Между законом и ракетами: что на самом деле стоит за дискуссией о выборах в Украине
Тема легитимности власти и возможности провести выборы во время войны стала одной из ключевых мишеней российской пропаганды. Враг использует юридические нюансы в своих целях, давит психологически и последовательно навязывает идею "нелегитимности" украинской власти.
Однако этот вопрос звучит не только со стороны кремлевской пропаганды. Недавно президент США Дональд Трамп заявил, что Украина потеряла статус демократии из-за длительного отсутствия выборов. Кроме того, якобы тема войны используется как повод не проводить голосование.
В ответ Владимир Зеленский сказал, что провел встречу с парламентариями и ожидает предложения от них относительно законодательных изменений, которые позволили бы организовать выборы в условиях военного положения. И больше обратился к США с просьбой обеспечить безопасность избирательного процесса, что позволило бы провести выборы в течение 60–90 дней.
В целом тема выборов напоминает вулкан, который время от времени с грохотом просыпается, и снова затихает.
Впрочем, если отбросить политические заявления и обратиться к языку закона, истории и реалиям безопасности — ситуация выглядит гораздо сложнее, чем просто вопрос политической воли.
На языке закона
Конституция прямо не запрещает проведение выборов во время действия военного положения, то есть фразы "выборы запрещены" в ней нет. Запрет следует из совокупности ее норм и норм некоторых специальных законов.
Например, статья 64 Конституции определяет, какие права могут быть ограничены во время военного положения, а какие нет. Так вот, право избирать и быть избранным (предусмотренное статьей 38 Конституции) не входит в перечень "защищенных" прав (тех, которые не могут быть ограничены). А значит, во время военного положения государство имеет конституционное право приостановить избирательный процесс.
Есть статья 108 Конституции, которая предусматривает: "Президент Украины исполняет свои полномочия до вступления на пост новоизбранного Президента Украины". Это означает, что даже если пятилетний срок истек, полномочия не исчезают автоматически, они сохраняются до инаугурации преемника.
Конституция задает рамки, а детали регулируются профильным законом. Именно на него ссылаются, когда говорят о прямом законодательном запрете, и именно он ставит окончательную точку в вопросе невозможности проведения всех видов выборов. В частности статья 19 Закона "О правовом режиме военного положения" прямо предусматривает, что во время действия военного положения не проводятся выборы президента, выборы народных депутатов Украины и местные выборы.
Законодательные изменения, анонсированные президентом
Мы упоминали, что президент ожидает предложения от депутатов, однако не стоит ждать быстрых, революционных изменений. Изменение избирательного законодательства — это колоссальный пласт работы.
Ведь просто отменить запрет в законе о военном положении точно недостаточно. Действующий Избирательный кодекс писался для мирной жизни и технически не работает в нынешних реалиях.
Более того, процедура внесения изменений в Конституцию Украины сложная и длительная, требует инициативы (Президента или 1/3 депутатов), рассмотрения в Верховной Раде с заключением Конституционного Суда, и для важнейших положений (выборы сюда относятся) — голосования не менее 300 депутатов, а затем подтверждения на Всеукраинском референдуме.
Даже если представить, что Верховная Рада завтра изменит закон (а Конституцию менять во время войны запрещено статьей 157), проведение выборов разобьется о реальность.
Почему выборы невозможны
Во-первых, сейчас закон требует голосования на стационарных участках. Представить военных, которые массово покидают позиции и едут в тыл ставить галочки — абсурд. Придется возвращать специальные передвижные урны или создавать временные участки непосредственно в местах дислокации. Это в свою очередь создает риск для тайны голосования и для жизни в целом.
Во-вторых, за рубежом находится примерно 6 миллионов украинцев. Действующая система позволяет голосовать только в консульствах, которые физически способны пропустить несколько десятков тысяч человек. Технически отдать свой голос будет трудно.
Во время общения с журналистами в Брюсселе, президент рассказал, что поддерживает онлайн- голосование. И добавил, что это возможно сделать через приложение "Дія". Но такое волеизъявление возможно только для украинцев за рубежом.
Идея интернет- голосования звучит современно, но для политики она провальная. Кибербезопасность и тайна голосования — вещи, которые сейчас невозможно совместить в смартфоне во время войны с Россией. "Дія" справедливо является одним из лучших сервисов в мире, но это не избирательный участок. Иногда даже не нужно хакерских атак. Показателен случай, когда украинцы сами "положили" систему во время голосования на национальном отборе "Евровидения".
Еще хочется вспомнить о Государственном реестре избирателей, который был закрыт в 2022 году из соображений безопасности. За это время произошла огромная внутренняя миграция. Чтобы провести выборы, нужен новый закон о быстрой актуализации данных: где сейчас физически находятся избиратели и к каким округам они приписаны.
Фактор безопасности
Даже если Рада примет эти изменения, остается главная преграда — обеспечения безопасности на выборах. Государство физически не может гарантировать безопасность на участках во время ракетных обстрелов. Теоретически, даже взлет российского МИГа может парализовать работу избирательных участков по всей Украине.
Вернемся к Конституции, статья 3 которой провозглашает жизнь и безопасность человека высшей социальной ценностью. Собственно решение о проведении голосования в условиях горячей фазы войны может быть обжаловано в Конституционном суде как такое, что сознательно подвергает граждан смертельной опасности.
Кому выгодны выборы сегодня
Внутри украинского политикума сложилась парадоксальная ситуация. Публично все парламентские фракции подписали меморандум в рамках "Диалогов Жана Моне", договорившись не проводить выборы раньше, чем через 6 месяцев после отмены военного положения.
Однако непублично политические штабы находятся на "низком старте".
Тема "нелегитимности украинской власти" в Украине не сработала из-за правового сознания граждан и понимания реалий войны. Однако на международной арене этот нарратив остается токсичным фоном, который Украине приходится постоянно опровергать.
В целом выборы во время войны могут быть выгодны тем, кто хочет зафиксировать текущий результат, пока рейтинги не упали еще больше, или тем, кто сейчас находится полностью вне системы.
Это бывшие политики, политтехнологи или блогеры, которые получили популярность во время войны, но не имеют мандатов. Для них выборы — единственный шанс попасть во власть. Однако часто у них нет партийных структур или денег для кампании. Например, Алексей Арестович, который активно продвигает нарратив о необходимости выборов, оставаясь за рубежом.
Что будет после войны?
Очевидно, что даже послевоенные выборы не смогут состояться по старым правилам. Реформирование избирательной системы критически необходимо.
Относительно сроков проведения — наиболее реалистичный сценарий: избирательный процесс начнется не ранее чем через полгода после завершения войны. Вероятно, это будут двойные выборы (президент и парламент) ради экономии ресурсов.
А нынешняя пауза в демократии — это вынужденный шаг, непростой компромисс для того, чтобы было где эти выборы проводить в будущем.
Ирина Корженкова
