Андрей Боровик исполнительный директор Transparency International Ukraine

Эра непотизма должна завершиться: что подсвечивает расследование НАБУ и САП об "откатах" в Энергоатоме

В какой плоскости кроется корень преступной схемы и что с этим можно сделать.

Скандал о преступной организации, которая занималась "откатами" на закупках АО "НАЭК "Энергоатом"", превзошел даже историю с коррупцией на закупках Минобороны в 2023 году, известной как "яйца по 17". Речь идет в частности о вероятном выводе 100 млн долларов, которые должны были пойти на защиту энергетической инфраструктуры через "откаты". А это одна из самых критических сфер сейчас и в частности та, которую активно поддерживают международные партнеры.

Однако все что сделало пока Правительство, реагируя на ситуацию — отстранил только одного из двух министров, фигурирующих в расследовании, а также направил Госаудитслужбу проверять закупки АО "НАЭК "Энергоатом"".

Позже стало известно также об увольнении наблюдательного совета "Энергоатома". Президент только через два дня призвал таки уволить с должностей Германа Галущенко и Светлану Гринчук, которые фигурируют в расследовании, и заявил о необходимости санкций в отношении подозреваемых по делу.

Реклама:

Тем временем ряд телеграмм- каналов начал распространять новости о том, что это расследование на самом деле на руку россиянам.

Если честно признаться, у меня самого эти новости вызывают уныние и подстрекают к пессимистическим мыслям. Но ни в коем случае не из-за самого расследования, а собственно из-за того, что оно раскопало.

Расследование и подозрения — это хорошо

Прежде всего важно зафиксировать, что расследование и его вероятные результаты — это однозначно хорошо. Несмотря на скандал, внимание СМИ, в частности международных, самое важное — то, что схема прекратится, и средства не будут дальше разворовывать. В частности именно ради подобных результатов мы отстаивали независимость НАБУ и САП летом.

Конечно кроме самого расследования и подозрений в его рамках мы ожидаем конкретные приговоры и привлечения к ответственности виновных. Стоит понимать, что это не произойдет сразу, ведь мы живем в правовой стране, где должно завершиться досудебное расследование и судебное разбирательство дела. Однако конечно мы ожидаем ответственности для коррупционеров.

Читайте также: "Свинарчуки" Зеленского. Как друзья президента разворовывали страну во время войны

Реакция власти

Президент сначала лишь общими терминами высказался о том, что поддерживает расследование, а все виновные должны быть привлечены к ответственности. Однако через два дня таки призвал к увольнению министров, фигурирующих в деле и заговорил о необходимости санкций для подозреваемых. Это минимальные шаги, с которыми и так затянули. Ведь Правительство сначала просто отстранило министра юстиции Германа Галущенко и направило Госаудитслужбу проверять закупки АО "НАЭК "Энергоатом"", о которых говорится в расследовании. Это откровенно выглядело как попытка защитить "своих".

Что касается контрольных мероприятий Госаудитслужбы, мы сомневаемся, что аудиторы смогут сделать много. Что они реально могут — проверить, соответствует ли состояние объектов, которые строят по результатам этих закупок, актам выполненных работ. То есть реально ли там построили, то что задекларировали. Это может быть полезным для следствия. Однако аудиторы не могут никоим образом проследить или подтвердить "откаты". Они даже не имеют полномочий идентифицировать переплаты. Их главная цель — следить, чтобы закупки происходили в рамках законодательства.

Виноваты ли закупки

Первой реакцией, которая естественно может возникнуть — мысль о том, что проблема в закупках. На пленках в рамках расследования в частности фигурируют закупки защитных сооружений для энергетических объектов. Их разрешено осуществлять без использования Prozorro — то есть напрямую. Это исключение внесли в закупочные правила, чтобы ускорить строительство защиты критической инфраструктуры. Однако, как стало известно из обнародованных пленок расследования, преступная организация наоборот задерживала строительство, чтобы выбивать свои "откаты".

