Юрий Кравец общественная организация "Антирейдерское движение", для УП

Борьба с коррупцией в судах через обеспечение принципа независимости судей

Государство породило местных царей – в лице председателей судов. Они не несут ответственность за принятие незаконных решений судьями того суда, который они возглавляют. Но зато – играют ключевую роль в принятии незаконных решений в пользу рейдеров. Эту преступную систему надо ломать.

За последние годы в Одесской области рейдерскими группировками захвачено и уничтожено много действующих предприятий, в том числе государственных.

Изучая обстоятельства и методы этих захватов, "Антирейдерское движение" с уверенностью утверждает, что 80-90 процентов захватов происходят на основании незаконных судебных решений, определений, постановлений.

Основой государственной концепции борьбы с коррупцией в судах является ужесточение ответственности судей.

Реклама:

Однако установленное законодательством положение о привлечении судьи к ответственности за принятие незаконного решения не дает положительного результата.

До сих пор в хозяйственных и общих судах дела распределяет председатель суда или его заместитель. А судебные брокеры – адвокаты и юристы, которые платят взятки судьям – по делам средней сложности договариваются обычно с конкретным судьей, которому, за установленную таксу, председатель или заместитель и распределят дело.

По значимым и дорогостоящим делам брокеры заручаются поддержкой председателя, который дает конкретному судье указание принять необходимое решение, или обязуется не вмешиваться в данное дело.     

Автоматизированное распределение дел в административных судах исключило участие судей и председателя в распределении дел.

И судебные брокеры быстро сориентировались. Теперь для гарантии принятия админсудом нужного решения необходимо договариваться с председателем суда или его заместителем. А те уже берут на себя обязательство дать указание, или оказать давление на судью.  

Судья, который откажется выполнять указания председателя суда, прочувствует всю мощь давления.

Кроме того, в хозяйственных судах и судах общей юрисдикции такой судья до конца профессиональной деятельности будет получать мелкие и скандальные дела.

Статьей 126 Конституции и законом "О судоустройстве" установлено, что "судді при здійсненні правосуддя незалежні від будь-якого впливу, нікому не підзвітні і підкоряються лише закону".

Эта норма на практике не выполняется. Как мы уже выяснили, на судей осуществляется постоянное давление со стороны председателей судов.

Судебные органы, в отличие от других государственных органов, не имеют иерархического построения. Правом осуществлять правосудие наделен каждый судья. А председатель суда только осуществляет организационное руководство деятельности суда.

Другими словами, председатель суда, кроме функций судьи, должен выполнять функции завхоза. Председатель не имеет власти над судьями и не является их руководителем.  Увы, это только теория.

В Одесской области подавляющее большинство председателей судов являются очень богатыми людьми. Некоторые из них являются крупными бизнесменами.

Используя связи в судебных органах, председатели судов добиваются назначения подконтрольных им судей. А те, в свою очередь, негласно обязаны отрабатывать это назначение, и выполнять все указания.

В случае освобождения судьи от занимаемой должности "за нарушение присяги", примеров чего в Одесском регионе просто нет, на его место назначат нового судью, который также будет нести повинность.

Государство породило местных царей – в лице председателей судов.

Они не несут ни одного вида ответственности за принятие незаконных решений судьями того суда, который они возглавляют. Но зато – играют ключевую роль в принятии незаконных решений в пользу рейдеров.

Эту преступную систему надо ломать.

Необходимо во всех судах установить автоматизированное распределение дел, и обязательно внести изменения в закон "О судоустройстве".

Эти изменения должны включать следующее: председатель (первый заместитель председателя) всех судов Украины избираются путем тайного голосования судьями соответствующего суда сроком на два года, без права быть переизбранным на должность председателя (первого заместителя председателя) в течение десяти лет, или в порядке очередности после пребывания на должности председателя суда или первого заместителя председателя суда всех судей соответствующего суда.

Юрий Кравец, Общественная организация "Антирейдерское движение", для УП

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования