Переговоры вокруг Украины – опыт недавней истории
То, что сейчас происходит вокруг нас, мне очень напоминает опыт таких же переговоров во время двух войн — во Вьетнаме и Афганистане. Во Вьетнаме США поддерживали правительство Южного Вьетнама, на которое нападали коммунисты при поддержке Китая и России с севера. После того, как на смену президента Джонсона в США пришёл президент Никсон, он очень сильно стремился выйти из непопулярной войны. Президентом Южного Вьетнама был Нгуен Ван Тыу. Никсон и Киссинджер вынудили его пойти на переговоры с Северным Вьетнамом, хотя все знали, что коммунисты не будут соблюдать никаких соглашений.
Параллельно с официальными переговорами, Киссинджер вёл тайные переговоры с коммунистами, пытаясь убедить их соблюсти возможные соглашения хотя бы до новых президентских выборов, на которых Никсон собирался переизбираться. Киссинджер называл это "интервалом". На самих переговорах коммунисты отказывались вывести войска из тех регионов Южного Вьетнама, которые они оккупировали. Американцы уговорили президента Тыу согласиться на это, пообещав взамен гарантии безопасности в виде оружия и финансов.
Президент Южного Вьетнама был вынужден подписать этот договор, полагаясь на американские гарантии. Никсон получил то, что хотел, и выиграл новые выборы, после чего вывел оставшиеся американские войска из Вьетнама. Через несколько месяцев Северный Вьетнам нарушил перемирие и напал на Южный Вьетнам. В разгар боёв американский Конгресс отказался предоставлять дальнейшую финансовую и военную помощь. Более того, американцы заставили президента Южного Вьетнама Нгуен Ван Тыу уйти в отставку, так как это было условием коммунистов для заключения перемирия.
Однако отставка президента не только не остановила наступление коммунистов, а наоборот, ускорила их действия, и вскоре Сайгон пал. Мир помнит трагические кадры эвакуации с крыши американского посольства. Через 50 с лишним лет такие же картины повторились в Кабульском аэропорту. И в этот раз то, что предшествовало катастрофе, очень напоминало то, что произошло во Вьетнаме.
И там, и там Америка хотела быстрого завершения войны. И там, и там она доверилась сторонам, которым нельзя было доверять. В обоих случаях Америка дала гарантии безопасности, которые не были выполнены. И во Вьетнаме, и в Афганистане это закончилось полной катастрофой.
Параллели с нынешней украинской ситуацией очевидны. Но Украина должна выступать не объектом, а субъектом происходящего и, учитывая исторический опыт, сама выбирать свою судьбу. Есть принципиальная разница между Украиной, Южным Вьетнамом и Афганистаном. Украина, в отличие от последних, не утратила волю к сопротивлению. И если те страны полностью зависели от США, то за Украиной стоит Европа, у которой жизненный интерес — поддержать Украину.
Михаил Саакашвили
