Назар Бойко мониторингово-аналитическая группа "Цифра"

О быке, Юпитере и Париже

Украинская оппозиция и та часть общественности, которая интересуется правилами игры и отдает должное их значению, должны прислушаться к Виктору Януковичу. Парижские заявления президента можно вполне серьезно считать началом новой дискуссии о модели избирательной системы.

В бытность президентом, Леонид Кучма частенько грешил официальными заграничными вояжами тогда, когда на суд общественности выносились непопулярные и щекотливые вопросы. Подобная тактика себя во многом оправдывала: узнав реакцию общественности, всегда можно было скорректировать свою позицию по приезде.

Если люд негодовал, то все валилось на какого-то шибко инициативного клерка из администрации и спускалось на тормоза. Если демос хавал - так и оставалось. То ли дело Виктор Янукович...

Недавний визит украинского президента во Францию помимо конфуза с польским журналистом ознаменовался еще и сенсационной новостью. Во Французском институте международных отношений Виктор Янукович критически высказался по поводу действующей избирательной системы.

Реклама:

"Пропорційна система віддалила депутатів від суспільства. Ми відчуваємо шкідливість цієї системи, вона не відповідає вимогам виборців, бо депутати відірвані в багатьох випадках від територій, а це означає - від життя".

Дальше гарант развил тему избирательной реформы: "Як мінімум, треба повернутися до змішаної системи - 50% мажоритарна, 50% - пропорційна. Чи, можливо, повністю мажоритарна, щоб депутати були закріплені за округами, виборці їх відчували, а вони відчували людей".

К позиции президента у автора есть вопросы. Причем как по форме, так и по содержанию.

Вопиющим является то, что впервые о планах президента менять избирательную систему украинские граждане услышали не в Киеве, а из Парижа. Трудно представить себе, например, Николя Саркози, который ставит свою страну в известность о грядущей реформе системы выборов в Лондоне или Берлине.

Тот же Барак Обама после подобного мог бы сразу, минуя Вашингтон, лететь на малую родину в Гонолулу. Оказывается, бывает и наоборот: что можно быку, не всегда позволено даже Юпитеру.

После конституционного покушения, жертвой которого пала парламентско-президентская форма правления, необходимость в действующей системе выборов отпала сама собой. В старой системе координат пропорциональные выборы являлись первым из трех звеньев во властной цепи: пропорциональная система - коалиция - правительство.

В условиях же президентско-парламентской республики, когда правительство формируется президентом и утверждается парламентским большинством, надобности ни в коалиции, ни в пропорциональной системе выборов больше нет. А раз так, то возникла необходимость поиска новой избирательной модели.

Впрочем, исходя из президентских предпочтений, тратиться ресурсами и временем на длинные поиски никто особо не собирается. Помните, как молниеносно проскочил сквозь Раду законопроект о местных выборах на смешанной основе? Многие даже не успели глазом моргнуть. О каких-либо дискуссиях или дебатах по этому поводу смешно даже упоминать.

До недавнего времени выбор именно смешанной системы вообще казался малопонятным и труднообъяснимым. Теперь, благодаря президенту, ситуация прояснилась. Не удивимся, если в известных кабинетах уже во всю клепается (если уже не склепан) законопроект о внедрении смешанной избирательной системы к следующим парламентским выборам.

Только ошибаются те, кто предполагают, что это будет возврат к мажоритарно-пропорциональной системе времен Леонида Кучмы.

Скорее, это будет некое подобие той смешанной системы, по которой сегодня проводятся местные выборы: с сокращением сроков избирательной кампании, с запретом блоков политических партий, с пристрастной нарезкой одномандатных округов, с предыдущей подгонкой избирательных комиссий под действующую власть.

Также не стоит упускать из виду применяемую сегодня практику регистрации кандидатов от партийных организаций-клонов и снятие с регистрации неудобных кандидатов или списков в целом. Это то, к чему стоит готовиться оппозиции и обществу в ближайшем будущем.

Ну и, естественно, как демонстрирует опыт, сам закон появится в канун выборов, не раньше. И правильно - незачем всяким оппозициям знать заранее, что им уготовлено. Чтобы волосы не дыбились преждевременно.

К вечеру того же дня позицию президента поддержал Владимир Литвин. И, как всегда, в присущей только этому седовласому джентльмену с бегающими глазками манере:

"Моя позиція в цьому плані однозначно радикальна - нам потрібен мажоритарний принцип формування Верховної Ради. Разом з тим, будучи прагматиком, я розумію, що навряд чи ця пропозиція буде підтримана, оскільки тоді втратиться сенс вкладати такі великі кошти у розкручування політичних партій, за якими нічого не стоїть".

Удивительно, с каких это пор махровый цинизм стал именоваться прагматизмом. Наверное, с тех же, что и предательство - своевременным предвидением.

Ведь свеж еще в памяти 2007 год. Поняв, что на широкоформатные фотоснимки в стиле ретро избирателя не купить, Владимир Литвин кинулся "использовать" идею внедрения мажоритарки. Обещал даже сделать соответствующий законопроект первым из зарегистрированных своей фракцией в Раде.

Но, протянув за уши свой блок в новый созыв Рады, даже пальцем об палец не ударил, чтобы выполнить обещанное. Одним словом, прагматик до мозга костей.

Украинская оппозиция и та часть общественности, которая интересуется правилами игры и отдает должное их значению, должны прислушаться к Виктору Януковичу. Парижские заявления президента можно вполне серьезно считать началом новой дискуссии о модели избирательной системы.

Кому нужна такая дискуссия? В первую очередь тем, кто и впредь желает бороться за власть посредством демократических процедур. А также тем, кто дает себе отчет в том, что важно не только кого, но и как избирать. Исходя же из предыдущего опыта, эту дискуссию нужно было начинать еще вчера.

А Виктору Януковичу можно пожелать еще много-много заграничных визитов. Всяких-разных - далеких и ближних, официальных и не очень, в галстуках и без оных... Может хоть так, следя за сводками зарубежных СМИ, украинцы наконец-то узнают, какую участь на ближнее и дальнее будущее уготовил им их же президент.

Назар Бойко, мониторингово-аналитическая группа "Цифра", специально для УП

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования