Архитектура мирного соглашения без капитуляции

- 27 ноября, 16:25

Сегодня перед Украиной и миром стоит задача, выходящая за пределы простого прекращения огня. Речь идет о создании новой архитектуры мира, которая станет не очередной хрупкой договоренностью, а несокрушимым фундаментом для долгосрочной безопасности Европы и нового глобального порядка. И хотя инерционным сценарием остается продолжение войны с временным прекращением боевых действий как результат "Гнилого соглашения", мы можем и должны заявлять о нашем собственном видении завершения войны.

Почему "28 пунктов" являются путем к капитуляции

"План 28 пунктов" (возможно, авторства Виткоффа –Дмитриева) – это не мирный план, а рецепт украинской капитуляции, замаскированный под "компромисс". Это, по сути, Пакт, который делит сферы влияния между РФ и Западом за счет суверенитета Украины. Такой план разрушает мировую систему безопасности, стимулирует дальнейший терроризм и агрессию и не может быть даже основой для конструктивных переговоров. Кажется, он уже похоронен после переговоров в Женеве.

Украине нужна не временная "заморозка" конфликта, а прагматическая модель победы, гарантирующая устойчивый суверенитет страны и делающая невозможным любой реванш агрессора. Таким стратегическим планом может стать некий "Новый Потсдам 2.0" – когда формально не определяется побежденный, а демократический и авторитарный мир согласовывают принципы сосуществования без войны.

Возможно, даже лучшей метафорой было бы "Вена 2.0". Венский конгресс (1815 года) стал залогом 100 лет относительного мира после наполеоновских войн, базировался на балансе сил (без оккупации побежденного).

Базовая цель договора – не "остановить войну любой ценой", а обеспечить долгосрочную безопасность Европы, фактическое поражение (хотя это может коммуницироваться как найденный компромисс) российской агрессии и настоящую трансформацию глобального порядка без всякого намека на украинскую капитуляцию. Этот план должен основываться на силе и юридически обязывающих механизмах принуждения, а не на доверии, которого к РФ больше не существует.

Сначала опишем что – теоретически – могло бы стать решением для Украины и мира. А потом – как сделать так, чтобы такой план был приемлемым для США (Трампа) и России (Путина).

Должны учесть усталость от войны в Украине, недостаток финансирования (только непокрытые бюджетные потребности на 2026-2027 год составляют 65 млрд долларов, а с учетом потребностей в военной помощи могут быть вдвое больше). Должны также учесть политическую ситуацию в ЕС, способ принятия решений в США, длинную стратегию Китая и тому подобное.

Но при этом не отказываться от сценария, когда решение ситуации в Украине становится способом предотвращения разворачивания глобальной войны.

Итак, когда бы не открылось "окно возможностей – в декабре 2025 (падение рейтинга Трампа и требования республиканцев), в феврале 2026 (экономические проблемы России), летом 2026 (провал очередной волны наступления рф и существенное военно--технологическое усиление ЕС и СоУ) – должен быть готов наш общий план и мирное соглашение.

Три уровня Нового порядка: от немедленного перемирия до трансформации

Такой план должен иметь четкую трехуровневую структуру, которая будет охватывать разные временные горизонты и гарантировать последовательность шагов:

1. Срочная безопасность и Гуманитарный пакет (0–90 дней)

Это первый этап антикризисного менеджмента, направленный на немедленную деэскалацию и предотвращение катастроф. Он будет начинаться с поэтапного взаимного прекращения боевых действий: от короткого "окна" гуманитарных коридоров до 30- дневного перемирия, которое должно сопровождаться жестким мониторингом со стороны многонациональной миссии (США, ЕС, Великобритания плюс другие).

Ключевым элементом здесь является ядерная безопасность. План потребует безусловного выхода РФ с ЗАЭС и создания 15–20 км демилитаризованной зоны под контролем МАГАТЭ / ООН. Восстановление работы станции должно быть возможно только под полным техническим и политическим контролем Украины и ЕС, с категорическим отказом от любой модели 50/50, фигурирующей в различных имеющихся планах.

