Время стервятников

Время стервятников

На следующей неделе исполнится четыре года со дня полномасштабного вторжения РФ в Украину. По своей продолжительности большая российско-украинская война вплотную приблизится к Первой мировой. Но по степени влияния на судьбы планеты она уже давно сравнилась с крупнейшими войнами ХХ века.

Четыре года назад еще получалось делать вид, будто гибридная агрессия Москвы против Киева – это периферийный конфликт, не угрожающий глобальному мироустройству.

А после 24.02.2022 дальнейшее зарывание головы в песок оказалось невозможным. Самая масштабная война в Европе с 1945 года стала слишком сильным ударом по международному праву, глобализации, гуманистическим и либеральным идеалам. Старый мировой порядок затрещал по швам.

После возращения Дональда Трампа в Белый дом эта тенденция резко усилилась и ускорилась. И теперь авторы Мюнхенского доклада по безопасности пишут о "процессе разрушения" и констатируют, что Украина стала "одной из первых жертв" миропорядка нового типа.

Итак, земной шар все отчетливее превращается в джунгли, где сильные свободно пожирают слабых.

Однако brave new world 2020-х годов – это не только время больших хищников. Это еще и время стервятников, слетающихся на труп прежнего мирового порядка. Политиков, общественных деятелей, активистов, пропагандистов, которые оказались заинтересованы в гибели старого мира – глобализированного и либерального.

Когда-то они прозябали в маргинесе без шансов оттуда выбраться. Их радикальные идеи почти никто не воспринимал всерьез. К ним относились как к городским сумасшедшим.

Сейчас они берут реванш за унижения недавнего прошлого. Упиваются собственным триумфом. И поднимают голову не только в эпицентре российско-украинской войны, но и практически повсеместно.

Чужие беды, страдания, кровь и слезы становятся для стервятника долгожданной пищей. Он получает возможность самоутвердиться, свести счеты с давними оппонентами и популяризировать собственную идеологическую повестку.

Обычный трезвомыслящий наблюдатель констатирует разрушение привычного мира, но не испытывает каких-то позитивных эмоций по этому поводу. Принимает нынешний поворот истории как неизбежность, но не радуется ему.

А стервятник комментирует те же исторические процессы с нескрываемым злорадством. Он торжествует. Он охотно глумится над либерализмом, над гуманизмом, над неспособностью демократической Европы справиться с Путиным и Трампом.

С точки зрения обычного наблюдателя война – это величайшая человеческая трагедия. Это миллионы поломанных судеб и сотни тысяч погубленных жизней. Это массовое уничтожение материальных и культурных ценностей. Это период социальной, интеллектуальной и моральной деградации.

Но с точки зрения стервятника война – это уникальный шанс. Время, когда сбываются самые смелые, самые дерзкие и, казалось бы, неосуществимые мечты. Стервятник наслаждается жестоким военным временем и зачастую не считает нужным это отрицать.

Обычный наблюдатель пытается сохранить прежние этические ориентиры даже в новых неблагоприятных условиях: настолько, насколько это возможно. Он старается не отказываться от гуманности, от уважения к правам человека, от сочувствия к уязвимым.

В то же время стервятник активно пропагандирует новую этику: антигуманизм, культ силы и демонстративное презрение к слабым. Разумеется, к числу "сильных" он относит самого себя, своих идейных единомышленников и свою аудиторию.

Правда, сила стервятников – понятие весьма относительное. Пока либеральный глобализированный мир здравствовал и процветал, они оставались скромными маргиналами и были бессильны перед чуждой им системой ценностей.

Стервятникам пришлось ждать вмешательства более крупных хищников, обитающих в Кремле или на Капитолийском холме. Ждать, пока кто-то другой расчистит им дорогу.

Решение Путина о вторжении в Украину стало для них бесценным подарком судьбы. Вторичная победа Трампа на президентских выборах в США – тоже.

Конечно, этот исторический феномен далеко не нов. Схожие прецеденты нетрудно отыскать в прошлом. Так, классическим примером стервятника в ХХ веке может служить правый норвежский политик Видкун Квислинг, чья фамилия стала именем нарицательным.

Еще в 1933 году он создал собственную радикальную партию Nasjonal Samling ("Национальное единение"), апеллировавшую к героическим идеалам древних викингов. Да вот незадача: тогдашних мирных норвежцев эти идеалы совершенно не привлекали.

Норвежские избиратели охотно голосовали за социал-демократов, за консерваторов, за либералов, но не за партию Квислинга. На парламентских выборах 1933-го Nasjonal Samling набрала всего 2,2% голосов, не получив даже одного места в Стортинге. На местных выборах 1934-го ее результат оказался еще меньше: 1,5%. На парламентских выборах 1936-го удалось набрать лишь 1,8%. Наконец, на местных выборах 1937 года был поставлен антирекорд: 0,12% голосов.

А затем последовала Вторая мировая война, немецкое вторжение в Норвегию и ее оккупация. С благословения немцев Nasjonal Samling стала единственной легальной политической партией в стране.

Вчерашний маргинал Видкун Квислинг был назначен министром-президентом Норвегии. И если к началу войны численность его партии не достигала даже трех тысяч человек, то к 1943 году она разрослась до сорока четырех тысяч: главным образом за счет чиновников-конформистов, вступавших туда по карьерным соображениям.

В 1930-х годах Квислинг и его идейные соратники были бессильны разрушить социал-демократическую Норвегию, не оставлявшую им перспектив. Но эту непреодолимую проблему за них решил Адольф Гитлер, и Nasjonal Samling просто воспользовалась плодами его деятельности. Подобно тому, как нынешние стервятники готовы воспользоваться плодами деятельности Путина и Трампа.

Впрочем, есть один существенный нюанс. Хотя покойный Квислинг активно поддерживал гитлеровскую Германию и сотрудничал с ней, это вовсе не является обязательным условием процветания стервятников. Совсем наоборот.

Современные стервятники, эксплуатирующие антиамериканскую повестку, могут открыто выступать против Дональда Трампа, но разрушительная политика 47-го президента США все равно играет им на руку.

А отечественные стервятники не питают теплых чувств к Путину, но это не мешает им использовать кремлевскую агрессию против Украины для решения собственных задач.

Стервятник далеко не всегда является союзником кого-то из больших хищников, но неизменно выступает бенефециаром их хищничества. Поэтому всегда есть шанс, что в перспективе он окажется даже успешнее, чем крупные исторические хищники.

Скорее всего, ни путинская Россия, ни Америка Трампа не добьются тех амбициозных целей, которые они ставят перед собой. Но стервятникам в разных уголках планеты это и не нужно.

Главное, чтобы Москва и Вашингтон нанесли достаточный урон либерально-демократическому миру, расчистив место для идей, еще недавно считавшихся маргинальными.

И вполне возможно, что по итогам нынешней войны именно стервятники станут истинными победителями.

Михаил Дубинянский

российско-украинская война Путин Трамп
Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования