Юрий Гудименко глава Общественного антикоррупционного совета при Министерстве обороны

Генеральное Министерство

В конце весны я написал на УП большой текст о болезнях, которыми страдает Министерство обороны. Сейчас, в октябре, после замены министра и значительного количества заместителей, диагноз неизменен. Хотя Денис Шмыгаль демонстрирует (пока) желание бороться с симптомами, сами причины болезней остаются без изменений

Я неоднократно делал достаточно простой тест. Если у вас есть знакомые из Минобороны и Генштаба, задайте им один простой вопрос: "зачем Генштабу нужно Минобороны?" и наоборот.

Поверьте, вы удивитесь результату.

Реклама:

Если для широкого общества и Минобороны, и Генштаб являются чем-то вроде двух крыльев большой военной структуры, то для более углубленных в процесс людей все выглядит иначе. Сотрудник Минобороны, вероятно, расскажет вам, что они являются главным ведомством, мозгом системы, а Генштаб является лишь исполнителем. Возможно, будет упомянуто, что именно по представлению Министра обороны назначаются и снимаются с должностей командующие родов и видов сил (войск), включая Главнокомандующего. Если повезет, то в разговоре будут фигурировать такие термины, как "формирование политик", "военно--политическое управление" и – в отдельных случаях – цитироваться Закон "Об обороне".

Если же вы спросите о роли Минобороны у представителя Генштаба, вы получите диаметрально противоположный ответ. В нем могут быть упомянуты ключевая роль Генштаба в обороне Украины, несвоевременное обеспечение министерством бойцов и войск, а если ваш разговор будет происходить в неформальной обстановке – то и пространный рассказ о том, что гражданские не имеют права указывать военным.

Как лаконично сказал мне один из полковников Генштаба, "мы говорим им [Министерству], что нам привезти, и пусть они привозят".

Эти две позиции не просто разные – они диаметрально противоположны. Взгляд Минобороны основывается на законах. Это взгляд на ситуацию "де-юре". Потому что закон четко говорит, что именно Министр обороны "осуществляет военно--политическое и административное руководство Вооруженными Силами Украины".

Сами Вооруженные Силы в лице Генштаба смотрят на ситуацию иначе. Их позиция — это позиция "де-факто", которая фиксирует положение вещей, сложившихся не на бумаге, а в реальном мире. В котором Минобороны действительно пытается самоустраниться от любого руководства армией, а военные, наоборот, по возможности пытаются диктовать условия министерству.

Когда две ключевые институции в стране во время войны не могут определиться с ролями друг друга, складывается ситуация, которую трудно назвать иначе как управленческой шизофренией.

Это и является одной из ключевых, фундаментальных проблем, которые мешают эффективной работе и изменениям в армии. Мы говорим не о конкуренции между Генштабом и МО –, потому что конкуренция могла бы быть даже полезной. Мы говорим об отсутствии понимания своего места в государстве, что приводит к тяжелым, а иногда катастрофическим последствиям.

Один из гражданских чиновников Минобороны сказал мне в сердцах: "Мы его [солдата] одеваем, экипируем, отдаем армии, а они нам возвращают гроб и говорят "похороните и рассчитайтесь с близкими".

Эти слова, конечно, не являются характеристикой системы. Но они являются показателем отношений в ней.

Министр обороны подает на назначение и снятие с должностей командующих не потому, что он детально понимает специфику их службы и считает, что так будет лучше, а потому, что Президент сказал ему так сделать. Генштаб и Министерство ревниво образуют дублирующие структуры, наполняют их людьми, запутывают систему принятия решений, что уменьшает нашу боеспособность.

Система контроля над армией, прописанная на бумаге, как правило, на этой бумаге и остается. Минобороны позволяет себе системные финансовые проверки воинских частей, но почти никогда не лезет в расследование причин военных потерь и провалов. Прописанные в законах "демократический гражданский контроль" и "административное руководство Вооруженными силами" фактически забыты.

В отсутствии нормальной военной юстиции это приводит к тому, что армия контролирует сама себя.

А значит, мы обречены раз за разом читать в новостях о трагедиях на полигонах, преступных приказах, бессмысленной гибели военнослужащих и так далее, а следствием этих драм есть и будет образование призрачных комиссий без каких-либо системных выводов и – в единичных ситуациях – снятие с должностей генералов и полковников, часть из которых через полгода снова займет аналогичную или даже более высокую позицию в армии.

Если бы я был человеком, далеким от реальности, то мог бы написать, что ситуацию может решить принятие и подписание законопроектов по четкому распределению функций между Генштабом и Минобороны. Эти законопроекты есть и лежат в парламенте. Но на самом деле это может решить лишь некоторые вопросы точечно, и никаких – фундаментально. Так же мало к чему приведет и гипотетический совет министру Шмыгалю четко проговорить и решить все системные вопросы с главнокомандующим Сырским. Слишком много уже есть переплетевшихся между собой процессов, устоявшихся практик, систем, комиссий и рабочих групп, взаимных обид и противоположных интересов.

Единственный, кто чисто теоретически в нынешних условиях мог бы и должен был бы решать такие системные проблемы – это Верховный Главнокомандующий Владимир Зеленский. Но рассчитывать на это, кажется, не имеет никакого смысла.

Юрий Гудименко

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Минобороны Генштаб российско-украинская война
Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования