Третья украинская

Среда, 21 ноября 2007, 10:53

Электричка проскакивает сосновый лес, подпрыгивает на приречном холме, перепрыгивает реку по мосту, бежит по высокой насыпи через долину. Справа на холме в зелени прячется дом отдыха писателей, впереди - железнодорожная станция.

Это - Ирпень, 15 километров от Киева, 15 минут электричкой от метро Святошино.

Расстояние - как до Борщаговки, но здесь кругом - сосновые леса, а не бесконечные панельки. Сотка земли в этом городе, который насчитывает 40 тысяч населения, уже кое-где и до 20 тысяч долларов дотягивает.

Здесь рождается третья украинская революция.

Первая: независимость

Первая украинская революция произошла в 1987-1991 годах, ее целью было обретение независимости Украины, завершение лживой и убогой эпохи СССР.

Начиная с первых экологических митингов, она продолжилась в борьбе за восстановление украинской церкви, за вывод наших ребят из Афгана, достигла своего пика в шахтерских забастовках и студенческом голодании.

Это была и экономическая революция - против того, чтобы деньги и ресурсы Украины уходили в Москву.

Она закончилась успехом: Союз распался, Украина стала независимым государством.

Вторая: свобода

Вторая украинская революция произошла в 2000-2004 годах, ее целью была борьба за свободу слова и взглядов.

Начавшись убийством Георгия Гонгадзе, продолжившись протестами "Украины без Кучмы", темниками, админресурсом, подброшенной в офисы Поры взрывчаткой, она закончилась массовым мирным протестом.

В этой революции также была экономическая составная - против засилья "контролирующих органов", против высоких налогов, которые вытесняли экономику в тень и уничтожали частную инициативу.

Она также увенчалась успехом: наглость и уверенность Системы в собственной безнаказанности была преодолена, монополия на информацию уничтожена, право людей на свободу взглядов подтверждено.

Третья: среда

Третья украинская революция будет революцией местного самоуправления. Прежде всего, она поднимет вопрос экологии, архитектуры, коммунального хозяйства - среды, в которой живет человек - каким воздухом дышит, какую воду пьет, какие звуки слышит; есть ли где погулять с ребенком, насколько тепло в доме и есть ли что показать гостям из других городов.

Во-вторых, ее будет интересовать локальная экономика - привлечение инвестиций, трудовые конфликты, социальные вопросы. Дешевизна земли очень скоро закончится - скоро мы увидим, как она станет товаром по всей Украине, в каждом райцентре и в каждом селе.

В-третьих, речь пойдет о культуре - ведь провинция там, где скучно, где ничего не происходит. Затхлость в культурной жизни - прямое продолжение застоя политического, общественного и экономического.

Что сейчас?

После каждой из украинских революций происходил реванш. После провозглашения Независимости - годы засилья посткоммунистов, инфляция ценностей. После Майдана – возвращение кучмистов, инфляция обещаний и личностей.

Коалиция перекрашенных в белые, оранжевые, розовые и голубые цвета чиновников сейчас правит почти всюду. "Заводы и фабрики" закончились, следующая в очереди - земля.

Те, кто хочет изменений – пока что на периферии: они проиграли внутрипартийную борьбу или им просто не дали возможности включиться в жизнь партий.

В чем тактическое поражение обоих революций? У тех, кто их делал, не было ни стратегий, ни желания подбирать кадры. Старые элиты оказались более настырными и эффективными в вопросе получения и удержания власти, они – это люди, у которых нет взглядов - есть только стремление постоянно быть властью или хотя бы при власти.

Потенциальные новые элиты откладывали на потом важные изменения. Они подменяли то, что надо было сделать сегодня (например, экономическое) тем, что важно для будущего, но не даст незамедлительного результата сегодня – так появилось противопоставление колбасы и языка.

Они ссорились между собой, дискредитируя общее дело. Дискредитация "оппозиционеров" и их брендов оставляла революции без их предводителей и символов. А что за борьба, если не веришь предводителям и нет флагов для борьбы?

Контрреволюционеры не дремлют. Затягивание процесса ("болото"), "конструктивное" заговаривание и тихий саботаж, контроль над судами и манипуляция информацией, успешное лоббирование и проникновение в когда-то вражеские ряды, а в последнее время и грубая сила – их методы. И это четко проявилось в Ирпене.

Ирпеньская модель

Бороться за власть на местах - очень тяжело, ведь именно здесь как нигде ощущается ее материальность - от горячей воды и тротуаров до мусора в парках и нищих школ. Недаром американцы говорят: "вся политика - местная".

Мирослава Свистович прошла все этапы активизма – от организации протеста мам с детскими колясками против закрытия молочной кухни до руководства местными избирательными штабами нашеукраинца Жовтяка в 2002-м и Виктора Ющенко в 2004-м.

Следствием этого были победы над админресурсными кандидатами, первый из которых – ректор местной налоговой академии Петр Мельник.

Тем не менее, когда после революции бывшие фальсификаторы и админресурсники заполнили списки БЮТ и НУ, она решила баллотироваться на мэра Ирпеня как независимый кандидат – и победила. Потом была защита леса от незаконных вырубок, наведение порядка с вывозом мусора, внедрение земельных аукционов, создание генплана развития города...

Но городской совет 3 апреля 2007 года 30-ю голосами из 35 выразил ей недоверие. Консенсус, срежиссированный Мельником, был достигнут невероятно широкой коалицией с НСНУ, БЮТ, УНП и ПР. Причина – ирпеньские земли, которые стоят от миллиарда долларов.

Уже распущенная указом Ющенко Верховная рада назначила досрочные выборы городского председателя на июнь. Они прошли с грубыми нарушениями, которые организовывал кандидат в мэры от НСНУ Олег Бондарь в тесной кооперации с Мельником.

Беспрецедентные ограничения для наблюдателей, "мертвые души" и массовые "выпадения" людей из списков, применение админресурса, покупка голосов за 50 гривен, отказ регистрировать жалобы, избиение наблюдателей – до "Мукачева" не хватало только братков на участках, но их полностью компенсировали агрессивные бондаревские члены ТИК. Разница между выданными и проголосованными бюллетенями составляла 2767 штук (притом, что победитель получил 3600 голосов). Несомненно, "победил" Бондарь.

Свистович обжаловала незаконные выборы – и 12 ноября 2007 года Киевский административный апелляционный суд отменил их решение и возобновил Мирославу на ее должности.

16 ноября Ирпеньский совет провел паническое голосование по земельным вопросам, аналогичное знаменитому "киевскому дерибану" 21 декабря 2006 года. Борьба за место мэра продолжается. Цена вопроса – миллиард долларов.

На днях Мирослава должна получить решение суда на руки и дерибанщикам придется освободить захваченное кресло. Знаково, что это происходит в третью годовщину Майдана. Основная интрига еще впереди: ирпеньская революция продолжается.

Напоследок

Если посмотреть со стратегической точки зрения, две революции - это две больших победы народа.

Первая дала украинцам свое государство - и теперь никто не должен гибнуть на чужой земле и за чужой интерес; народ с этого времени решает свою судьбу сам.

Вторая дала альтернативу - теперь украинцы действительно сами выбирают свою власть, ни у кого нет на нее монополии. У них есть возможность свободно исповедовать свои убеждения.

Третья революция даст достойную среду обитания. Она будет самой тихой из всех, но ее почувствует каждый.

То, что смогла сделать Мирослава Свистович в отдельно взятом Ирпене - достойно уважения, внимания и подражания. Это – первый росток, за ним взойдут и другие.

Остап Крывдык, политолог, активист

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде