Задача с неизвестным

37 просмотров
Пятница, 17 июня 2011, 11:35
Виктор Касич-Пилипенко
блоггер

Якось мені на одну мою статтю хтось з російськомовних читачів сказав: "А не могли бы вы это написать на понятном языке?" Я тоді спочатку не звернув уваги на суть цього побажання. Вірніше, не задумався, а чому, власне, так було сказано.

Хіба людина, народжена в Україні, може не розуміти української мови? Для мене це не є проблемою, як і з російською. Тому я з такою своєю особистою міркою підійшов і до того, що було сказано. І – просто проігнорував це, як щось недоречне, сприйнявши за не дуже вдалий жарт.

Але через декілька днів, згадавши цей вислів, подумав, що в даному конкретному випадку сказано це було не для того, щоб мене якось принизити, чи показати, що мова комусь не подобається. А від щирого серця. Від того, що ця людина дійсно має проблеми з розумінням прочитаного, хоча прагне зрозуміти, бо їй цікаво, про що ж йде мова.

Потому, чтобы было "на понятном языке", перейду на русский, отложив мову пока в сторону.

И вот что подумалось: отчего так происходит? Где лежит источник того, что человек не может реализовать свое стремление к познанию, к изучению украинского языка, имея к этому стремление?

После некоторых раздумий, вспомнил примеры, когда в школах, преподавание в которых велось на украинском языке, дети военнослужащих, приехавших из России, по их желанию, освобождались от уроков украинского языка и литературы.

А кто же не желал просачковать пару уроков, употребив свободное время для более полезных дел? Например, для списывания у более успешного одноклассника математики, физики или химии. Ведь и в дальнейшей учебе и жизни знание украинского языка необходимостью не являлось. И поэтому люди не считали это знание обязательным, зачастую – и ненужным. Именно те люди, которые были по национальности не украинцами. Хотя и в этноукраинских семьях в силу определенных причин дети тоже не всегда достаточно хорошо владели родным языком.

Например, в городах, с преобладающей русскокультурной средой.

Известно, что каждый язык имеет не только свой смысл, но и душу. И эта душа языка закладывается человеку с детства. Можно было бы поумничать и сказать, что "морфологические колебания строя слов в диахронии, соотношения аналитизма и синтетизма префиксальности и суффиксальности, обусловливают переходный характер синхронических морфологических состояний языков, их политипологизм" и так далее – если заниматься лингвотипологическими изысканиями и пытаться здесь вводить читателя в ступор.

Но лучше по-другому.

У каждого языка есть не только его техническое предназначение передачи смысловых значений и информации в целом, но и изюминки ощущения его лингво-"вкусности". На родном языке говорить приятно и удобно. Он комфортен для его носителя. Он радует слух и объединяет. Он идентифицирует человека в принадлежности к нации и земле, к Родине.

В фильме "Мимино" грузинский летчик разговаривает по телефону с незнакомым соотечественником, который находится в другой стране. В этой сцене как раз и показан пример принадлежности к народу и ощущения родного языка, как носителя определенной культуры.

И сколько бы ни готовили шпиона или разведчика, а на неродном языке он обязательно споткнется. Потому что каждый язык имеет фоновые языковые значения, которые подразумеваются, но явно не проговариваются в диалоге, и которые являются основой языкового общения. Практическое значение этого понятия заключается в том, что изучение языка еще и опирается на усвоение страноведческих представлений, реалий страны изучаемого языка и культуры народа.

Потому шпионов и не внедряли, как коренных граждан тех стран, куда готовили. А только как дипломатических, торговых, военных, научных представителей или журналистов.

Но мы ведь не шпионы. Мы не намерены принести вред стране, в которой живем.

Наоборот, мы хотим построить общую страну, для себя и для тех, кто будет жить после нас.

Поэтому нам нужно объединить наши культуры. Иначе мы не сможем понять друг друга. Мы не сможем стать едиными в своем понимании общей цели. А значит, так и будем стоять на месте. Или деградировать, настойчиво набивая шишки на лбу, как и все эти двадцать лет нашей фантомной независимости.

И только знание языка может дать возможность взаимопонимания и объединения в гражданское общество, в построении национального государства граждан Украины. Стать украинской нацией – в понимании общности народа, которой пока нет. Нации, в которую войдут те, кто будет воспринимать украинскую культуру составной частью своей, впитанной ими от рождения.

Это и будет объективной предпосылкой или условием к возможному построению настоящего государства, а не украинского тяни-толкая.

И тут возникает вопрос, как же решить эту задачу.

Если русскокультурного гражданина Украины заставить изучать мову, то, что из этого получилось – все уже видели. Метод принуждения к изучению привел к эффекту отторжения самого принципа внедрения методики украинизации.

Это не помогло не только привить любовь к украинскому языку, а и просто отбило всякое желание его изучать. Насильно мил не будешь. Да и зачем изучать, если вокруг все говорят на русском? То есть, результат был достигнут качественно противоположным желаемому.

А так как язык – это носитель культуры, то и украинская культура оказалась тоже невостребованной.

Немало помогли во всем этом и некоторые высказывания тех, кто присвоил себе звание и право высказываться от имени украинских националистов. И можно сейчас много и долго говорить о том, что "это была реакция или ответ на идентичные действия другой стороны", и о том, кто "первый начал"...

Конструктива во взаимопонимании обеих сторон это не привнесло. В результате непонимание и противостояние только увеличилось. И это дало почву для прорастания крайних настроений. И даже провокаций.

Кому выгодно разжигание межнациональной ненависти, понятно. Тем, кому нужна Украина слабая и разрозненная, а потому послушная и зависимая.

Неспособная быть самостоятельной ни экономически, ни политически, вечно у кого-то что-то просящая. Страна, с которой можно не считаться. С народом, раболепствующим на задворках иных цивилизаций.

Нельзя построить государство на противоположностях, противоречиях и противостояниях. Но понять то, что государство носит название "Украина" и поэтому приложить усилия для интеграции в украинский язык, культуру и историю – немалая часть жителей Украины не желает, не стремится, и с этой культурой себя никак не отождествляет.

Отсюда, логически: невозможно создать национальную общность, то есть – украинский народ с единым видением будущего страны. С единым видением того пути, по которому нужно идти в это будущее.

Заставить нельзя. Сами – не хотят.

Если разделиться, федерализовать или конфедерализовать страну – на каких принципах и где провести границы?!.. Сколько получится тогда субъектов, и поможет ли это объединить два народа? Или только усугубит раскол?

Не будут ли такие субъекты захвачены другими государствами в зону своих интересов с последующим поглощением этих кусков? И чем тогда будет определяться их сила, авторитет в мире?

А в итоге, об Украине можно будет говорить лишь в прошедшем времени.

И не нужно никому с обеих сторон стучать себя в грудь, доказывая свою патриотичность, полагая, что на этом можно куда-то выехать. Потому что это палка о двух концах, а проблему красивыми заявлениями и патриотическими лозунгами не решить.

И откладывать решение в долгий ящик, в надежде, что все само рассосется – тоже нельзя. Все как раз будет так же, как и всегда.

А если не обращать внимания и загонять проблему в угол, то она неожиданно и уже неконтролируемо вылезет с другой стороны. Особенно относительно внутренней и мировой политэкономической обстановки – в том, что "вылезет", можно и не сомневаться.

Можно ли решить эту задачу, и каким образом – руководители Украины ясного ответа пока на это не дают.

И даже вообще никакого ответа не дают. Видно, не до того.

Тогда, возможно, попробуй ответить ты, читатель. Чтобы не получилось, как всегда.

Виктор Касич-Пилипенко, специально для УП

Внимание! Мы включили премодерацию. Комментарии появляются с задержкой.
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)