Евгения Близнюк социолог, основатель и директор компании Gradus Research и Corestone Group

Дома лучше: как Украине конкурировать за молодежь, которая уехала?

На Киевском международном экономическом форуме (KIEF 2025) исследовательская компания Gradus представила результаты качественного исследования о настроениях и планах молодых украинцев за рубежом "Капитал будущего. Как Украине конкурировать за уехавшую молодежь".

Исследование показало, что украинская молодежь за рубежом остается эмоционально связанной с Родиной, но все чаще на уровне рацио принимает решение оставаться в странах ЕС.

62% опрошенных украинцев имеют желание вернуться домой, однако реалистичность этого шага разбивается о следующий вопрос — Большинство украинцев не могут назвать ожидаемых сроков даже приблизительно. И если в 2024 году главной причиной не возвращаться была безопасность, то в 2025 -м на первое место вышло качество жизни и профессиональные возможности в ЕС.

Реклама:

Какими стали молодые украинцы за рубежом за 3 ½ года войны?

Gradus определяет молодое поколение украинцев как multilingual, global, agile — людей, которые мыслят быстро, адаптируются к изменениям и живут в мире без границ. Они не имеют советских контекстов, легко переключаются между культурами и языками и стремятся к личностному развитию.

Их жизненные приоритеты существенно отличаются от старших поколений: вместо материальных ориентиров — баланс, свобода и самореализация, ориентир на собственные потребности и высокий уровень индивидуализма.

Для них свобода — не просто базовая ценность, а среда обитания. Они толерантны к вызовам, формируют собственные жизненные стратегии и все чаще выбирают не "возвращаться или оставаться", а жить на несколько стран, сочетая различные идентичности и профессиональные возможности.

В то же время они более критично относятся к положению дел в Украине, в большей степени склонны считать, что активные боевые действия растянутся на годы, соответственно, их намерения относительно возвращения звучат менее уверенно.

Барьеры и магниты для возврата

Среди ключевых барьеров молодежи — отсутствие "картинки будущего" в Украине, нестабильность институтов, скепсис относительно преодоления системных проблем и накопленный социальный капитал в новых странах.

В то же время магнитами остаются родственные и социальные связи, привычная среда, ощущение принадлежности к украинской культуре и желание внести вклад в развитие страны.

Данные количественного исследования показывают:

  • 45 % молодых украинцев готовы вернуться, чтобы воссоединиться с семьей,
  • 46 % — из-за желания быть рядом с друзьями и близкими,
  • 38 % — из-за тоски по привычной жизни и среде,
  • 36 % — чтобы заниматься любимым делом дома,
  • и 26 % — чтобы внести свой вклад в победу.

В исследовании мы видим главный запрос молодежи — "картинка будущего" должна превращаться в конкретный план. Нужны прозрачные траектории образования и карьеры, предсказуемые сервисы и безопасность, а также легальные модели жизни на несколько стран — от удаленной работы до социальных гарантий при временных возвращениях. Когда эти элементы объединены в единое предложение, молодежь начинает видеть для себя реалистичный сценарий жизни с Украиной в центре.

Что это значит для государства и бизнеса? Конкуренция за молодежь — это не только о репатриации, а о создании условий для многополярной жизни, когда люди могут реализовывать себя в нескольких странах, оставаясь частью украинского культурного и экономического поля.

Евгения Близнюк, социолог, основательница и директор исследовательской компании Gradus

Исследование проведено исследовательской компанией Gradus Research методом глубинных интервью онлайн. Целевая аудитория исследования: молодежь 18-30, выехавшая за границу после 24.02.2022 – 7 ГИ. Контрольная группа: молодежь 18-30, проживающая в Украине – 10 ГИ. Период проведения: сентябрь 2025 года.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
социология общество
Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования