Как пробелы в законодательстве превращают укрытие в риск, а не в защиту?

- 15 декабря, 15:00

Полномасштабное вторжение России показало, что укрытие – это место, где решается вопрос жизни и смерти. Когда враг снова атакует украинские города и села, люди бегут в укрытия не из-за инструкций, а чтобы спастись. Поэтому государство должно гарантировать, что каждое укрытие действительно может защитить.

Но нынешние правила этого не обеспечивают. Нет четких стандартов, надлежащего контроля и ответственного лица за состояние укрытия. Из-за этого они нередко становятся не безопасным пространством, а наоборот – дополнительным риском.

Война требует быстрых и решительных решений. Поэтому нормативная база должна быть обновлена так, чтобы укрытия были реально готовыми и безопасными для людей в любой момент.

Нормативное урегулирование и системные недостатки, создающие опасность

Одним из основных документов, который сегодня регулирует содержание и обустройство укрытий является обновленный Приказ МВД Украины №579 от 09 .07. 2018. Несмотря на внесенные изменения, документ до сих пор содержит ряд положений, которые не полностью соответствуют условиям полномасштабной войны и потребностям гражданского населения.

Основные проблемы очевидны:

  • правовая неопределенность некоторых вопросов;
  • в сфере обустройства укрытий существует разрыв между обязательными нормами и теми требованиями, которые реализуются на усмотрение балансодержателя. Часть мероприятий четко определены и подлежат безусловному выполнению, однако другие – остаются на усмотрение владельца или балансодержателя помещения. Именно это приводит к тому, что уровень оснащения укрытий в разных громадах существенно отличается. Где-то обеспечена доступность, вентиляция и элементарные условия, а где-то укрытия остаются формальными и не пригодными к использованию;
  • проверка технического состояния укрытий осуществляется редко, а механизм обновления данных на картах и ответственность за предоставление недостоверной информации требует существенной доработки.

Такие пробелы создают условия, когда человек не может быть уверен, что укрытие, обозначенное на официальной карте, фактически существует, открывается или является безопасным.

Именно поэтому, наша организация начала действовать. Офис Омбудсмана провел более 930 мониторинговых визитов в укрытия в разных областях Украины. Мы проверяли доступность для маломобильных групп населения, состояние помещений, наличие базового оборудования и соответствие карт укрытий реальному положению дел.

Результаты показали тревожную картину:

  • 71 укрытие не функционировало вообще – они либо были закрыты, либо непригодны для использования;
  • во многих укрытиях не было воды, медикаментов, санитарного оборудования, вентиляции;
  • значительная часть укрытий не адаптирована для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения;
  • карты укрытий содержали недостоверную информацию – адреса не совпадали, укрытия отсутствовали или были заблокированы.

И причина этого проста – отсутствие четких обязательных стандартов и разъяснений соответствующих норм.

На основе этих данных я направил письмо Министру внутренних дел Украины с предложением устранить пробелы в вышеупомянутом приказе с целью приведения укрытий в надлежащее состояние.

Так что же нужно изменить немедленно?

Система укрытий сейчас работает неравномерно: в разных городах – разные толкования, ответственных часто нет, а информация в картах требует обновления. В таких условиях ни один перечень укрытий не может гарантировать людям реальную защиту. Поэтому государство должно как можно быстрее перейти от разрозненных решений к единой, четкой политике.

Для этого нужно:

  • ввести единые обязательные стандарты функционирования укрытий для всех типов помещений;
  • определить ответственного за содержание каждого укрытия;
  • обеспечить равный доступ для людей с инвалидностью;
  • ввести регулярный мониторинг и оперативное обновление данных на электронных картах;
  • установить ответственность за представление ложной информации;
  • запустить государственные программы модернизации и восстановления укрытий.

Эти решения не требуют многолетних реформ – только четкой координации и политической воли.

Ведь укрытие – это место, где люди ищут защиту. А каждое закрытое укрытие, неточный адрес или пробел в законодательстве превращаются в реальный риск для жизни. И именно государство должно обеспечить такие условия, при которых ни один человек не останется без возможности спастись.

Эти решения нельзя откладывать, потому что они определяют, будет ли у человека шанс пережить следующую тревогу.

Дмитрий Лубинец