Свобода слова-2026: Между требованиями Брюсселя и реалиями войны
Для нашей медийной среды 2026 год должен быть очень насыщенным. Не менее, чем был 2025-й.
В декабре этого года Президент подписал Закон об открытости комитетов, который существенно облегчает работу журналистов и общественных деятелей: онлайн-трансляции, открытые заседания и предоставление повестки дня заранее. Это также касается и местного самоуправления.
В 2026-м, скорее всего, мы останемся в режиме, когда надо максимально освещать войну. При этом будут важные изменения в сфере медиаправа, необходимые для вступления в ЕС.
Возвращение журналистов: статистика боли и борьбы
Самой приоритетной задачей на 2026 год остается освобождение журналистов в плену. Статус журналиста в плену – это особая категория сложности, ведь Россия часто пытается инкриминировать им "шпионаж или "терроризм", чтобы вывести за пределы обменных процессов и привлечь к реальной ответственности. На самом деле это просто применение силовых механизмов, чтобы показать всем, что против Кремля свобода слова невозможна.
Сейчас, по данным ИМИ, 26 гражданских медийщиков находятся в незаконном российском плену. Это те, кто оказался в оккупации после 2022-го года и, например, крымские татары, которые жили на своей земле после аннексии Крыма, но представляли угрозу для режима из-за того, что просто говорили миру правду.
Самым болезненным ударом для нас стала гибель Виктории Рощиной в плену в 2024 году, с которой мы смогли попрощаться только в 2025, потому что Россия затягивает передачу тел. А тело Виктории было настолько измученное, что его подписали как мужское.
Чтобы понять, что такое российская тюрьма, я советую вам почитать Viktoriia Project от УП и ряда мировых медиа. Возвращение наших людей из неволи было и есть для меня главным приоритетом, но после этого материала стало таковым еще больше. Жутко, противно и ненавистно одновременно.
Я возглавил парламентский комитет по вопросам свободы слова в конце 2023-го года. С тех пор совместными усилиями удалось вернуть:
- в 2024-м 4 медийщика вышли на свободу: Нариман Джелял, Максим Буткевич, Роман Борщ и Александр Гудилин.
- в 2025-м еще 4 наших журналиста вернулись домой: Владислав Есипенко, Дмитрий Хилюк, Марк Калиуш и Владимир Чертушкин.
Трудно давать прогнозы на следующий год, ведь в вопросах обмена не все зависит от Украины. Россия приравнивает журналистов к военным и это только усложняет процессы. Но как в 2024 и 2025, так и в следующем году, возвращать наших медийщиков из плена – это задача номер один в вопросе свободы слова.
Заручаемся поддержкой всех возможных партнеров ("Репортеры без границ", правительства и парламенты демократических государств, парламентские ассамблеи ОБСЕ и НАТО) и работаем, чтобы каждый и каждая вернулись домой.
Anti-SLAPP: чтобы правда не стоила миллионы
Украина движется к внедрению анти-SLAPP законодательства (Strategic Lawsuits Against Public Participation). SLAPP – это пустые иски, которые используют, чтобы запугать журналистов-расследователей судебными издержками.
Судебные издержки могут стоить сумасшедших денег, что является сегодня проблемой для медиа. И вместо качественной работы наши медийщики вынуждены думать о таких финансовых угрозах.
Читайте также: SLAPP-иски: 10 ключевых изменений, которые необходимо сделать для защиты активистов и журналистов от преследований
Украина уже начала работать над имплементацией Директивы ЕС 2024/1069 и продолжит это делать в следующем году.
Также мы создали рабочую группу с привлечением общественных организаций, представителей власти и международных партнеров. Один из выводов после выступлений и консультаций на европейских площадках: анти-SLAPP законодательство очень трудно воплощать не только нам, но и европейским странам, потому что за исками преимущественно стоят те, кто имеет власть. Но продолжаем двигаться по рекомендациям Европейского Союза и Совета Европы.
Но для нас эта история должна продолжиться в 2026 году, потому что это обязательства Украины на пути к евроинтеграции. Соответственно, мы должны в своем законодательстве определить, что такое SLAPP в наших реалиях, при этом, чтобы это полностью соответствовало международным стандартам.
Мы должны адаптировать наше законодательство к европейским стандартам, включая Европейский акт о свободе слова. Сегодня пока нет законодательной базы, но в "Законе о медиа" у нас заложены определенные основы для того, чтобы мы двигались дальше.
Отчет Еврокомиссии: экзамен на медиаплюрализм
Последний отчет Еврокомиссии о прогрессе Украины отметил высокий уровень адаптации законодательства, в частности Закона "О медиа". Однако в 2026 году Брюссель потребует ответа на другие замечания:
- Марафон "Единые новости": Еврокомиссия рекомендует постепенный выход из такого формата вещания. Хочется увидеть трансформацию телемарафона в формат стабильного вещания Общественного с восстановлением конкуренции между частными медиагруппами. И это сверхважно именно в аспекте демократии и свободного выражения мнений. Независимо от принадлежности к той или иной политической силе.
- Финансовая независимость: В 2026 году критически важно обеспечить полное финансирование Общественного вещателя, чтобы избежать его политической зависимости. Полностью поддерживаю эту идею и не раз подавал правки по бюджету, чтобы усилить нашего национального вещателя. К сожалению, не всем в государстве нравится такая идея.
- Прозрачность собственности: Дальнейшая цифровизация реестров медиасобственников, чтобы общество четко видело, кто стоит за каждым онлайн- изданием или ТГ- каналом.
Противодействие российской мягкой силе
Борьба с российским влиянием переходит в новую фазу работы. Прямые пропагандистские каналы заблокированы, но остаются скрытые угрозы и "полезные идиоты".
Отдельный кейс – анимационный продукт как инструмент идеологического воздействия. Мультфильм "Маша и Медведь" уже давно признан западными экспертами по безопасности (в частности в странах Балтии) как элемент "мягкой силы" РФ. Студия "Анимакорд", владеющая правами на мультфильм, зарегистрирована в РФ, ее владельцы – российские бизнесмены, которые платят налоги, идущие на финансирование агрессии. Нужно наложение санкций на владельцев студии и полное блокирование этого российского продукта (пусть и на украинском языке) на всех возможных платформах.
Также в нашем медиапространстве остаются очень сомнительные медийщики, тезисы которых подыгрывают российской пропаганде или гости их передач продвигают враждебные интересы. Будем работать по каждому и каждой отдельно и надеюсь, порадуем вас хорошими новостями по блокированию тех или иных страниц тех, кто помогает врагу. В идеале – полное привлечение к ответственности за преступления в информационной войне. У нас все еще свободно чувствуют себя те, кто годами за российские деньги дезинформировал сотни тысяч украинцев.
В 2026 году мы продолжим работать над освобождением журналистов из российского плена, защищать права наших медийщиков и будем поддерживать свободные СМИ. Ведь это основа украинской демократии на пути в ЕС.
Ярослав Юрчишин