Однако похожая схема была бы так же возможна и на тендерах. Prozorro — это не система борьбы с коррупцией. Это электронная система, в которой закупки происходят более эффективно и прозрачно. Эта прозрачность в частности означает больше шансов увидеть коррупцию. Однако, увидеть мы можем ее косвенные признаки: дискриминационные условия, завышенные цены, в которых прячут маржу на эти "откаты". К сожалению, преступные организации не проводят "откаты" через электронную систему публичных закупок.

Поэтому было бы больше шансов заметить проблему на этих закупках, если бы они происходили как тендеры в Prozorro — да. Точно были бы заметны эти "откаты" — нет.

Система и люди

Коррупция зарождается там, где в системе есть несовершенства, которыми можно воспользоваться, и люди, которые хотят это сделать. К сожалению, в реальном мире не существует идеальных систем. Как бы мы ни улучшали закупочные правила, не детализировали их, правила не могут снять ответственность с тех, кто их выполняет. Финальные решения всегда принимают конкретные люди.

Чтобы снизить риски, связанные с этим, к отбору людей на государственные должности должны быть применены принципы меритократии. То есть люди должны получать свои должности благодаря квалификации и достижениям, особенно когда речь идет об управленческих ролях. К сожалению, то, что происходит сейчас больше похоже на непотизм, то есть кумовство.

Пора принять то, что война вряд ли закончится в ближайшее время, и не стоит использовать ее как повод избегать правильных решений. Людей на руководящие должности в госорганы должны выбирать по результатам открытых конкурсов, а не назначать напрямую.

Мы видим результаты такого подхода в НАБУ и САП, где руководство избрано в рамках открытых конкурсов. Эти органы демонстрируют способность выполнять свои функции. На открытых конкурсах можно и следует выбирать руководителей госпредприятий, контролирующих органов, вроде Госаудитслужбы и Счетной палаты. И важно, чтобы эти конкурсы были не просто открытыми, но и действительно эффективными: с адекватными требованиями, соответствующими проверками квалификации и навыков.

Вместе с тем эти должности должны предусматривать адекватные рыночные зарплаты. Иначе мы не сможем привлечь на эти позиции действительно достойных специалистов. Стоит осознавать, что управленческая должность в государственных структурах — это такая же работа, как и управленческая должность в бизнесе. Да еще и с большей ответственностью и рисками. И она должна оплачиваться соответственно.

К сожалению, большинство госдолжностей все еще закрывают прямым назначением, а заработные платы на госслужбе далеки от рыночных. И это нужно менять.

Конечно, должности министров все-таки политические и распространить на них открытые конкурсы невозможно. Однако следует понимать, что "перестановка кроватей" нельзя считать сменой правительства в критических ситуациях. Назначение способных и добропорядочных специалистов на эти должности остается ответственностью Верховной Рады, и опосредованно — премьер- министра и президента, который назначает премьера. И важно чтобы этот выбор тоже осуществлялся на основе меритократии, а не кумовства.

Разоблачение коррупции — только первый шаг

Расследование разоблачения схемы "откатов" в сфере энергетики вызвало шквал и кучу эмоций. Историю обсуждают в медиа и соцсетях, заголовки пестрят на страницах международных изданий.

Однако если немного унять эмоции, нужно думать, что это на самом деле означает, и что с этим дальше делать.

Конечно, первыми шагами после разоблачения коррупции должно быть расследование, подозрения, приговоры и ответственность. Однако подобные истории всегда свидетельствуют о необходимости системных изменений. Скандал с "яйцами по 17" привел к реформе сферы оборонных закупок. Была ли эта реформа идеальной — конечно нет. Стало ли лучше — однозначно да.

Этот скандал следует воспринимать как знак того, что мы не можем больше терпеть непотизм. Государственная служба, особенно на важных руководящих должностях требует независимости, как политической, так и экономической. Это необходимо для эффективности.

Свидетельствует ли это расследование о том, что закупки якобы для ускорения строительства защитных сооружений для объектов критической инфраструктуры таки надо вернуть в конкурентное русло? Или там все-таки есть предостережения по соображениям безопасности?

Можно ли было предотвращать ситуации более эффективным внешним или внутренним контролем? У нас есть много вопросов, над которыми стоит тщательно подумать.

Андрей Боровик, исполнительный директор Transparency International Ukraine

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
коррупция НАБУ Антикоррупционная прокуратура Энергоатом
Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования