Дома и Lexus на 16 млн грн, связи с Татаровым и Портновым: история следователя ГБР Дмитрия Мирковца
Пока на пленках Миндича руководитель ГБР звучит как "Леша", а фигуранты дела Мидас заходят в Бюро "по рабочим вопросам" и общаются в фойе, главный следователь ГБР строит карьеру, а его семья накапливает состояние более чем на 400 тысяч долларов.
Дмитрий Мирковец является руководителем главного следственного управления ГБР, контролирует самые чувствительные производства в стране и вместе с тем имеет связи с Татаровым, живет в мире домов, Lexus и подарков от родственников.
Новое расследование "На грани" – о роскошной жизни чиновника ГБР, как Бюро стало "руками" Банковой и как выглядит благосостояние тех, кто ответственен за политические преследования.
"Леша" на пленках и "рабочие вопросы"
– "Леша – очень распространенное имя в Украине, а на вокзале находится еще много чего", – рассказывает главный следователь ГБР Дмитрий Мирковец во время второго заседания ВСК по пленкам Миндича.
"Леша", который звучит на пленках Миндича, в частности, во фразе "надо спрашивать Лешу", – это может быть Алексей Сухачев, действующий директор ГБР. По версии НАБУ, слово "вокзал" на пленках используется как условное обозначение офиса ГБР, где, по содержанию разговоров, происходила координация решений.
По словам Мирковца, "Лешу" в ГБР не отождествляют с директором ведомства, а значит никаких допросов или проверок в отношении этого проведено не было. Вместе с тем, главный следователь подтвердил информацию от НАБУ, что один из членов преступной группировки Миндича, а именно Игорь "Рокет" Миронюк приходил в офис ГБР на Вокзальной и решал "рабочие вопросы".
Такая позиция главного следователя ГБР показательна не только в контексте пленок Миндича. Именно Мирковец сегодня отвечает за ряд политически чувствительных производств, в которых Бюро все чаще выступает инструментом давления, а не независимым следственным органом. Параллельно с этой ролью семья следователя накапливает недвижимость и автомобили на сотни тысяч долларов.
Связи с Татаровым и Портновым
Главного следователя ГБР связывают с двумя фигурами, которые олицетворяют реванш старой эпохи.
Дмитрий Мирковец близок к Олегу Татарову – их связывают совместные научные публикации в сфере правоохранительной деятельности. Кстати, Татаров был научным руководителем и у жены Мирковца – Виктории. В 2017-2018 гг. она также пользовалась автомобилем Toyota Camry Татарова, который в тот период осуществлял адвокатскую практику и, в частности, представлял интересы Андрея Портнова – бывшего заместителя главы Администрации Януковича. Буквально через год, в 2019, брат Мирковца покупает у Татарова эту же Toyota.
В том же году Дмитрий Мирковец, работая в Главном следственном управлении Нацполиции, принял решение о закрытии уголовного производства в отношении Портнова. После этого следователь получил два последовательных повышения в ГБР – в 2021 и 2023 годах.
Цена лояльности
Имущество, связанное с семьей руководителя Главного следственного управления ГБР Дмитрия Мирковца, формировалось постепенно, но системно, с концентрацией активов на ближайших родственниках. Ключевые объекты недвижимости и транспортные средства оформлены не на самого чиновника, а на жену, отца и сестру жены, при этом фактически пользуется частью активов сам Мирковец.
Ключевым активом в имущественной истории семьи Мирковца является жилой дом площадью 178,1 кв. м. в Киеве, оформленный на его жену. В декларации этот объект указан по стоимости 804 тыс. грн, еще 640 тысяч гривен – стоимость земельного участка под ним.
В то же время анализ рынка недвижимости на момент приобретения показывает другие суммы.
Средняя цена квадратного метра домов подобного класса в этой локации составляла более 1 000 долларов за квадратный метр. При такой цене рыночная стоимость дома площадью 178 кв. м. составляет более 180 тыс. долл (втрое выше задекларированной и втрое выше годового дохода семьи Мирковцев).
На отце Мирковца, бывшем подполковнике милиции – 3 квартиры в Киеве общей площадью 214 кв. м и стоимостью более 4,2 млн грн. Это жилье в ЖК "Садовый" (61 кв. м), ЖК "Оберег" (70,8 кв. м), ЖК "Каховская" (74,6 кв. м).
Также на отца оформлен Lexus NX200 2018 года выпуска стоимостью более 42 тыс. долл. По классике – этим автомобилем пользуется сам Дмитрий Мирковец вместе с женой.
На сестре жены – Mercedes - Benz C 180, 2017 года, ориентировочной стоимостью около $30 тыс. долл. Опять же, автомобилем пользуются супруги Мирковцы, при том, что другого ценного имущества у этого лица нет.
Общая стоимость активов, связанных с семьей руководителя ГСУ ГБР Мирковца, составляет около 450 тысяч долларов, что было бы неподъемным для тогдашнего сотрудника полиции.
Сегодня Государственное бюро расследований все чаще воспринимается не как независимый следственный орган, а как институт, деятельность которого коррелирует с политическими приоритетами Офиса президента. Эффективность Бюро проявляется выборочно – прежде всего в делах, соответствующих политической логике Банковой.
При таких условиях Бюро превращается в удобный политический инструмент - эффективного исполнителя, в рамках которого отдельные следователи, в частности Дмитрий Мирковец, работают в комфортной для себя среде.
Отсутствие предохранителей от ручного управления создает риск трансформации ГБР из органа расследований в инструмент выборочного давления – сценарий, который непосредственно подрывает доверие к правоохранительной системе в целом.
Именно перезапуска ГБР требуют уже теперь не только украинцы, но и международники – Еврокомиссия. Среди ключевых приоритетов на 2026 год – реформа ГБР с конкурсами на руководящие должности, пересмотром институциональной структуры, механизмов обеспечения добропорядочности. Кроме того, законопроект №13602 о перезагрузке ГБР – уже с августа в Раде.
Мартина Богуславец