Сейчас наше единство – это военная стратегия
Речь Алины Коваль, военнослужащей 13-й бригады оперативного назначения 2-го корпуса НГУ "Хартия", основательницы волонтерского центра "Фонд Калина", депутата Хмельницкого областного совета и выпускницы УШПС 2012 года, произнесенная во время Встречи Сообщества Украинской школы политических студий (УШПС)
2012 год. Мы сидим в небольшой аудитории, внимательно слушаем лектора. Он говорит, улыбаясь, очень тихо, простым языком с легким акцентом. Я забываю, что должна была конспектировать. Я проживаю его жизненный путь прямо в той аудитории, а его слова о государстве, гражданском обществе, ответственности человека, ценности свободы и человеческого достоинства запечатлеваю себе навсегда. Он учит нас отважно мечтать, мыслить глобально, действовать локально. Он верит в украинскую молодежь, то есть верит в нас.
Это была лекция Богдана Гаврилишина.
Не раз сквозь годы я думала: "А что, если бы не было той встречи? Если бы не было многих других?"
Подумайте, был бы ваш личный и профессиональный прогресс таким, каким он стал, если бы вы не прочитали именно тех текстов и не услышали именно тех слов, которые смотивировали и показали путь? В конце концов, были бы ваши важнейшие решения в жизни именно такими?
Сообщества всегда дают нам главное — ценностную оптику, мировоззренческий компас. Этот компас всегда показывал на единение вокруг сильного демократического Украинского государства.

Сейчас наше единство — это военная стратегия, где каждый работает на максимуме своей эффективности, на пределе возможностей, чтобы защитить государственность и сохранить украинскую идентичность.
Единство нас спасло, это факт. Мы народ, который дал свой ответ — быть, беспрецедентно объединившись в начале вторжения. Наши горизонтальные связи стали спасительными маршрутами, наша сплоченность породила мощное волонтерское движение, которое удивило мир.
Мы были людьми, которые получили какую-то новую силу. Единство было не иллюзией, когда в наш волонтерский центр в Волочиске прибывали семьи с востока, в комнатных тапочках, без вещей и теплой одежды, их забирали в свои дома местные жители. Через несколько дней они возвращались и оставались с нами волонтерить для других.
Я видела очереди сдавать кровь и очереди сдавать деньги, очереди идти в армию и очереди становиться в добровольческие формирования территориальной обороны.
Единство было намацальное, его чувствовали и те, кто нуждался в помощи, и те, кто жертвенно ее оказывал. Мы все приняли решение сопротивляться. Общество настроило режим выживания.
На четвертом году изнурительной полномасштабной войны наши настройки нужно калибровать. Мы испытываем давление российской армии на линии соприкосновения, переживаем боль ежедневных потерь.
Безумная усталость в армии и нехватка людей в наших подразделениях уже привели к критическим разломам среди украинского общества. Они разрушают единство. Когда гражданский идет в нападение на военного в глубоком тылу государства, которое тот защищал.
Когда последствия коррупционных скандалов — не только экономические убытки, подрыв демократических процессов, но и тотальное недоверие и общественное разочарование. Но тяжелее всего военным, потому что двойные стандарты и несправедливость — это обесценивание чина.
Самое страшное, что с нами может случиться, это не выдержать внутреннего давления, расшатать маятник недоверия и взаимных претензий. Без честного разговора друг с другом, диалога власти с гражданами и при отсутствии единства мы снова рискуем украинской государственностью.
Это уже было с нами. Поэтому мы в подразделении учим историю. Чтобы воины могли анализировать причины российско--украинской войны, понимать ценность государства и почему мы берем за него ответственность. Осознавать, что Россия не примирится с существованием суверенной Украины, а потому война в том или ином проявлении будет продолжаться, и никакое перемирие не способно стать миром.
Поэтому выбора у нас немного — объединиться в борьбе за собственное государство.
Читайте также речи выпускников Украинской школы политических студий:
"Мы все переживем. Мы хуже пережили. Мы пережили Голодомор. Но корень народа жив", — верил Богдан Гаврилишин.
Эта война не первая с московитами, но она другая — технологическая, высокоинтеллектуальная, сверхбыстрая. Она ставит задачу — воевать эффективно благодаря технологиям и интеллекту.
Вокруг меня много молодежи: операторов БпЛА и НРК, ISTAR, РЭБ/РЭР- специалистов, инженеров, саперов, артиллеристов, пехотинцев. Многие молодые люди готовы творить новую культуру украинского войска. Молодые украинцы и украинки, на которых так полагался Богдан Гаврилишин. Война не была их большой мечтой.
Но в чем самый влиятельный украинец в мире не ошибся — с оружием в рядах армии или с лозунгами на Картонном майдане наша молодежь взяла свою ответственность за будущее Украины.
Единство всегда дает силу в критический момент. Корень народа жив.

2022 год. На 10-м Всемирном Форуме за демократию в Страсбурге посреди зала заседаний штаб-квартиры Совета Европы разворачивают украинский флаг. В тот момент телефоны украинской делегации разрываются от звука сирен — в Украине ракетная угроза. Я беру микрофон и включаю громкий режим. Я хочу, чтобы нашу боль услышали все и чтобы мы смогли объединить мир вокруг украинского флага. И верю, что мы способны на это, потому что едины.
Мы должны продолжать нести украинский флаг дальше, доказывать, что мы имеем силу и единство — как тогда, в 1991, 2022 годах, так и сейчас.
Слава Украине!
