Юлия Татик президент АО "Всеукраинская ассоциация адвокатов"

Жилье для переселенцев. Как государство пытается решить проблему и как долго ждать желанное жилье

Вопрос внутренних переселенцев, которые не имеют собственного жилья, должен решаться комплексно. Сейчас государство запустило механизм ваучеров на покупку жилья как первый шаг в реализации финансовой поддержки граждан, которые вынужденно покинули дома в результате оккупации. Однако будет ли такая программа эффективной и получат ли ВПЛ шанс на собственное жилье?

По официальным данным Министерства социальной политики, в Украине более 4,6 млн человек стали вынужденными переселенцами в результате российской агрессии.

Большая часть украинцев выехала из оккупированных Россией регионов, многие оставили свои дома из-за приближения фронта и активных боевых действий, представляющих угрозу жизни. Сейчас помощь от государства в решении жилищной проблемы ВПЛ базируется на программе "еВідновлення", которая позволяет гражданам, чьи квартиры и дома были разрушены, получить денежный сертификат для восстановления поврежденного жилья или на покупку другого жилья.

Реклама:

С 1 декабря 2025 года государственную политику в направлении поддержки ВПЛ существенно расширят – стартовал прием заявок на ваучеры в размере 2 млн грн на покупку жилья для участников боевых действий, которые потеряли жилье на оккупированной части Украины.

Какова процедура, чем регулируется новая программа и, главное, насколько эффективной она может быть в условиях тотального дефицита государственного бюджета и угрозы уменьшения объемов международной помощи?

Государственная программа: как зарегистрироваться и какие данные важны для получения помощи

Документ "Порядок предоставления помощи для решения жилищного вопроса отдельным категориям внутренне перемещенных лиц, проживавших на временно оккупированной территории" утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 22 сентября 2025 года № 1176. В Порядке говорится о том, что ВПЛ, которые имеют статус участника боевых действий или лица с инвалидностью вследствие войны. Именно эти категории уже с 1 декабря могут подать заявление на жилищный ваучер номиналом 2 млн грн через приложение "Дія". Такой ваучер позволяет приобрести квартиру или дом или инвестировать в строительство жилья. Также его можно использовать для первого взноса или погашения платежа по ипотеке.

Итак, получателями этой помощи могут быть только граждане Украины, которые находятся на учете в Единой информационной базе данных о внутренне перемещенных лицах и переместились с временно оккупированных российской федерацией территорий, внесенных в перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных российской федерацией, утвержденного Минразвития, для которых не определена дата завершения временной оккупации, и относятся к одной из следующих категорий:

  • участники боевых действий, определенные пунктами 19–25 части первой статьи 6 Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты";
  • лица с инвалидностью вследствие войны, определенные пунктами 11–16 части второй статьи 7 Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты".

Получить помощь могут как участники боевых действий после 24 февраля 2022 года, так и граждане, которые принимали участие в АТО/ООС, начиная с 2014 года.

В утвержденном правительством Порядке также четко перечислены основания, когда претендовать на получение ваучеров граждане, которые являются участниками боевых действий и имеют статус ВПЛ, не могут.

Получателями государственной помощи (ваучера на жилье) не могут быть лица:

1) к которым применены специальные экономические и другие ограничительные меры в соответствии с Законом Украины "О санкциях";

2) имеющие судимость за совершение уголовных преступлений, предусмотренных разделом I "Уголовные правонарушения против основ национальной безопасности Украины" и разделом XX "Уголовные правонарушения против мира, безопасности человечества и международного правопорядка"Особенной части Уголовного кодекса Украины;

3) если они и члены их семей имеют в собственности объекты жилой недвижимости (кроме объектов жилой недвижимости, кредиты на приобретение которых обеспечены ипотекой, не погашены);

4) если они и члены их семей получили денежную компенсацию за надлежащее для получения жилое помещение;

5) если они и члены их семей обеспечены органами государственной власти жилыми помещениями для постоянного проживания в течение периода пребывания на учете в Единой информационной базе данных о внутренне перемещенных лицах;

6) если они и члены их семей подали заявление о предоставлении компенсации за уничтоженный объект недвижимого имущества и/или которым утверждено решение о предоставлении такой компенсации.

Важно, что заявитель на получение ваучера должен доказать факт предыдущего места жительства на временно оккупированной территории, что отражено в справке ВПЛ.

Проверка имеющегося права собственности заявителя на объекты жилой недвижимости проводится на основании сведений Государственного реестра прав на недвижимое имущество. Однако, что интересно, недавно в Минразвития отметили, чтоне имеет значения, было ли у заявителя жилье в собственности на временно оккупированной территории – это не влияет на право участия в программе.

Сейчас заявки на получение ваучера можно подать только через приложение "Дія", хотя в Порядке пунктом 7 и определено, что заявление о предоставлении помощи подается по выбору получателя помощи лично или его представителем в электронной форме или средствами Единого государственного вебпортала электронных услуг (далее – Портал "Дія"), или же через центр предоставления административных услуг или через нотариуса. К тому же если заявление подает представитель получателя помощи, то исключительно через центр админуслуг или нотариуса. Так же и в случае, если получателем помощи является недееспособное лицо, лицо, дееспособность которого ограничена, или несовершеннолетнее лицо.

Для подачи заявки через "Дію" заявителю необходимо сначала обновить приложение до последней версии. Затемперейти в раздел "Услуги для ВПЛ" и далее к опции "Заявление на жилищный ваучер". После этого подтвердить состав семьи, а также обязательно получить согласие супруга/супруги на обработку персональных данных (через Дія.Підпис). Кстати, этот пункт крайне важен, ведь в случае отсутствия такого согласия в течение 36 часов заявление будет отменено.

Завершающий этап процедуры подачи заявления на ваучер – подписание заявления через Дія.Підпис и отправка.

После одобрения заявления в Реестре поврежденного и уничтоженного имущества формируется жилищный ваучер, который можно использовать в течение пяти лет.

Важная деталь условий программы: после покупки жилья по ваучеру на него накладывается запрет на отчуждение – в течение пяти лет квартиру или дом, приобретенные за ваучер, нельзя ни продавать, ни дарить.

Жилье от государства – намерения и реальность: когда ВПЛ смогут получить ваучер на 2 млн грн

В новой программе есть важное упрощение для заявителей – нет необходимости подавать бумажные документы на утраченное жилье, ведь все данные автоматически подтянутся из государственных реестров. И здесь, к сожалению, кроется наибольший риск для потенциальных получателей ваучеров. Ведь не все данные могут быть в реестрах.Если имущество было зарегистрировано исключительно на бумажных носителях до 2004 года, то внести сведения в Государственный реестр вещных прав можно только через суд. После 2004 года зарегистрированная недвижимость уже должна целиком содержаться в государственных реестрах, и по такой недвижимости рисков меньше – информацию о ней действительно подтянут из электронных реестров.

В Порядке говорится, чтопосле подачи заявление проходит автоматическую проверку Минфина, а затем его передают комиссии по месту фактического проживания заявителя. Ориентировочный срок рассмотрения заявления комиссией – до 30 дней. Однако быстро не будет.

Во-первых, должны быть полностью сформированы комиссии, а, согласно Порядку,субъектами предоставления административной услуги по рассмотрению вопросов о предоставлении помощи является сельский, поселковый, городской, районный в городе (в случае его образования) совет, а также военная администрация населенного пункта.

Во-вторых, даже когда комиссии утвердят, а заявки обработают, нет понимания, когда начнут выдавать сами жилищные ваучеры, которые можно будет использовать только после проведения выплат. Добавим бюрократию и коррупционный риск и получим по факту затягивание процедуры рассмотрения и отказы заявителям.

О начале выплат по ваучерам никакой информации пока нет. И здесь также есть риск: для обеспечения заявителей ваучерами в государственном бюджете должны быть заложены средства.

Планируется, что программа будет финансироваться за счет таких источников, как средства государственного бюджета, средства международных финансовых организаций, других кредиторов и инвесторов, деньги от грантовой помощи партнеров, средства от репараций из российской федерации. Также в Порядке упоминаются "другие источники", но подробно не указывается, какие именно.

Сейчас можно только догадываться, что, вероятно, государство будет пытаться получить от международных партнеров финансовую помощь в виде кредитов и грантов, часть которой и направят на финансирование жилищной программы для ВПЛ. Неизвестно также, какая сумма понадобится государству, чтобы полноценно профинансировать эту программу. Ведь, по официальным данным, в Украине более 1,3 млн человек имеют статус участника боевых действий. Если, представим, 5 % от них имеют также статус ВПЛ и соответствуют параметрам программы, то сумма необходимого финансирования составляет 1,3 трлн грн.

В целом, подводя итоги, можно точно констатировать, что инициатива предоставления жилищной помощи определенным категориям переселенцев – это уже большой и крайне важный шаг на пути к абсолютно адекватной социальной политике государства в отношении прав ВПЛ. Однако до сих пор остается много вопросов и по поводу финансирования помощи, а также относительно того, когда и как именно другие переселенцы, которые оставили свои дома на оккупированной РФ территории, смогут получить жилищную поддержку от государства.

Юлия Татик

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
жилье переселенцы
Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования