Предвыборный дебют, или Реклама против идеологии

Понедельник, 11 июня 2012, 13:01
политолог

Шум упорно раскручиваемых политических скандалов, звучащий в унисон с формальными обещаниями заботиться об интересах народа, Гаврииловой трубой возвещает о приближении официальной даты старта предвыборной кампании. Кампании, чьей совокупной финансовой смете, судя по размаху подготовительных работ, суждено преодолеть планки 2006-2007 годов, и стать достойным прологом к следующим президентским выборам.

Нарастающее напряжение в партии власти стимулирует здоровую конкуренцию среди тех, кто рассчитывает попасть в ВР собственными силами.

В социально-экономической плоскости внутривидовая активность претендентов предсказуемо огибает дыры избирательного законодательства и сублимируется под видом общественных движений, или простой, немудреной спонсорской помощи.

Упрямо метят территорию рекламными щитами "согласованные" мажоритарщики, слегка ограничивая бигбордовую экспансию Натальи Королевской. Стабильно растет количество сервильных к власти материалов и роликов в сетках вещания телеканалов.

Тематическое наполнение и характер агитации своей навязчивостью вызывают критику экспертов и тайную зависть некоторых оппозиционеров. Основная претензия, как водится, относится к банальности подобранного материала и раздражающему его количеству. С другой стороны, вполне понятна мотивация отрабатывающих гонорар штабистов, призывающих кандидата подарить свое лицо каждой доступной рекламной поверхности – "для повышения узнаваемости". Это именно тот случай, когда качество принесено в жертву массовости.

Сложно сказать, какие мысли возникают в головах представителей объединенной, или любой другой оппозиции, когда они наблюдают за действиями оппонентов. Возможно, они слегка деморализованы серьезностью происходящего?..

Как бы то ни было, предварительная оценка агитационного стиля регионалов позволяет сделать некоторые выводы об их предвыборной стратегии.

Общей идеи кампании, утверждаемой на уровне ответственного за идеологию Бориса Колесникова, нет. Ее место занял симулякр, обращенный в прошлое. Не в смысле слоганов – хотя это тоже, "помни", "гордись" и так далее – но по своему существу. А именно:

1) пахнущие нафталином обещания;

2) регулярные спичи-напоминания, насколько хуже жилось до 2010 года, выглядящие последовательным продолжением предвыборных роликов ПР образца 2007 года;

3) полная реактивность начавших раскрутку кандидатов по части информационных поводов, скатывающаяся в паразитирование на теме праздников, будь то день Победы, Конституции или хотя бы Международный день детей. Последний, к примеру, неожиданно сделался очень популярным в городе Макеевка, который буквально застлан лозунгами "Дети наше будущее", "Детям нужна наша любовь" и прочее, за авторством зятя покойного Джарты.

На этот фактор хочется обратить особое внимание. Потому что для тех же регионалов вопрос идеологии менее актуален, чем для оппозиции. В распоряжении власти набор достаточно действенных клише, по-прежнему способных мобилизовать часть носителей подданнической политической культуры. Плюс внушительные финансовые и административные ресурсы.

Кандидат оппозиционного толка подобной роскошью похвастаться не может. Как не может он полагаться на привычные риторику и критику власти. Если действительно хочет победить.

Голосуют, конечно же, за идею, а не за идеологию. Однако при правильном подходе идеология может стать ключевым элементом в организации штабной работы, заполняющим те пробелы, которые возникают из-за недостаточного финансирования.

Главная причина, по которой сегодня идеология недооценивается крупными политическими игроками, исходит из сложившегося стереотипа отношения к ней, как к маргинальному, сохраняющему негативные коннотации с тоталитарными тенденциями ХХ века явлению.

В свою очередь, по мнению приверженцев франкфуртской школы, место идеологии заняла массовая культура, поставившая на конвейер торговлю виртуальными образами. Однако исповедующие подобный принцип консультанты и политики упускают из виду важное обстоятельство. Ведь сегодняшние украинские реалии чрезвычайно далеки от благостных условий, в которых развиваются европейские политические системы.

По стилю мышления средний украинец все еще стоит одной ногой в традиционном, доиндустриальном обществе.

Поэтому более справедливым отношением к идеологии стало бы мнение политолога Карла Дойча, считавшего ее "картой действительности", превращающей настроения разрозненных индивидов в массовый порыв, чье направление задают позиции соответствующей политической силы.

Там, где демагогия даст десять мест в парламенте – хорошо подведенная и налаженная работа на идеологическом фронте подарит партии в два раза больше.

Пропаганда, агитация, работа наблюдателей и общественных приемных – в конечном счете, идеология находит свое применение повсюду. Да, она накладывает на своего апологета определенные рамки, ограничивая искусство словесных маневров. Но политикам, так сильно дорожащим своим ораторским талантом и истово верующим, что лишь разнообразие обещаний может привести их к виктории, – следует вспомнить, кто победил на прошлых президентских выборах и где сейчас двое самых заметных агитаторов украинского политикума...

Кроме того, трогательные слова и обещания "наладить жизнь" – в глазах людей, никогда не живших лучше, вряд ли ценней, чем поздравительная пачка чая и поправленный забор.

В этом на своем опыте убедился еще писатель Иван Франко, некогда трижды баллотировавшийся в Галицкий Сейм, и проигрывавший. Потому что обещавшие поддержку селяне в последний момент изменяли своим принципам – за мешок зерна, богатую попойку или из банального страха перед местным панством... Да-да, вопросы административного ресурса и подкупа избирателей в Украине имеют богатую историю.

При должном размышлении становится очевидно, что идеологическая составляющая не обедняет лексикон того или иного кандидата, а придает его словам дополнительный вес. Избавляет от чрезмерного злоупотребления популистской приправой.

И наконец, главное – именно идеология способна объяснить простому обывателю, живущему вдали от политических перипетий, чем один конкретный политик лучше любого другого кандидата.

Будем честны с собой: в глазах подавляющего большинства украинских граждан нет принципиальной разницы между ПР или КОДом. А уж мажоритарщики и вовсе на одно лицо. Все заносят пайки, все много обещают и мимикрируют под "своих".

Так чем же один лучше другого?

Если выводить все в плоскость непрямого подкупа и прочей материальной стимуляции, то кандидат от власти – под какими бы цветами он не шел – обладает заведомым преимуществом.

Еще одна, охотно используемая партией власти технология – стимуляция конфликтов в обществе по линиям самоидентификации "свой-чужой". В отсутствие внятной консолидирующей идеологии, подобная тактика работает вполне сносно.

Одна из немногих возможностей на победу для оппозиционера – строить свою кампанию на прямом контакте с избирателем. Там, где нельзя взять количеством бордов, нужно брать качеством работы агитаторов. Люди убеждают других людей лучше рекламы. Пропаганда не ограничивается рекламными щитами и способна объяснить, что "А" лучше "Б".

Идеология же дает материал для ответов на многочисленные "почему".

Она обеспечивает дисциплину и, опираясь на системную (!) работу штаба, способна привлечь ту часть электората, которая традиционно воздерживается от участия в выборах. Это станет не лишним, учитывая, что в парламентской кампании, скорее всего, будет воспроизведен сценарий, отрепетированный в Обухове и ряде городков поменьше – когда победу кандидатам от власти приносила умелая мобилизация симпатиков и пакетированного электората, на фоне всеобщего абсентеизма.

Стремление все свести в экономическую плоскость – вот один из источников безыдейной рекламы провластных кандидатов.

Другой – вовсе не близорукость или ригидность, как пеняют независимые эксперты, а скорее пренебрежение к той же оппозиции. Безбоязненность, развившаяся, надо думать, из отчетливых представлений о личностных характеристиках "борцов с режимом" и пределе их возможностей.

Никто не отменяет практики закулисной игры, до которой так падки украинские политики. Но оппозиция должна понять – договариваются с сильными. И лучший случай продемонстрировать свою силу, или хотя бы готовность стать сильнее – представится аккурат в приближающейся предвыборной гонке.

Гонке, в которой шансы на победу кроются в методичности и умении мотивировать своих собственных приверженцев.

Андрей Колесник, политолог, специально для УП