких систем и рубежей пока не существует в мире, к тому же у нас мало времени", – добавляет Ярмак из 412-ой бригады.

Под Елизаровым в Воздушных силах формируется целое отдельное командование "малой ПВО". Главой этого командования стал полковник Евгений Хлебников.

Инфоповод о назначении Хлебникова в командование Воздушных сил – единственный, который о нем в принципе можно нагуглить. По соображениям безопасности, как объясняют УП в Минобороны, информации о нем минимум.

Из того, что можно разглашать публично: Хлебников воевал за Донецкий аэропорт, с 2018 работал в Генштабе, в начале 2022-го руководил подразделениями, которые "Байрактарами" жгли россиян на Киевщине и Черниговщине, летом того же года участвовал в планировании и проведении операции по освобождению Змеиного.

***

Чтобы выполнить поставленные президентом задачи – "закрыть небо", улучшить процесс мобилизации, отсеять неэффективных производителей дронов и так далее, Федорову придется принять с добрый десяток непопулярных решений.

А также пройти несколько раундов столкновений с военной вертикалью и в частности Генштабом, который, с высокой вероятностью, будет противиться вмешательству в свою работу.

И все же, даже самые ярые противники перемен будут рады, если у Федорова получится. Технически переломить Россию и дать возможность Украине продержаться дольше. Хотя бы на один день.

Ольга Кириленко, УП