Назар Бойко мониторингово-аналитическая группа "Цифра"

Об избирательной стандартизации и метрологии

Желая синхронизировать украинское избирательное законодательство с международными демократическими стандартами, Янукович создал рабочую группу. Несмотря на высокие задекларированные цели, есть веские основания относиться к президентской инициативе как к профанации.

За последние пять лет в адрес отечественного избирательного процесса прозвучало немало похвал и лестных слов. Парламентские выборы 2006 и 2007 годов также как и президентские выборы 2010 года были проведены на достойном уровне, и этот факт был отмечен, в том числе, и рядом авторитетных международных организаций.

Для администрации того времени это было важно, так как после 2004 года нужно было продемонстрировать и гражданам, и зарубежным партнерам не только готовность, но и способность организовать последующие выборы в соответствии с установленными демократическими требованиями и стандартами. И это ей удалось.

Нынешняя же администрация не сочла нужным развивать достигнутый ранее успех. Более того, она даже не затруднила себя работой по сохранению достигнутого.

Реклама:

Реакцией президента Украины на последние выборы стал указ от 2 ноября "О рабочей группе по вопросам усовершенствования законодательства о выборах".

Суть указа сводится к следующему: желая синхронизировать украинское избирательное законодательство с международными демократическими стандартами, Виктор Янукович создал Рабочую группу из 19 человек во главе с Александром Лавриновичем.

Эта рабочая группа при содействии работников центральных и местных органов исполнительной власти, а также при помощи международных экспертов должна "подготовить к 1 мая 2011 года законодательные предложения о комплексном и системном усовершенствовании регулирования вопросов проведения выборов в Украине".

Создание группы, очевидно, продиктовано тремя обстоятельствами: реакцией стран Западной Европы и США на подготовку, ход и результаты местных выборов, на неудовлетворительный уровень их проведения, а также в связи с приближением очередных выборов в парламент.

Однако, несмотря на высокие задекларированные цели, есть веские основания относиться к президентской инициативе как к профанации.

Во-первых, трудно поверить в благородные намерения тех, кто буквально еще вчера попросту игнорировал сигналы о недоработках и нарушениях. Причем сигналы, исходившие не только изнутри, но и извне.

Во-вторых, ни формат рабочий группы, ни отведенное ей на работу время не соответствуют серьезности поставленных президентом задач.

В-третьих, если бы рабочая группа подошла к поставленным задачам с искренним желанием их решить, то она непременно бы вторглась на "священные земли" политической целесообразности. А в наших политических широтах эти земли не только "священны", но и "неприкосновенны".

Так, рабочей группе не удастся проигнорировать комплекс проблем, связанных с системой администрирования выборов. Равно как и не удастся "списать" эти проблемы на "объективные обстоятельства", такие как "несовершенство избирательного законодательства", "условия, в которых это законодательство принималось", "сокращение сроков избирательной кампании" и так далее.

У каждого из этих "объективных обстоятельств" имеется своя конкретная, а иногда даже персонифицированная причина. По одному только городу Львову рабочей группе придется найти объяснения целому ряду системных явлений.

К примеру, объяснить эпизод с формированием участковых избирательных комиссий, когда наиболее рейтинговые субъекты избирательного процесса (впоследствии победившие ВО "Свобода" и городской председатель Андрей Садовой) оказались представленными в участковых избиркомах несколькими людьми, в то время как Партия регионов и ее кандидат в меры имели в каждой комиссии своего представителя.

Придется найти объяснение тому, что подавляющее большинство в руководящих органах УИК оказалось в руках провластных сил. И тому, что на больших участках городская территориальная комиссия сформировала участковые комиссии из минимального количества членов - 18 человек, в то время как закон говорит о том, что состав УИК может быть много большим (24).

Кроме того, деятельность рабочей группы вряд ли можно считать удовлетворительной, если она не объяснит массовые ротации в составах УИК. В том же Львове, со слов членов ТИК, за неделю пришлось заменить не меньше 30% всех членов участковых избирательных комиссий.

К слову, это проблема не является "открытием" нынешних выборов - она уже давно сопровождает избирательные процессы в Украине. Детально о причинах этого явления с приведением статистических данных мы писали еще год назад - перед президентскими выборами.

Поскольку общей задачей, поставленной президентом перед группой, является "приведение законодательства о выборах в соответствие с общепризнанными международными демократическими стандартами", то не лишним будет указать, какие стандарты по отношению к избирательной администрации являются общепризнанными и демократическими.

20 ноября 2002 года ОБСЕ обнародовала документ под названием "Международные права и обязательства для демократических выборов". Приводим фрагмент этого документа, касающийся избирательной администрации: "Это является критическим фактором, так как системой избирательной администрации принимаются и внедряются важные решения, влияющие на результат выборов.

Существует две главные формы избирательной администрации. Первая, когда администрирование может осуществляться правительством в лице государственных служащих. Вторая, когда администрирование может осуществляться независимым от правительства органом.

Эта последняя форма администрирования может включать сбалансированное количество представителей от политических партий. Однако, там, где в процессе администрирования задействованы политические партии, должны быть приняты все меры по обеспечению полноценного участия в процессе представителей от партий меньшинства и оппозиции.

Независимое и беспристрастное избирательное администрирование является решающим для демократичности выборов. Более того, фактическая беспристрастность в администрировании выборов должна сопровождаться показательной непредвзятостью".

Из этой выдержки более чем очевидно, что система администрирования выборов является одной из ключевых составляющих избирательного процесса.

С одной стороны, автор отдает себе отчет в том, что созданная рабочая группа не сможет "прыгнуть выше своей головы", и максимум, на что она будет способна, - обозначить слабые места в отечественном избирательном процессе и предложить перечень рекомендаций, которые, впрочем, не будут обязательны для выполнения.

С другой стороны, даже при таких обстоятельствах, группа Лавриновича обладает всеми возможностями и ресурсами, чтобы привлечь к проблемам избирательного процесса внимание не только экспертов, но и широкой общественности. Для этого нужно согласиться на такой формат работы, который предусматривал бы обратную связь.

Можно начать с того, что проводить открытые заседания группы с последующим обнародованием рассматриваемых на этих заседаниях вопросов и предлагаемых путей их решения. Не плохо было бы учредить официальный веб-сайт, который позволял бы всем заинтересованным следить за деятельностью группы.

Также полезно было бы разбавить высокое собрание группы людьми, имеющими непосредственное отношение к выборам - председателями и секретарями участковых избирательных комиссий. Знания и, главное, опыт этих людей внесли бы неоценимый вклад в работу группы.

Этот список пожеланий и рекомендаций можно продолжить. Но все это будет иметь смысл исключительно тогда, когда международные демократические стандарты выборов будут чтиться выше политической целесообразности.

А до тех пор нам придется еще не раз наступить на большие и маленькие грабли, специально разложенные для нас теми, для кого демократические выборы за двадцать лет так и не стали самодостаточной ценностью.

Назар Бойко, мониторингово-аналитическая группа "Цифра", специально для УП

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования