Артем Веселов военный, соучредитель центров стратегического взаимодействия и оборонной подготовки Backyard Camp

Страна для ветеранов в 2026-м: взгляд участника боевых действий

Когда возвращаешься к гражданской жизни, кажется, встретишь уважение и восприятие и почувствуешь, будто свалил бремя с плеч – и буквально, потому что больше никаких броников со снаряжением, и фигурально, потому что возвращаешься к родным, друзьям и дослужебным делам.

Зато реальность вносит свои корректировки: бремя не исчезает, оно просто становится другим. На войне сложно — и это понятно: цена ошибки там — здоровье и жизнь твоя и твоих собратьев и будущее страны. А в гражданской жизни появляются трудности, которых не ожидаешь.

Получение документов, услуг и льгот; физическая и психологическая реабилитация; трудоустройство и возвращение в социум — все это оказывается значительно сложнее, чем должно было бы быть. Вдобавок, ветеран после возвращения вынужден самостоятельно прокладывать путь, поскольку государство не предлагает четкой последовательности шагов.

Реклама:

На сегодня в Украине есть около 1,5 млн ветеранов и ветеранок. Это более 10% трудоспособного населения. И эта цифра растет. Опыт США показывает, что самые острые проблемы реинтеграции проявляются в среднем через шесть лет после возвращения. Поэтому основные вызовы реинтеграции в Украине еще впереди.

Какие есть проблемы и что должно сделать государство, чтобы улучшить ситуацию?

Сегодня не хватает законодательной базы: четкого определения понятия "ветеран" и продуманной политики, которая учитывала бы разный опыт и потребности людей, возвращающихся с войны.

Поэтому политику нужно создавать заново и делать это с привлечением самих ветеранов. Представители ветеранских объединений должны стать полноценными участниками этого процесса, ведь никто не понимает наши потребности лучше нас.

Чтобы такая политика заработала, нужно последовательно решить несколько ключевых задач:

  • создать карту реальных потребностей ветеранов;
  • упростить бюрократические процедуры для получения статуса и льгот;
  • обеспечить условия для качественной физической и психологической реабилитации;
  • создать условия для экономической реинтеграции (трудоустройство, основание и ведение ветеранского бизнеса).

Ниже — кратко о каждом из них.

    1. Создать карту реальных потребностей ветеранов

    Прежде чем строить политику, нужно иметь данные. Сегодня в Украине отсутствуют системные исследования о физическом, психологическом, социальном и экономическом состоянии ветеранов.

    Ветераны – неоднородное сообщество. Одни получили тяжелые ранения или инвалидность, психические расстройства, другие – не принимали участия в боевых действиях. Темп адаптации, уровень травмированности, способность возвращаться к работе — у всех разные.

    Поэтому государство должно начинать с исследований: сегментации ветеранов, анализа их реальных потребностей и прогнозирования того, как эти потребности будут меняться на протяжении лет. Только на этом фундаменте можно построить действенную политику, которая будет работать не вслепую.

    2. Упростить получение статуса "ветерана" и сопутствующих льгот

    Процесс получения статуса ветерана и связанных услуг до сих пор является чрезмерно сложным. Человек вынужден посещать несколько учреждений и повторять одни и те же действия. Для ветеранов с ранениями или ограниченной мобильностью это становится особенно утомительным, а иногда – невозможным.

    Нужно унифицировать, упростить и максимально цифровизировать процедуры. Получение статуса должно быть инклюзивным – без необходимости "бегать по кабинетам".

    Не менее важно подготовить специалистов: они должны знать законодательство, понимать процедуры и обладать навыками коммуникации с людьми, которые могут иметь психологические уязвимости после войны.

    3. Обеспечить качественное лечение и физическую реабилитацию

    В своем нынешнем виде система не справляется с объемом и сложностью ранений, которые военные получают в боевых действиях. 73% украинских ветеранов получили травмы или заболевания, непосредственно связанные с военной службой (данные МОМ, 2023 год). В то же время, почти 20% опрошенных сообщили, что они получили отказ в медицинском обслуживании (данные УВФ, 2024 год).

    Кроме отказов, причиной которых часто является нехватка мест в медицинских и реабилитационных учреждениях, другими проблемами являются нехватка квалифицированных специалистов и длинные очереди на оборудование и протезы. В дополнение к этому, в сложных, нетипичных случаях протезирование или восстановление могут требовать индивидуальных решений, которые на сегодняшний день государство обеспечить не способно.

    Необходимо создать достаточное количество реабилитационных мощностей и обеспечить их специалистами. Также должен быть понятен маршрут для человека с ранением: куда обращаться, какие этапы проходить, сколько ожидать. Протезирование, физическая терапия, восстановление подвижности – эти услуги должны быть базовым стандартом для раненого независимо от сложности случая.

    4. Внедрить системный подход к психологической поддержке

    Психологические трудности не всегда проявляются сразу – иногда это происходит через месяцы или даже годы после возвращения. Как показывает опыт США, пик таких вызовов в среднем приходится на шестой год гражданской жизни.

    В то же время, международная практика утверждает, что на риски ПТСР или суицидального поведения больше всего влияет не сам факт участия в боях, а уровень поддержки после возвращения.

    Важно, чтобы эта поддержка была системной, учитывала ключевые потребности и особенности опыта каждого ветерана и основывалась на международных стандартах и практиках работы с людьми, прошедшими боевые действия.

    В Украине есть качественные общественные инициативы, поддерживающие ветеранов, но их возможности ограничены. Поэтому наряду с ними должна появиться государственная система, которая обеспечит доступную и предсказуемую помощь для всех — от скрининга после возвращения до понятных маршрутов поддержки. В такой системе ветеран не ищет помощь самостоятельно, — она доступна заблаговременно и без лишних барьеров.

    5. Создать условия для экономической реинтеграции ветеранов

    Возвращение к работе — одно из ключевых условий успешной адаптации. Но сегодня ветераны часто сталкиваются с предубеждениями работодателей относительно найма и закрытым доступом к финансированию для предпринимательской деятельности: банки нередко отказывают из-за стереотипов о "рискованности" военных.

    Государство может изменить ситуацию через стимулы для бизнеса — налоговые льготы, компенсацию части расходов на обучение или адаптацию — и через программы переквалификации, которые помогут ветеранам быстро вернуться на рынок труда.

    Сейчас есть единичные случаи, когда специальные программы для ветеранов разрабатывают сами работодатели. Это преимущественно частные компании, которые придерживаются международных стандартов трудоустройства и осознают свою социальную корпоративную ответственность. Такие программы в частности имеют Kernel, WOG, DTEK.

    Наша неприбыльная военно--образовательная платформа Backyard Camp, например, работает только с ветеранами из-за ценности для нашей сферы деятельности их опыта, а также потому, что мы стремимся быть примером инклюзивной среды для других. В то же время, на уровне государства до сих пор не существует политики, которая бы превратила такие программы в системный обязательный подход.

    Отдельный инструмент — государственные гарантии и специальные кредиты или гранты для тех, кто хочет запустить собственное дело. Это откроет доступ к предпринимательству и снимет барьеры, которые сегодня создают финансовые учреждения.

    Как улучшить взаимодействие ветеран – общество?

    Опыт других стран показывает: уровень поддержки после возвращения домой влияет на психологическое состояние ветеранов больше, чем сам боевой опыт. Атмосфера, в которую человек возвращается, определяет, насколько мягким будет переход в гражданскую жизнь.

    В Украине мы все только учимся жить рядом в новых ролях. По данным фонда "СТАЛЕВИ", каждый пятый ветеран чувствует, что гражданским может быть непросто в общении с ним – и это естественно. Мы оказались в ситуации, к которой никто не готовился. Теперь мы вместе строим новое общество, в котором должны качественно сосуществовать люди с разным жизненным опытом.

    Главное — чтобы ветеран не оказывался в стороне от общественной и экономической жизни.

    Помогите ветерану почувствовать, что он не остался один на один со своим опытом. Выслушайте, предложите бытовую поддержку или подскажите, куда обратиться за нужными услугами. Если у вас есть соответствующий опыт или знания, предложите менторство, стажировку или проконсультируйте о запуске собственного дела.

    Мы все как общество живем в реальности, которую не выбирали, но в которой нужно научиться сосуществовать. У каждого свой опыт, свои потери и свой путь. Но общий знаменатель здорового взаимодействия один: уважение, готовность слышать друг друга и понимание, что мы строим страну вместе.

    Артем Веселов

    Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
    ветераны общество
    Реклама:
    Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования