Дома лучше: как Украине конкурировать за молодежь, которая уехала?
На Киевском международном экономическом форуме (KIEF 2025) исследовательская компания Gradus представила результаты качественного исследования о настроениях и планах молодых украинцев за рубежом "Капитал будущего. Как Украине конкурировать за уехавшую молодежь".
Исследование показало, что украинская молодежь за рубежом остается эмоционально связанной с Родиной, но все чаще на уровне рацио принимает решение оставаться в странах ЕС.
62% опрошенных украинцев имеют желание вернуться домой, однако реалистичность этого шага разбивается о следующий вопрос — Большинство украинцев не могут назвать ожидаемых сроков даже приблизительно. И если в 2024 году главной причиной не возвращаться была безопасность, то в 2025 -м на первое место вышло качество жизни и профессиональные возможности в ЕС.
Какими стали молодые украинцы за рубежом за 3 ½ года войны?
Gradus определяет молодое поколение украинцев как multilingual, global, agile — людей, которые мыслят быстро, адаптируются к изменениям и живут в мире без границ. Они не имеют советских контекстов, легко переключаются между культурами и языками и стремятся к личностному развитию.
Их жизненные приоритеты существенно отличаются от старших поколений: вместо материальных ориентиров — баланс, свобода и самореализация, ориентир на собственные потребности и высокий уровень индивидуализма.
Для них свобода — не просто базовая ценность, а среда обитания. Они толерантны к вызовам, формируют собственные жизненные стратегии и все чаще выбирают не "возвращаться или оставаться", а жить на несколько стран, сочетая различные идентичности и профессиональные возможности.
В то же время они более критично относятся к положению дел в Украине, в большей степени склонны считать, что активные боевые действия растянутся на годы, соответственно, их намерения относительно возвращения звучат менее уверенно.

Барьеры и магниты для возврата
Среди ключевых барьеров молодежи — отсутствие "картинки будущего" в Украине, нестабильность институтов, скепсис относительно преодоления системных проблем и накопленный социальный капитал в новых странах.
В то же время магнитами остаются родственные и социальные связи, привычная среда, ощущение принадлежности к украинской культуре и желание внести вклад в развитие страны.
Данные количественного исследования показывают:
- 45 % молодых украинцев готовы вернуться, чтобы воссоединиться с семьей,
- 46 % — из-за желания быть рядом с друзьями и близкими,
- 38 % — из-за тоски по привычной жизни и среде,
- 36 % — чтобы заниматься любимым делом дома,
- и 26 % — чтобы внести свой вклад в победу.
В исследовании мы видим главный запрос молодежи — "картинка будущего" должна превращаться в конкретный план. Нужны прозрачные траектории образования и карьеры, предсказуемые сервисы и безопасность, а также легальные модели жизни на несколько стран — от удаленной работы до социальных гарантий при временных возвращениях. Когда эти элементы объединены в единое предложение, молодежь начинает видеть для себя реалистичный сценарий жизни с Украиной в центре.
Что это значит для государства и бизнеса? Конкуренция за молодежь — это не только о репатриации, а о создании условий для многополярной жизни, когда люди могут реализовывать себя в нескольких странах, оставаясь частью украинского культурного и экономического поля.
Евгения Близнюк, социолог, основательница и директор исследовательской компании Gradus
Исследование проведено исследовательской компанией Gradus Research методом глубинных интервью онлайн. Целевая аудитория исследования: молодежь 18-30, выехавшая за границу после 24.02.2022 – 7 ГИ. Контрольная группа: молодежь 18-30, проживающая в Украине – 10 ГИ. Период проведения: сентябрь 2025 года.