Здесь должен быть и обмен "все на всех" – все военнопленные, гражданские, депортированные дети. И полный доступ МККК и ООН к местам содержания – это один из немногих реально приемлемых пунктов из "28 пунктов", который следует включать как обязательное раннее условие. Также здесь должны быть и гуманитарные коридоры, и гарантии эвакуации гражданских из прифронтовых территорий, и совместные (под международным мандатом) программы разминирования.

2. Институциональные гарантии мира и безопасности для Украины (1–3 года)

Этот этап должен быть сердцем Плана. Здесь закладываются юридически незыблемые основы нашей безопасности, которые должны быть устойчивыми к политическим изменениям в странах-гарантах.

Это институциональные гарантии вместо "российских обещаний" – юридически обязательные гарантии от США, Великобритании, ключевых стран ЕС, автоматический "снепбек" санкций в случае агрессии РФ, совместная система ПВО/ПРО и киберзащиты с НАТО.

Собственно, снэпбек предусматривает заранее легитимизированные (ратифицированные на уровне законов стран-гарантеров) санкции и силовые действия, которые включаются автоматически (то есть без дополнительных голосований) в случае нарушения Россией обязательств.

Здесь должен быть прописан четкий стратегический путь в НАТО, переходные союзы по безопасности. До самого вступления должно подтверждаться право размещения сил, совместных баз и тренировочных центров стран из Коалиции желающих. Сам план должен отвергать запрет на вступление в НАТО, вписанный в "28 пунктах".

Все ограничения на военное строительство должны быть только симметричные – никаких односторонних лимитов на численность ВСУ, только симметричные договоренности (ограничение видов вооружений, ракеты средней дальности, автоматизированные системы) – но не за счет права Украины на самозащиту. Ограничения, которые бы предусматривали российский мониторинг (читай – шпионаж), должны быть исключены.

Это время должно быть использовано Украиной для построения системной стратегической обороны.

3. Новый глобальный порядок и трансформация РФ (3–10 лет)

Это стратегическая цель, которая лежит за пределами текущего соглашения, но должна быть его конечной перспективой. Полная нормализация и возвращение России в глобальные институты возможны только после ее настоящей деимпериализации, демилитаризации и отказа от реваншизма.

Конечно, лучшим сценарием для демократического мира была бы деконструкция России и деколонизация порабощенных народов. Но оставим этот сценарий за рамками данного материала. До тех пор РФ остается под жестким контролем, а ее участие в ключевых международных форматах (например, G8) – заблокировано.

Прежде всего, это должна быть персональная ответственность, а не тотальная амнистия – то есть применен принцип "никакой амнистии для политического и военного руководства и прямых исполнителей военных преступлений".

Также должен состояться международный трибунал и применены механизмы transitional justice, по условиям которого должны быть созданы специальные украинский и международный органы по расследованию преступлений агрессии с программами документирования и сохранения свидетельств.

Красные линии суверенитета: никакой капитуляции

Успех Соглашения определяется незыблемым соблюдением украинских красных линий. Любое Соглашение, вознаграждающее агрессора территориальными достижениями, является не только неприемлемым, но и самоубийственным для всей системы коллективной безопасности.

Границы 1991 года являются стратегической целью. Любая "линия соприкосновения" является лишь временной линией безопасности, а не признанной границей. Никакого признания аннексий. Ни де-юре, ни де-факто. При этом возможны сценарии постепенного возвращения территорий дипломатическим способом, как результат деколонизации самой России.

Демилитаризация должна быть симметричной. Недопустима односторонняя буферная зона, создающая преимущество для агрессора. Наоборот, речь должна идти о существенном отводе российских войск (120 км) и ракетных систем (500 км) для защиты Украины.

