Партийное строительство Украины: как менялся политический ландшафт

- 4 октября, 09:00

Трансформация украинского партийного поля демонстрирует не столько эволюцию политической конкуренции, сколько эволюцию самой функций государства, от пассивного регистратора, лишь легитимизировавшего партии, до активного регулятора политического пространства.

Этапы партийного строительства

По официальным данным Министерства юстиции в Украине по состоянию на сейчас действует 340 политических партий. И со времени обретения независимости Украина пережила несколько волн их массовой регистрации. Начиная с 1990 года, когда появилась первая зарегистрированная партия, тенденция имела скачкообразный характер.

Первый заметный подъем произошел в 1999 году: тогда за год было зарегистрировано 15 партий. Это совпало с президентскими выборами. Появление большого количества новых проектов можно объяснить тогдашней практикой использования "технических" партий для формирования избирательных блоков с целью, как поддержки кандидатов, так и делегирования членов и наблюдателей в избирательные комиссии.

Вторая волна пришлась на 2005 год, когда после смены власти Минюст зарегистрировал 18 новых партий. Это отражало политическое переформатирование страны: одни структуры раскалывались, другие — возникали заново, пытаясь закрепиться в новой политической системе.

Абсолютный рекорд был зафиксирован в 2015 году, когда за год было официально зарегистрировано 73 партии. Этот показатель в несколько раз превышает средние темпы предыдущих лет. Этому способствовали как события, связанные с очередной резкой сменой власти, так и местные выборы, которые состоялись осенью 2015 года по обновленному избирательному законодательству, что стало стимулом создания региональных политических проектов, известных как "партии мэров".

На следующий, 2016 год, было зарегистрировано еще 42 партии. Эту волну можно назвать инерционной: в политическом поле оставалась потребность в альтернативных проектах и поиском новых форматов для участия в выборах.

Последняя партия с говорящим наименованием "Наступление" была зарегистрирована в 2022 году, буквально накануне полномасштабного вторжения. С тех пор новых регистраций не осуществлялось.

Таким образом, динамика соотносится с ключевыми политическими событиями: завершением президентских сроков, революционными изменениями власти и избирательных правил. Каждый из этих этапов запускал процесс массового "партийного строительства", но рекордные цифры 2015 года выделяются как исключительный пример сочетания всех трех факторов одновременно.

Пассивные и "мертворожденные"

Сейчас часть реестра отражает только зарегистрированные на сегодня партии. Но немало политических сил по разным причинам прекратили свое существование. И Министерство юстиции на наш запрос предоставило соответствующую информацию. Закон "О политических партиях в Украине" предусматривает ряд оснований для отмены регистрации, и Министерство юстиции достаточно широко реализует свои полномочия в этой сфере.

Ключевое основание — невыдвижение кандидатов. Если партия в течение десяти лет не участвует в президентских или парламентских выборах, это является основанием для иска Минюста об отмене ее регистрации (ст. 24 Закона). Дела рассматриваются судами, и именно суд принимает окончательное решение. На этом основании Министерство подало 54 иска, из которых 24 завершились аннулированием регистрации. В перечень уже ликвидированных вошли как малоизвестные структуры, так и широко известные названия: "Организация Украинских Националистов", "Киевская Русь", "Совесть Украины", "Справедливая страна", "Солидарность правых сил". Еще 27 дел этой категории находятся в судах. Чем закончилось рассмотрение еще трех исков, которые почему-то выпали из статистики, – Минюст не уточнил.

Второе распространенное основание — необразование областных организаций в большинстве регионов. Здесь Министерство подало 10 исков, и уже есть судебные решения по ликвидации двух: "Социальной партии Украины" и "Универсальной партии".

Третье основание – недостоверные сведения в поданных на регистрацию документах — 3 иска, из которых 1 завершился ликвидацией.

В целом, если подытожить все категории, сейчас в судах находятся еще 34 дела о принудительном исключении политических сил из реестра. То есть процесс "очистки" партийного поля является длительным. А существование партии еще не означает ее реального участия в политическом процессе. Многие из них остаются лишь на бумаге. При этом количество уже ликвидированных и находящихся в процессе ликвидации, сопоставимо с числом реально действующих и влиятельных политических сил.

Запрет пророссийских сил

Механизм ликвидации "пассивных" партий является лишь частью более широкого процесса очищения политического поля. В условиях полномасштабного вторжения и военного положения он получил новое измерение — запрет политических сил, которые представляли угрозу национальной безопасности.

Так, 18 марта 2022 года Совет национальной безопасности и обороны принял решение "О приостановлении деятельности отдельных политических партий", введенное в действие Указом Президента № 153/2022. Во исполнение этого решения Министерство юстиции подало иски в Восьмой апелляционный административный суд, требуя запретить деятельность соответствующих структур. Кроме того, по материалам Службы безопасности Украины, были подготовлены еще несколько исков.

В результате суд удовлетворил все требования Минюста: была запрещена деятельность 21 политической партии. В этот перечень вошли, в частности, "ОПЗЖ", "Партия Шария", "Оппозиционный блок", "Социалистическая партия Украины", "Союз левых сил", "Прогрессивная социалистическая партия Украины", "Блок Владимира Сальдо", а также ряд менее известных структур вроде "Слава", "Большая Украина", "Социал-патриотическая ассамблея славян". Полный перечень включает и Коммунистическую партию Украины, запрет которой стал символическим завершением многолетней дискуссии о ее правовом статусе.

Правовые последствия запрета коснулись не только статуса партий, но и их активов. В соответствии со ст. 21 Закона "О политических партиях в Украине", имущество, средства и другие активы запрещенной судом политической силы переходят в собственность государства. Минюст утверждает соответствующие перечни, после чего Фонд госимущества, Министерство экономики и банковские учреждения обеспечивают фактический переход активов в государственный бюджет.

По состоянию на сегодня перечни имущества были утверждены в отношении 13 партий. В то же время по 8 запрещенных партий — имущества, средств или других активов не обнаружено.

Таким образом, если аннулирование из-за "пассивности" касалось преимущественно формальных и малодеятельных образований, то запрет в 2022–2023 годах затронул силы, имевшие реальное влияние и политическое представительство в условиях необходимости усиления защиты национальной государственности.

* * * *

Итак, статистика регистрации, аннулирования и запрета политических партий указывает на эволюцию украинского партийного поля на протяжении трех десятилетий. Если в 1990–2000-х годах всплески создания новых сил были связаны прежде всего с выборами и сменой власти, то после 2014 года процессы приобрели другое измерение — массовое обновление партийного спектра стало как следствием революционных событий, так и развития региональных политических проектов.

Отмена же регистрации партий отражает тенденцию к очищению от формальных образований, существовавших лишь на бумаге. Запрет же в 2022–2023 годах был призван на защиту национальной государственности в политической сфере в условиях военного положения.

Анализ ключевых исторических этапов, от избирательных "бумов" регистрации до административной "очистки" и финального запрета отдельных политических сил, видим динамику переосмысления роли государства в регулировании политических свобод.

Итак, политический ландшафт современной Украины определяется глубоким парадоксом. При формальном существовании более трех сотен политических партий реальная политическая конкуренция ограничивается деятельностью считанных игроков. Эта разительная диспропорция является не просто статистическим казусом, а симптомом глубинной трансформации отношений между государством и политическими игроками.

Эволюция украинского партийного поля за последние три десятилетия отражает переход государства от роли пассивного регистратора, который исключительно легитимизировал партийные проекты, к позиции активного регулятора, который определяет границы легитимного политического пространства. Такая эволюция от пассивного регистратора к активному гаранту безопасности стала следствием целого ряда исторических процессов.

Однако эта трансформация не является конечной точкой, а лишь началом новой дискуссии. И она ставит перед обществом новые фундаментальные вызовы, в частности поиска баланса между защитой государственности и ограничением политических свобод. Ответ на вопрос, где пролегает граница между моделью "защищенной демократии" и риском авторитаризма определит вектор развития политической системы Украины на следующие десятилетия.

Владимир Богатырь, адвокат, заслуженный юрист Украины