Избиения, похищения людей, убийства на Майдане. Чем известна "Черная рота"

20 февраля 2014 года стало поворотным моментом в украинской истории. Как бы пафосно это не звучало. В тот день милиционеры в центре Киева, пытаясь остановить протесты, расстреляли 48 человек и ранили еще 90. Впрочем, с тем же успехом власть могла тушить пожар бензином. Монолитное большинство Партии регионов и коммунистов в Верховной Раде дало трещину. Парламент, несмотря на все попытки россиян, сохранил управляемость страной. А Виктор Янукович, который должен был возглавить съезд сепаратистов в Харькове, сбежал в Россию. Где время от времени дает пресс-конференции, на которых рассказывает о "гасударственном перевороте".
Вместе с Януковичем бежала и часть "Беркута". В частности – "Черная рота", ответственная за массовые расстрелы на Институтской. Текст о том, как сложилась судьба части из них можно почитать здесь. А в этом материале мы решили напомнить, откуда взялся "Беркут", чем известны эти спецназовцы и как именно их привлекали к противодействию Революции достоинства.
Охрана общественного порядка: дубинки, слезоточивый газ, избитые протестующие
После обретения независимости Украине нужны были собственные специальные подразделения милиции, на замену советскому ОМОНу. Поэтому в 1992-м создали специальное подразделение "Беркут", которое изначально должно было заниматься борьбой с криминалитетом и подчинялось региональным Управлениям по борьбе с организованной преступностью. Но, как это порой бывает, оказалось, что беркутовцы дублировали функции другого спецподразделения милиции – "Сокол". Поэтому впоследствии их переподчинили Управлению общественной безопасности, а сфера полномочий спецназовцев несколько изменилась: теперь они должны были заниматься охраной общественного порядка, массовых мероприятий и поддерживать силовые милицейские операции.
За этими сухими и, казалось бы, важными словами часто скрывались подавления протестов, митингов и демонстраций. А украинское футбольное фанатское движение может рассказать не один десяток историй о работе беркутовцев на стадионах. Вероятно, одним из показательных случаев можно считать избиение фанатов на НСК "Олимпийский" в 2007-м, во время матча между "Динамо" и "Шахтером": тогда 50 спецназовцев в течение 15 минут "наводили порядок" в секторе "Динамо", где зрители зажгли файеры и дымовые шашки. Результатом стали 22 задержанных болельщика, среди которых были несовершеннолетние. Также можно вспомнить избиение фанатов в Житомире на матче "Динамо" – "Полесье". Тогда под дубинки милиционеров попало более 100 болельщиков.
Среди других известных операций можно вспомнить стрельбу во время протестов крымских татар неподалеку Судака в 1995-м (погибли два человека), и драку в Софии Киевской в том же году во время похорон патриарха Владимира. В 1998-м "беркутовцы" использовали дубинки и слезоточивый газ для разгона протеста шахтеров в Луганске на День Независимости. Позже было избиение участников протестов "Украина без Кучмы", защита Кучмы и его администрации во время Оранжевой революции. Впоследствии "Беркут" использовали для борьбы с недовольными режимом Януковича: здесь можно вспомнить разгон налогового и языкового Майданов, разгон участников Врадиевского шествия, в целом избиение протестующих.
Общая численность этого спецподразделения в разные годы колебалась от 4 до 6 тысяч. Расквартированы они были в разных областях Украины ротами и полками. Киевский полк, к слову, был одним из самых больших: имел одну транспортную роту и пять боевых. А среди его бойцов были не только стрелки и снайперы, но и водолазы, подрывники, саперы и водители БТРов.
Собственно, нас интересует именно Киевский полк. Точнее, его специальная рота, которая принимала основное участие в массовых расстрелах на Институтской 20 февраля 2014-го. Впрочем, свою работу против протестующих они начали значительно раньше.
Студенческий Майдан и похищения людей
30 ноября 2013 года, Майдан Независимости. Ночь. С центральной площади Киева вывозят звуковую аппаратуру, возникают локальные столкновения с милицией, однако ситуация выглядит относительно спокойной. А общее настроение на центральной площади столицы довольно пессимистическое: от многотысячных митингов остается несколько сотен людей, которые сбиваются в кучу возле монумента Независимости. Кажется, еще несколько дней, и протесты сойдут на нет.
Впрочем, некоторые из власти Януковича, а возможно и сам Янукович, ждать не хотят. Заместитель секретаря СНБО Владимир Сивкович вместе с руководством милиции и Киева планирует завершить все уже этой ночью: к Майдану стягивают внутренние войска и бойцов "Беркута". Последних здесь, к слову, 180 человек. Среди них и Дмитрий Садовник со своими подчиненными из спецроты киевского полка. Они выстраиваются вдоль улицы Институтской и ждут приказов.
Читать подробнее о Сивковиче, его роли в противодействии протестам, а также связи с ФСБ: Так начиналась война. Как ФСБ подрывала доверие к Евромайдану и готовила вторжение российской армии
Около 4:07 командир киевского полка "Беркута" Сергей Кусюк отдает команду на зачистку. Садовник передает этот приказ подчиненным из спецроты. Его милиционеры вместе с другими врываются на Майдан, окружают протестующих и начинают их нещадно избивать руками, ногами и дубинками.
За 15 минут спецназовцы зачищают центр Киева от нескольких сотен протестующих. Но им этого мало: беркутовцы преследуют людей на близлежащих улицах. Результат – более 50 избитых до разной степени тяжести людей. Среди них и девятнадцатилетний Устим Голоднюк: у него ссадины по всему телу. Правда, это не останавливает парня от участия в протестах. На следующий день, 1 декабря, на протест в Киеве выходит по разным оценкам от нескольких сотен тысяч до миллиона человек.

Январь 2014-го. Протесты набирают обороты. Майдановцы пытаются дойти с протестом до Верховной Рады, однако на улице Грушевского, возле стадиона "Динамо" их блокируют внутренние войска, за спинами которых стоит "Беркут". Власть Януковича все еще пытается задушить протест. И не придумывает ничего лучшего, чем выдать спецназовцев на усиление титушкам.
Утром 20 января протестующий Сергей Загвоскин поднимался по Институтской. Мужчина провел ночь на Майдане и решил прогуляться до метро Арсенальная. Впрочем, на перекрестке с Банковой его остановило 20 спортсменов. Как только его скрутили – титушки позвонили своим руководителям, а те, в свою очередь командиру киевского полка "Беркута" Кусюку. Он отправил за протестующим Volkswagen Transporter с бойцами спецроты "Беркута". Спецназовцы заламывают Загвоскину руки и сажают в бус.
Тем временем, со станции метро Арсенальная в сторону Парка славы идут еще трое митингующих: Ефим Дишкант, Дмитрий Москалец и Артур Ковальчук. Возле гостиницы "Салют" их замечает десяток титушек. Мужчин хватают и тащат вглубь Парка Славы. Звонят Кусюку. Тот отправляет за майдановцами Transporter, в котором уже сидят упомянутые выше бойцы спецроты киевского "Беркута" и Загвоскин.

Фактически, участников протестов похищают: они не могут сообщить ни друзьям, ни родным где они и что с ними происходит. Пока четырех майдановцев возят по Киеву, беркутовцы всячески им угрожают, включая убийство. Протестующие воспринимают ситуацию серьезно. Особенно в момент, когда милиционеры наставляют на них оружие.
Наконец, бус останавливается возле Деснянского райотдела милиции, на Троещине. Там на похищенных составляют протоколы, обвинив их в массовых беспорядках. С доказательной базой проблем нет: бойцы спецроты "Беркута" на ходу придумывают, как именно четверо похищенных людей пытались свергнуть конституционный строй с Януковичем во главе.
"Мирный план" Януковича и массовые расстрелы
18 февраля 2014-го. Протесты доходят до кульминации. Верховная Рада должна голосовать возвращение к Конституции 2004 года: то есть к парламентско-президентской республике. Поддержать голосование приходит и Майдан. Впрочем, Янукович к этому готов: правительственный квартал заблокирован внутренними войсками, за их спинами в свое время ждут беркутовцы и титушки. Протестующие не могут и близко подойти к парламенту. А около 11 утра в ход идет "Беркут", который среди прочего использует и российскую "гуманитарную помощь": светошумовые гранаты и гранаты со слезоточивым газом, которые мощнее украинских. Протестующих беспощадно избивают, десятки людей получают увечья. В частности – из-за взрывов российских гранат.
Пока милиция калечит людей, с Януковичем встречается один из лидеров оппозиции: Александр Турчинов. Янукович на него кричит, обещает всех расстрелять и вообще угрожает, что сухими из воды никто не выйдет. Турчинов предлагает компромисс: майдановцы возвращаются на центральную площадь Киева, "Беркут" перестает стрелять и убивать людей. Янукович садится в кресло и, наконец, соглашается.

Тем временем руководитель киевского полка "Беркута" Сергей Кусюк охраняет Верховную Раду. В 16:00 он отдает Дмитрию Садовнику приказ: отобрать проверенных милиционеров, раздать им огнестрельное оружие и ехать в правительственный квартал. Около 18:00 Садовник приезжает на проспект Краснозвездный, 152 (ныне Лобановского), где базируется киевский полк "Беркута". Он выбирает 26 бойцов, они получают ружья Форт-500, АКМС, пистолеты ПМ и Форт-12, боевые патроны и едут к Верховной Раде. Ждать. Это и есть "Черная рота". 19 февраля их передислоцируют на Институтскую. Там они сидят до 20 февраля.
После неудачной "антитеррористической операции" милиционеры не останавливаются: Майдан пока не штрумируют, однако митингующих забрасывают светошумовыми и газовыми гранатами, поливают их из водометов. С Майдана по милиционерам начинают стрелять, убивая по меньшей мере двух. Предположительно, это группа в которую входит Иван Бубенчик.
Руководство милиции решает идти до конца: Кусюк получает приказ применить оружие и передает его командирам подразделений. В 8:50 еще один руководитель полка киевского "Беркута", Олег Янишевский, координирует отступление милиционеров с Майдана. Среди других рядом с ним милиционеры-спецназовцы из Крыма. За ними идут безоружные протестующие. По ним открывают огонь.

"Черная рота" в этот момент выдвигается к Октябрьскому дворцу и стреляет из автоматов и Фортов по толпе. К 9:15 бойцы спецроты киевского "Беркута" доходят до смотровой площадки возле Октябрьского. В этот момент по ним стреляют и убивают Николая Симисюка, ранения получает Роман Панченко. К "Черной роте" присоединяется Садовник. И уже вместе со своим командиром они отступают вглубь Институтской, к снежной баррикаде. При этом милиционеры и не думают прекратить расстрел толпы. По состоянию на 9:20 "Черная рота", вероятно, убила 26 человек.
В 9:30 "беркутовцы" закрепляются за бетонной баррикадой, возле клуба Кабинета министров, откуда продолжают стрелять по майдановцам. Около 9:54 они стреляют в сторону гостиницы "Украина". Там, за бетонным парапетом банка "Аркада" майдановцы пытаются забрать своих раненых. В одной из эвакуационных групп парень в синей каске: Устим Голоднюк. Его убивают выстрелом в голову. Следующий убитый – самый молодой майдановец, Роман Гурик.

Выстрелы замолкают только около 17:00. За это время на Институтской погибло 48 человек.
Читайте также: "Пафос немного подбешивает". Герой Майдана Гурик глазами родных и друзей
Доказательства, ликвидация "Беркута" и долгий суд
Днем 21 февраля, выполняя решение Верховной Рады, сводная "Черная рота" со своими командирами возвращается в пункт дислокации, на проспект Краснозвездный. Кусюк и Садовник забирают у своих подчиненных оружие: 24 АКМС, 3 Форта-500, 1 СГД и 1 Форт-12. Далее его вывозят в неизвестном направлении, режут на части, спиливают номера и топят возле острова Жуков, что на реке Вита. Весь процесс занимает около 3-х дней. Параллельно Кусюк отдает приказ собрать всю служебную документацию в холле одного из помещений на Краснозвездном. Всего почти 250 различных журналов: там была информация об оружии и бойцах полка. Бумаги также исчезают в неизвестном направлении.
После того, как Кусюк с Садовником уничтожают часть доказательств, наступает время исчезнуть и спецназовцам: как рассказали УП собеседники в правоохранительных органах, их вывозят прямо из пункта дислокации на Краснозвездном: сначала в Кривой Рог, а оттуда – в Крым, где уже началась российская оккупация.
25 февраля 2014-го исполняющий обязанности министра внутренних дел Арсен Аваков подписывает приказ о ликвидации "Беркута". В том же 2014-м по подозрению в массовых расстрелах задержат Садовника, а также Павла Аброськина и Сергея Зинченко. Осенью 2014-го судья Светлана Волкова отпускает Садовника под домашний арест. Командир спецроты пользуется возможностью и убегает в Крым. Зато в 2015-м задерживают еще трех бывших "беркутовцев": Олега Янишевского, Александра Маринченко и Сергея Тамтуру.
Пятерых спецназовцев судили по обвинению в убийстве 48-ми и ранении 90-та протестующих и почти дошли до приговора, однако тут вмешалась россияне: они требовали отдать беркутовцев на оккупированные ими территории, или же так называемые ДНР и ЛНР. Иначе они угрожали сорвать обмен и не отдавать украинцев, которых держали в этих квазиреспубликах годами. Святошинский районный суд, который рассматривал дело, отказался отпускать обвиняемых. На помощь пришла Киевская апелляция: всем беркутовцам изменили меры пресечения и 29 декабря они поехали на оккупированный Донбасс. Оттуда вернулись только двое: Маринченко и Тамтура.
Читайте также: "Восемь лет в моей квартире раздавались выстрелы". История одного из главных судебных процессов страны
Уже после начала полномасштабного вторжения, 18 октября 2023 года, в Святошинском суде огласили приговор за расстрелы на Институтской.
Янишевский получил пожизненное, Зинченко и Аброськин – по 15 лет. Все трое – заочно. Маринченко получил 5 лет, однако успел отсидеть их в СИЗО, поэтому он вышел на свободу. Тамтуру по всем статьям оправдали, поскольку суд не нашел подтверждений, что тот стрелял по протестующим или как-то был причастен к их убийствам и ранениям.
Другие же беркутовцы из сводной "Черной роты" сбежали в Россию и получили там гражданство. Прочитать о судьбе части из них можно по этой ссылке.
Стас Козлюк, для УП