Институциональные гарантии: щит безопасности

Гарантии безопасности должны быть юридически обязательными, а не декларативными. Это – особый статус члена НАТО де-факто до приобретения де-юре членства.

Пакет обязательств G7+: Право на размещение военных баз, совместные тренировочные центры и полная интеграция в военно--технические программы США и ЕС.

"Автоматический снэпбек" санкций: Включение в санкционные законы G7 клаузулы об автоматическом восстановлении полного пакета санкций в случае нарушения Соглашения или попытки реванша.

Справедливость и восстановление: принцип "россия платит"

Репарации и восстановление рассматриваются исключительно как мощный инструмент сдерживания и восстановления справедливости.

Фонд восстановления: значительная часть замороженных российских активов должна быть конфискована для финансирования восстановления Украины. Никакой "схемы" с распределением прибыли, фигурирующей в альтернативных планах.

Репарационный механизм: Создание долгосрочного механизма на 20–30 лет, который будет включать международный налог на российский экспорт (нефть и нефтепродукты, газ, другие ресурсы и продукты) и компенсацию за экологический ущерб.

Правосудие: Никакой амнистии для военного и политического руководства. Создание Международного трибунала для расследования преступлений агрессии и привлечения к ответственности всех исполнителей.

Почему США (и персонально Трамп) согласятся на этот договор

1. Возвращение Америки как глобального арбитра

Трампу нужна историческая победа. Не "план из 28 пунктов" – он нежизнеспособен, противоречив и подрывает интересы самих США. Речь идет о роли создателя нового порядка, который:

  • останавливает крупнейшую войну Европы после 1945 года;
  • сдерживает Китай на Тайваньском направлении;
  • сохраняет доминирование США в НАТО и в Европе;
  • демонстрирует автократическим странам: сила не вознаграждается.

Условия "Нового Потсдама/Вены 2.0" дают ему не "сделку ради сделки", а устойчивый порядок, который США контролируют.

2. Сдерживание Китаяключевая задача США на 2026–2030

Любое соглашение, которое позволяет России закрепить территориальные захваты, автоматически легализует китайский сценарий в отношении Тайваня. Это для США неприемлемо.

"Новый Потсдам / Вена 2.0":

  • не признает аннексий;
  • фиксирует нерушимость границ;
  • сохраняет авторитет американских союзнических гарантий.

Для Трампа это победа: Китай получает сигнал "в 21 веке не имеет смысла использовать силу".

3. США получают контролируемое пространство для инвестиций

Американские компании получают:

  • доступ к "плану Маршалла 2.0" для Украины;
  • инфраструктурные, ресурсные, оборонные и энергетические проекты;
  • потенциально один из крупнейших рынков Европы в 2030-х годах, возможность стать модератором "входа" в ЕС через Украину арабских, индийских и других компаний.

Соответственно, американские корпорации – главные выгодоприобретатели.

4. Соглашение позволяет США "вернуть" РФ и "оттянуть" ее от Китая

Без соглашения россия становится вассалом КНР. В соглашении – США получают рычаг, который стабилизирует континент:

  • санкции снимаются поэтапно (и действует американский и европейский "автоматический снэпбек");
  • РФ получает возможности для экономического восстановления (под контролем США).

5. Трампу нужен мир, который не выглядит как капитуляция Украины

В противном случае, капитуляция Украины:

  • развалит Европу,
  • вызовет ядерную панику,
  • запустит гонку вооружений в ЕС, Турции, Японии, РК и др,
  • подорвет доверие к США как гаранту безопасности,
  • снизит рейтинг Трампа и разожжет противостояние внутри республиканской партии.

Новый Потсдам/Вена 2.0 дает Трампу возможность объявить: "Я остановил войну, не предав союзников, не усилив Китай и не позволив России выиграть". Это и политический триумф, и высокая вероятность получения Нобелевской премии мира.

Почему РФ (путин) согласится на условия договора "Новый Потсдам 2.0"

Путин не соглашается на реальность. Его внутренняя потребность – не контроль над Украиной как таковой, а:

а) уничтожение "угрозы НАТО". В его пропагандистской логике Украина это плацдарм НАТО против РФ;

б) сохранение имиджа "собирателя земель" – восстановление радианской империи и влияния на "восточную" Европу;

в) демонстрация народу, что россия "встала с колен" как главный электоральный драйвер российской диктатуры;

г) восстановление статуса супердержавы – что с россией "считаются";

д) избежание формального поражения. Вопрос: готов ли путин согласиться на реальное поражение, если формально это будет "мудрое решение лидера".

Так что нужно "продать" Путину возможность объявить российскому населению мифическую победу, которая не будет стоить Украине ее независимости и субъектности.

1. Экономика РФ не выдержит еще 24 месяца войны

Несмотря на то, что россия адаптировалась к санкциям, а также то, что остается вариант перехода к мобилизационной экономике, – рецессия является фактом, а экономические реалии выглядят следующим образом:

  • дефицит бюджета растет (до 8 трлн руб. в этом году);
  • инфляция не замедляется, другие экономические проблемы нарастают;
  • скрытые потери выше публичных;
  • санкции влияют на ухудшение во всех секторах экономики и на снижение технологической способности.

РФ не может вести войну дольше, чем Запад может финансировать Украину.

"Новый Потсдам/Вена 2.0" дает Путину:

  • частичное снятие санкций;
  • доступ к ограниченным инфраструктурным сделкам;
  • возможность минимизировать внутренний кризис.

2. Путин не получает "поражение", зато получает "победу"

Новый Потсдам / Вена 2.0:

  • не унижает РФ публично;
  • дает "сценарий сохранения лица": "остановка кровопролития", "денацификация", "стабильность", "защита русскоязычных" – что угодно для внутреннего потребления.

3. Путин сохраняет власть

Затяжная война приводит к внутренней дестабилизации. Олигархи, регионы, силовики – все уставшие. Соглашение уменьшает риски элитного раскола и риски персональной безопасности для самого Путина.

4. Избежание военного сценария поражения

Сценарии 2026–2030, которые мы моделировали, показывают:

  • без большой мобилизации РФ не одолеет оборону Украины, но большая мобилизация – это риск социального недовольства;
  • Китай не даст РФ технологий, способных изменить ход войны;
  • оборонные технологии Запада растут быстрее российских, а Украина быстрее адаптируется и внедряет инновации. Усилению реалистичности плана будет способствовать появление четкой стратегии ЕС и Коалиции желающих по развитию военной промышленности, вооружении Украины и обеспечению кардинального технологического преимущества над Россией.

Так что для россии: либо унизительное поражение, либо контролируемая деэскалация с проданной внутри страны "победой".

5. РФ получает шанс вернуться в глобальную систему – на минимальных условиях

Репарации в виде международного налога на экспорт для россии становится способом:

  • снять постепенно санкции;
  • получить доступ к критическим компонентам;
  • вернуть часть финансовых потоков;
  • избежать внутренней экономической катастрофы.
Что дает реализация плана США и РФ

За пределами этого документа оставляем часть вопросов:

  • привлечение Китая к реализации соглашения (и влияния на россию)
  • деоккупация территорий и деколонизация порабощенных россией народов и освобождение ментальных заложников РФ.

Пробуем найти путь превращения военной устойчивости в стратегическую, юридическую и экономическую победу. Это не только план для Украины, но и дорожная карта для демократического мира, который должен показать, что агрессия не приносит вознаграждения в 21 веке.

Только через силу институтов, непоколебимое соблюдение принципов и обеспечение всеобъемлющего правосудия мы сможем гарантировать долгосрочную безопасность для мира накануне глобальных техногенных и экологических вызовов.

Андрей Длигач , д.э.н., глава Advanter Group, основатель Kyiv Foresight Foundation, глобальный амбассадор Singularity University, профессор КНУ имени Тараса Шевченко