Социальная справедливость и национализм

136 просмотров
Вторник, 21 февраля 2012, 13:49
Геннадий Целковский
преподаватель кафедры культурологии Института философского образования и науки Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова

Дню социальной справедливости посвящается

Благодаря СМИ у простых людей складывается мнение, что аварии, совершаемые так называемыми мажорами – это будние дела. Мы привыкли к сводкам с полей, где говорится о смертях невинных людей на остановках, площадях, тротуарах; о том, что очередной виновник аварии был пьян, под действием наркотических средств, безумно превысил скорость или просто не умеет обращаться с автомобилем.

Прошлый год явил миру помощницу судьи на Мерседесе-внедорожнике стоимостью свыше 100 тысяч долларов; 23-х летнюю заместительницу начальника облтаможни на бентли; разнообразных мэров, милиционеров, депутатов на машинах, которые возможно купить только на зарплату за всю жизнь работы.

Праведные голоса возмущенно твердят о вседозволенности представителей так называемой элиты, которые не получают соответствующего наказания в виде тюремных сроков...

Перед тем, как разбирать происходящий произвол в Украине, хотелось бы прояснить некоторые понятия.

В первую очередь, необходимо снять обозначение "элита" – с бюрократического, правоохранительного классов. Они не имеют ничего общего с этим словом. Это в идеальной стране управляющий класс состоит из элиты, то есть из тех людей, которые формируют конструктивные позитивные идеологемы, осознают потребности и ценности общества, смысл существования которому они же и придают. Украинская нация таким обществом неявляется.

Таким образом, выходит замкнутый круг: элита формирует нацию, нация по определению имеет свою элиту.

Автор не ставит за задачу разбор формирования элиты в Украине, просто видит за необходимое не присваивать тем людям, которые имеют доступ к ресурсам страны через власть, звание "элиты".

В свою очередь, для большинства людей, которые составляют представительские, бюрократические и правоохранительные органы, работа во благо украинского народа является абсолютной абстракцией, поскольку их мировоззрение сложилось в другой стране, в которой существование этой страныне приветствовалось.

Безусловно, с точки зрения большинства моих соплеменников, вообще непонятно, как можно работать для кого-то, если любой человек заботиться о себе и своих родных, то есть любой человек, находясь на какой-то распределительно-разрешительной должности, использует все ресурсы для своего обогащения? Этот ответ ошибочен, поскольку не соответствует потребностям людского и общественного существования.

Замкнутость на удовлетворении индивидуальных потребностях ведет к разрушению социальной организации, и, соответственно, уменьшает или уничтожает возможность оптимального человеческого существования. Оптимальным является баланс между индивидуальным и общественнымслужением. А это уже предусматривает соблюдение и осознание общественных ценностей и императивов.

Отказ от признания общественных потребностей, на самом деле, является общемировым трендом, который особенно усилен в нашей стране, самое существование которой не признается многими ее гражданами.

Это приводит к тому, что идея индивидуального выживания внизу трансформируется в идею индивидуального обогащения вверху. Так реализован тезис: "Каков народ, таков и власть".

Таким общественным устройством, когда соблюдается вышеуказанный баланс, является нация, как наиболее цементирующая форма, потому что идентификация происходит по линии общих ценностей, памяти, языка, истории, культуры, родства.

Выходит, что люди и власть будут думать не только о себе тогда, когда в систему их ценностей будут встроены и национальные ценности, то есть так называемое национальное самосознание.

Презрительное отношение к национальному сознанию и самосознанию связано с нашей исторической памятью, которая частично состоит из российской исторической памяти, в которой категория "нация" вообще не имеет основы. Россия не является мононациональным государством, и поэтому она не использовала в своей государственной и политической риторике национальные категории.

Таким образом, отсутствие национального сознания у украинской власти – в большинстве своем выходцы из комсомола или партии – имеет и такие причины:

– национальная риторика является маргинальной для нашей культуры, и часто специальными техниками проводится ассоциация с нацизмом и фашизмом;

– с другой стороны, сама Украина, ее независимость не имеют ценностного измерения в сознании власть имущих.

Хотя, было бы глупо отрицать ценность существования независимого украинского государства для власти, потому что именно в силу этого она власть. В принципе, часто такие меркантильные интересы региональной элиты лежали в основе национальных движений, но основой была все-таки идея общности.

Общая картина позволяет представить определенный идеологический вакуум Украины или, как любят говорить политологи, отсутствие национальной идеи.

Можно возразить: чтобы человек в своих поступках руководствовался не только индивидуальными, но и общественными интересами, данные интересы не обязательно должны быть воплощены в национальные категории, а, например, религиозные, классовые, коллективные.

С исторической точки зрения, так оно и было: история показывает и классовые-стратификационные – Средневековье, Советский Союз, Индия, и религиозные – Арабо-мусульманский мир, опять же, Средневековая Европа, и расовые формации – Третий Рейх. Каждая из них имеет и преимущества, и недостатки.

Но пока, на данный час, наиболее оптимальным является национальное государство. То есть, история формирования украинской нации и борьба за независимость украинского государства должны проходить красной нитью в исторической памяти любого украинца.

Понятие идеологического вакуума не является простой философской абстракцией, поскольку несет в себе много сопутствующих негативных явлений, не в последнюю очередь в связи с общественной моралью и правом, о чем и шла речь в начале статьи.

Автор не претендует на то, что мажоры совершают больше аварий, нежели простые смертные, на это должны ответить здравый смысл и статистика, интересен тут другой аспект – наказание за совершенное преступление.

Любой мало-мальски мажор, от сына районного депутата до сына министра, после совершенного преступления, вкупе со своими родителями считает необходимым избежать наказания. Механизмы известны всем: через милицию, прокуратуру, суды, больницу. Естественно, человек без связи за совершенное преступление получит заслуженное наказание.

Автор задался вопросом, не "почему мажоры избегают наказания", а "почему они хотят его избежать". На первую часть пусть отвечают юристы, мне же интересен морально-идейный "состав преступления".

Конечно, любой родитель все бы сделал для того, чтобы его сын не попал в тюрьму – это нормальное человеческое побуждение. Но в обществе, где законодательство соответствует социальным структурам, культуре, где не обсуждается сам смысл существования этого общества – приговор принимается как должное. То есть: то, что мой ребенок сидит – это плохо, но справедливо.

У нас же это и плохо, и ненормально. Почему?

На бытовом уровне можно сказать: "не отмазал, потому что лох!", на научном уровне можно объяснить, что приговор не принимается, потому что он не легитимен на внутреннем, ценностном уровне человека.

Психологически нелегитимными приговоры являются тогда, когда подвергаются сомненью судейская система, своя вина, государство, от имени которого судят. Внутренняя легитимация существования Украины и ее общественных институтов, автоматически тянет легитимацию большинства приговоров.

Но ведь убиты люди, и должно последовать наказание! Да, но господствующий индивидуализм и полностью отсутствующее общественное сознание, отсутствие моральных стержней – приводит к тому, что водитель-преступник не признает себя как совершившего преступление.

Но нам важнее не простой человек-преступник, где не все так однозначно, а истории с мажорами, судьями и милиционерами.

Часто говорят о чувстве вседозволенности у представителей разрешительно-распределительной системы. К сожалению, не существует такой возможности, как "опрос преступников-мажоров об их чувствах".

Как по мне, есть два варианта их ощущений: 1) испытывают муки совести от убийства людей, но боятся тюрьмы; 2) не считают, что совершили преступление, тюрьмы избегают, не потому что боятся, а потому, что искренне верят, что ничего такого не сделали, совершенное преступление не осознается как преступление и смерть других людей никак не переживается.

Благодаря многим криминальным передачам, смерть и убийство не воспринимается как несвойственное человеческому обществу. Большинство людей возмущает не то, что мажор кого-то убил – а то, что ему за это нет наказания.

Когда мы говорим о социально-правовом неравноправии, которое де-факто есть в Украине, это отсылает нас к Средневековью или кастово-варновой системе Индии.

И это не журналистский шаблон, а научная констатация того, что есть в нашей стране...

Если вспомнить "Русскую правду" эпохи Киевской Руси, то там постулируется зависимость наказания от статуса преступника и пострадавшего. Социальная структура Украины реализована не только в общественных связях, она соответствует и внутренней картине мира украинца.

Когда водитель БЧЖ, "большого-черного-жыпа" требует убраться с его пути – он считает, что сгоняет с полосы смердов-неудачников.

Когда мажор сбивает людей – он считает, что они сами виноваты, что попали на его пути.

Люди, которые пришли к власти, не в последнюю очередь пришли к власти благодаря тому, что больше соответствуют стране.

Президент, будучи на вершине всей пирамиды варновой системы Украины, поневоле должен иметь Межигорье и вертолеты, иначе он не true, "а царь то не настоящий!"

Проще говоря, поведение власть имущих диктуется организацией общества, а не их прихотями.

Отсутствие идеи, концепции будущего, моральных стержней показывает всю искусственность культурных приобретений человечества за последнее тысячелетие.

В сухом остатке – мы те же смерды и бояре, только с айфонами.

…Остается только надеяться на то, что большая конвергентность современной культуры, высокая информационная и реальная мобильность, поколение, выросшее в новых условиях, неустойчивость сформированной социальной организации украинского общества – все это предпосылки для смены власти в ближайшее десятилетие и появления реальной элиты.

Геннадий Целковский, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)