Станислав Кравченко Глава Верховного Суда

Путь к эффективному правосудию: пять ключевых шагов

Уже более трех десятков лет мы слышим о необходимости реформирования судебной власти, а также о том, что какая-то судебная реформа не удалась и нужно проводить новую.

Если на определенных этапах развития нашего государства это было оправдано, то сегодня такие нарративы вредны и их необходимо заменить другими – говорить о развитии судебной власти, сосредотачиваясь на конкретных направлениях, в которых она действительно нуждается, а не побуждать к ее общему реформированию, в котором может быть заинтересован любой -, но точно не гражданин, который обратился за защитой своих прав в суд.

Важно иметь четкие приоритеты, которые сфокусировано будут способствовать поступательному движению всех институтов судебной власти в правильном направлении, и в рамках этой публикации предлагаю их рассмотреть.

Реклама:

1. Преодоление кадрового голода

По приблизительным подсчетам, в судах первой инстанции не хватает половины судей, а в апелляционных судах – около 2/3. При этом на рассмотрении всех судов в год находится 5 млн 300 тыс. дел, из которых поступает около 4 млн дел каждый год и примерно столько же дел судами рассматривается.

Это огромное количество, с которым справиться не так и просто, а в условиях кадрового голода это неизбежно приводит к увеличению длительности судебных производств, а также к тому, что судьи работают на пределе своих физических и эмоциональных возможностей.

Из хороших новостей – конкурсы на вакантные должности в судах как первой, так и апелляционной инстанции продолжаются, но, к сожалению, не так быстро, как бы этого хотелось.

Одной из причин является сложность и чрезмерное количество конкурсных процедур, обоснованность части из которых вызывает очень большие сомнения: для того, чтобы стать судьей необходимо сдать тест по истории Украины, а также своеобразный тест на уровень IQ.

В то же время успешность их прохождения отнюдь не является гарантией того, что потенциальный кандидат станет хорошим судьей.

Это приводит к тому, что на эти конкурсы наше государство необоснованно тратит два чрезвычайно важных ресурса: время и деньги.

Эффективность государства в этой части, без сомнения, требует пересмотра этих кадровых процедур и оставления только тех из них, которые на самом деле имеют смысл и которые при этом обеспечат формирование высокопрофессионального добропорядочного судейского корпуса.

2. Изменение сети судов

Напомню, что в 2020 году наше государство провело административно-территориальную реформу, в результате которой количество районов уменьшилось с 490 до 136 (на 354 района). Реформа сети судов (для чего необходимо принятие закона) должна была состояться после административно-территориальной реформы, однако этого не произошло и суды продолжают фактически функционировать в соответствии со "старым" административным делением.

Это приводит к неэффективности и неоптимальной системе судов, а также чрезвычайно неравномерной нагрузке между различными судами. Есть суды, расположенные в довольно малых по размеру населенных пунктах, в которых работает 1–2 судьи, и их нагрузка несоизмерима с нагрузкой их коллег в крупных населенных пунктах.

Такой дисбаланс, который существовал и раньше, с 2020 года только углубился, поскольку административная реформа уже повлияла на изменение системы других органов власти, в том числе и правоохранительных, перемещение которых привело к увеличению нагрузки на одни суды и уменьшению – на другие.

Итак, чем быстрее наше государство оптимизирует систему судов и приведет ее в соответствие с новым территориальным устройством, тем быстрее суды смогут функционировать более эффективно.

В качестве контраргументов этому процессу звучат мнения о том, что такая реформа приведет к ухудшению доступа к суду и ослаблению возможностей граждан защитить свои права в суде. С этим очень сложно согласиться, ведь в зависимости от каждого конкретного региона, в котором будет происходить оптимизация, можно находить свое, наиболее приемлемое для всех заинтересованных лиц, решение.

Эта реформа уже перезрела, и с каждым годом промедления наше государство теряет ресурсы, а его граждане не получают надлежащего доступа к суду, а также разумной продолжительности рассмотрения их судебных дел.

Как известно, отложенное правосудие равноценно отказу в правосудии.

3. Финансирование судебной власти

Судейское вознаграждение судей первой и апелляционной инстанций, а также заработная плата работников аппаратов судов требуют безотлагательного повышения.

С 2020 года уровень судейского вознаграждения является замороженным. Уровень оплаты труда работников аппаратов судов не достигает даже половины от того, что эти специалисты могут получать в частных структурах – это приводит к невозможности нахождения специалистов, а также короткой продолжительности их пребывания на должностях.

Низкая оплата труда тех, кто осуществляет правосудие, а также тех, кто обеспечивает его осуществление, может очень дорого стоить государству: начиная с того, что от уровня такой оплаты зависит профессиональный уровень специалистов, стремящихся получить соответствующую должность, заканчивая коррупционными рисками.

В конце концов, все это имеет негативное влияние на доступ граждан к суду.

4. Цифровизация правосудия

Развитие технологий создает предпосылки для того, чтобы обмен документами между судом и участниками процесса осуществлялся в электронном виде через систему "Электронный суд". Так же такой упрощенный электронный документооборот должен существовать и между судами.

Такой подход позволяет достичь как минимум двух целей – ускорить обмен документами, устранив при этом необходимость в пользовании услугами "Укрпочты", и удешевить стоимость почтовых отправлений, сделав их, собственно, почти бесплатными. На сегодняшний день суды и участники процесса вынуждены нести довольно существенные расходы на почтовые отправления, и в современных условиях диджитализации такие расходы не могут считаться приемлемыми.

Обеспечить вот эту единую систему электронного судопроизводства наше государство планировало еще в 2017 году, но по тем или иным причинам до сих пор этого не сделало.

Очевидно, что мы значительно теряем, не используя имеющийся потенциал цифровых технологий в сфере правосудия, не говоря уже об искусственном интеллекте, использование которого в рамках этой единой системы также имеет серьезный потенциал.

5. Обучение судей

Евроинтеграционный прогресс Украины требует углубления знаний судей о праве Европейского Союза.

Несмотря на отсутствие у Украины статуса члена ЕС, национальные суды уже сегодня точечно начинают применять право ЕС и руководствоваться практикой Суда справедливости ЕС, и это, безусловно, является позитивом. Однако то применение, которое ожидается в связи с приобретением членства, будет значительно масштабнее и сложнее.

Именно поэтому, учитывая довольно значительное количество судов и судей, такое обучение и налаживание связи с судьями стран – членов ЕС необходимо начинать безотлагательно.

Что бы я хотел донести на сегодня больше всего, так это то, что будущее судебной власти зависит от способности действовать последовательно и прагматично. Пять очерченных шагов – это не предел, но именно они способны значительно усилить эффективность украинского правосудия.

Станислав Кравченко, председатель Верховного Суда

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
суд реформы
Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования