Как украинский народ может сбросить олигархический ценз и получить 226 "нормальных" депутатов
Вопрос о том, имеют ли сегодня политические партии влияние на судьбу Украины, является критическим. Технологически эпоха классических партий XIX–XX веков, которые выполняли функции коммуникации и вооруженной борьбы, действительно прошла.
Раньше для охвата страны требовались миллионы агитаторов; сегодня эту работу выполняют социальные сети, YouTube и TikTok, которые заходят в каждую квартиру, куда уже не пустят рядового агитатора. Этот процесс похож на переход от традиционного таксопарка с диспетчерами к современной цифровой аппликации, где система стремится к максимальному сокращению.
Однако, несмотря на технологическую революцию, функция кадрового резерва остается критически важной. Даже если небольшая инициативная группа одержит победу, ей необходима команда: депутаты, министры, эксперты, в которых они будут идеологически уверены. Эту функцию обеспечения кадрами выполняет партия.
Олигархический тупик
В Украине, к сожалению, после времен Народного руха попыток построить настоящие партии, в понимании демократического мира, почти не было. Большинство политических образований — это "бизнес-проекты" или "случайный сброд", не имеющие ни идеологической составляющей, ни связи с избирателями. Их единственная ответственность — перед владельцами (спонсорами), которые обеспечивают избирательную кампанию, а затем платят им "конверты" в Верховной Раде (от 20 до 30 тысяч долларов ежемесячно) за систематическое голосование, "как им скажут".
Олигархия системно блокирует доступ народа к власти через финансовые барьеры. Украина — единственная страна в Европе, которая имеет имущественный ценз (имущественный залог) для доступа к выборам. Если завтра объявят выборы в Верховную Раду, залог составит 8 миллионов гривен. Без настоящей народной партии с низовым фандрейзингом, к выборам будут иметь доступ только представители олигархии.
Секрет партийной жизнеспособности: культура взносов
Нам стоит ориентироваться на развитые страны Европы, где партии, как -вот в Великобритании или Дании, существуют более 100 лет. Секрет их жизнеспособности — это культура вступления в партии и небольших финансовых взносов. Украинцы должны быть готовы легко вступать в политические партии и делать взносы по 10, 20, 50, 100 гривен в месяц, как это систематически происходит на Западе. Если нет взносов от членов, это не партия, а "бизнес-проект", и член партии ничем не отличается от нечлена.
Ярким примером успеха низовой работы является мэр Нью-Йорка Мамдани, который победил миллиардеров и политический истеблишмент благодаря команде из 104 000 волонтеров, несмотря на значительно меньший доступ к социальным сетям, чем его оппоненты.
В Украине только партия "Народовластие" последовательно развивает эту культуру. За первый квартал 2024 года 74% всех взносов, собранных всеми партиями в Украине, пришлись именно на "Народовластие" (840 взносов). Для сравнения, парламентские партии, такие как "Слуга народа" и "Голос", имели ноль взносов.
Бюрократические препятствия и контроль НАПК
Государственные органы не только не поощряют, но и активно препятствуют развитию настоящей народной демократии. Бюрократия, которая руководствуется принципом "контролировать все, что ты делаешь", наказывает именно те партии, которые реально собирают взносы. К партиям, которые имеют нулевые взносы, вопросов у НАПК нет, но к тем, кто собирает 840 взносов, стабильно раз в квартал поступают абсурдные запросы, например: "Покажите перечень машин с номерными знаками ваших членов партии, на которые потрачен бензин". Даже представительница НАПК заявила, что взносы, которыми мы гордимся, для нее означают "больше проблем, проверять больше нужно".
Более того, власть готовит ужасную вещь — изменения в закон, которые предусматривают создание государственного реестра членов партии, который будет содержаться ЦИК, и потребует минимум 1000 членов для доступа к национальным выборам. Это олигархическое преступление, потому что настоящей партии сложно привлекать людей из-за страха репрессий, тогда как псевдо партии просто купят 1000 человек, заплатив им по 2–3 тысячи гривен за использование их данных в реестре.
Представительская демократия как путь к народовластию
Некоторые эксперты утверждают, что Украина может "перепрыгнуть" этап партийной демократии и сразу перейти к прямой демократии (как в Швейцарии), где каждый гражданин сам представляет свои интересы. Прямая демократия предусматривает выборность судей, возможность отзывать депутатов и голосование на референдумах.
Но здесь мы сталкиваемся с практическим препятствием: кто должен ввести эти изменения? За них должна проголосовать Верховная Рада. Ожидать, что нынешние депутаты, для которых возможность отзыва является экзистенциальной угрозой, проголосуют за это, является "бессмысленностью и самообманом".
Единственный путь — это развитие настоящих народных партий, избрание их представителей в Верховную Раду. Только имея 226 нормальных народных депутатов, выступающих за прямую демократию, можно будет внедрить соответствующее законодательство. Поиск идеального президента ("доброго царя") не сработает, поскольку Президент без собственной мощной фракции в Раде, которая поддерживает его инициативы, является "абсолютно бессильным", как это было с Ющенко. Настоящая партия также является внутренним контролем над депутатом, который зависит от взносов тысяч своих членов, а не от одного олигарха.
Вывод
Хотим мы того или нет, но для того, чтобы большинство украинского народа — наемные работники, мелкие предприниматели, средний бизнес — наконец получили свое представительство в Верховной Раде, есть единственный реальный путь: кропотливая, сложная работа по развитию настоящих народных партий. Эти партии должны представлять интересы широких общественных слоев, а не паразитического 1% олигархии.
Нам не надо изобретать велосипед. Страны Европы вышли из этапа, когда их парламенты были похожи на "криминальные биржи интересов", путем партийно-политической эволюции. Мы должны догонять, вступать в партии, финансировать их и требовать прозрачности. Тот, кто платит, заказывает музыку. Пока украинский народ не построит свои массовые независимые партии, глобальная ситуация в государстве не изменится к лучшему.
Святослав Дубина, доброволец ВСУ, общественный деятель и организатор инициативы "7 шагов к победе"