От стартапа к системе: как Украина переходит к новому этапу цифровой трансформации
Цифровая трансформация в Украине началась задолго до появления Дії и популярных сервисов, которыми уже привыкли пользоваться украинцы. Она стартовала с фундаментальной работы: модернизации государственных реестров, налаживания обмена данными, повышения киберустойчивости и развития цифровых компетенций в государственном секторе. Именно тогда стало понятно, что за цифровизацией стоят не только технологии, а прежде всего стандартизированные процессы, эксперты и единая логика взаимодействия между всеми участниками.
Надежным партнером каждого этапа цифровизации Украины стала Академия электронного управления (eGA, Эстония).
Уже более 12 лет eGA поддерживает Украину в цифровых реформах, запуске революционных сервисов и тому подобное. В тесном сотрудничестве с Министерством цифровой трансформации мы реализуем важные проекты Европейского Союза, такие как EU4DigitalUA, DT4UA, а также ряд киберинициатив, направленных на обучение специалистов и повышение цифровой устойчивости.
В целом Эстония стала страной, чей опыт вдохновлял Украину на создание цифрового государства. Так, одним из первых проектов в Украине появилась система обмена данными Трембита, построенная на базе эстонской системы интероперабельности X-Road, которая стала фундаментом цифрового государства и благодаря которой начали бегать данные, а не люди.
Украина изучила эстонский опыт в сфере электронной идентификации и на его основе в Украине появились собственные инновации – первый в мире цифровой паспорт, который имеет такую же юридическую силу, что и бумажный или ID-карта, и уникальный Дія.Підпис в смартфоне. Также в сотрудничестве внедрили систему Вулик для автоматизации работы ЦПАУ.
В то же время Украина развивает собственные цифровые решения, ориентированные на современные потребности пользователей. Так, государство выбрало подход mobile-first и сейчас приложением Дія пользуются более 23 млн украинцев, где реализовано более 65 услуг, еще более 160 сервисов – на портале. Часть из них – от образовательных документов до комплексного сервиса е-Предприниматель – разрабатывалась в рамках проектов ЕС.
Кроме этого, в фокусе региональные проекты, в частности проект повышения цифровой способности центров предоставления административных услуг Житомира. Они показали еще одну сторону цифровой трансформации – разный уровень цифровой зрелости и готовности общин. Десятки институтов сталкивались с нехваткой цифровых знаний, а специалистам часто не хватало практических навыков для работы с новыми системами. Это влияло не только на темпы внедрения, но и на качество сервисов, которые получают граждане.
В процессе проявились и системные трудности: отсутствие унифицированных правил, подходов, стандартов и шаблонов документов. Из-за этого командам органов власти, проектов международной технической помощи, техническим администраторам и разработчикам приходилось каждый раз согласовывать идентичные документы и тратить время на то, что должно было бы работать по единому алгоритму. Со временем эта фрагментированность стала ключевой причиной потребности в создании институции, которая поможет упорядочить процессы и сделает цифровую трансформацию системной, быстрой и прогнозируемой.
После нескольких лет стремительного развития цифровых сервисов важно не только запускать новые продукты, но и закреплять достижения через устойчивые механизмы поддержки, единые правила и стандарты. Поэтому следующий этап цифровой трансформации в Украине заключается в укреплении институциональной способности и стандартизации процессов. Это позволяет сохранять накопленный опыт, делать его доступным для всех органов власти и обеспечивать последовательность в развитии государственных сервисов, что особенно важно для цифровой евроинтеграции и запуска первых трансграничных услуг.
Центр цифровых компетенций как ответ на запрос
После начала полномасштабной войны стало еще более очевидным, что тот "революционный" подход к цифровой трансформации, который реализовывался до вторжения, уже невозможен. Нужно собирать и накапливать знания, экспертизу и опыт, которые были сформированы в период, с 2014 до 2022 год, для того, чтобы как можно больше новых идейных сторонников цифровой трансформации, могли быстрее входить в курс дела.
Чтобы цифровая трансформация Украины стала институционально устойчивой, управляемой и воспроизводимой, в Украине создали Центр цифровых компетенций – консультативно - совещательный орган при Государственном Предприятии "Дія", который стал логическим продолжением первого (революционного) этапа цифровой трансформации. Это место, где должна быть собрана экспертиза, систематизированные методологии, стандарты, подходы, аналитика и лучшие национальные и международные практики цифровизации, которые становятся доступными для всех, кто внедряет цифровые реформы.
Еще в 2019 году Минцифрой была поставлена амбициозная цель – сделать 100% государственных услуг онлайн. Украинцы уже привыкли к быстрым, безопасным и удобным сервисам, которые можно получить в несколько кликов, со смартфона или с ноутбука.
Однако за этой простотой стоит работа сотен людей – от юристов и дата- аналитиков до дизайнеров и коммуникационных менеджеров.
Команда Минцифры физически не успевает обрабатывать все запросы на создание новых или цифровизацию существующих услуг – "все хотят в Дию". Когда Центр цифровых компетенций заработает на полную мощность, украинцы почти ежедневно будут получать новые сервисы, существенно упрощающие их жизнь.
Сейчас Центр ставит перед собой несколько важных задач: систематизация знаний, опыта и экспертизы, что позволит быстро онбордить новых участников цифровой трансформации, сократить время на обучение и адаптацию, обеспечит единые стандарты подходов к созданию электронных услуг и цифровых реформ; объединение всех ключевых стейкхолдеров – представителей государственных органов, разработчиков, бизнеса, ученых, общественный сектор и международные проекты — чтобы их знания, опыт и практики работали на общую цель.
Первые результаты Центра
Один из первых кейсов – это совместная работа над проработкой 205- постановления Кабмина, которое устанавливает жизненный цикл средств информатизации в органах власти.
Первая итерация постановления оказалась несовершенной для практического применения, потому что ее требования не охватывали весь спектр реалироботы органов власти, проектов международной технической помощи и непосредственно ИТ- бизнеса, который работает в GovTech секторе. Поэтому Центр цифровых компетенций выполнил свою первую функцию как зонтик для обсуждений и формирования новых решений и политик.
На базе Центра была сформирована рабочая группа, в которую вошли представители проектов международной технической помощи, органов государственной власти и украинского бизнеса, в частности GovTech Альянса Украины. Совместная работа позволила выработать решение, которое удовлетворило все стороны, и впоследствии соответствующие изменения были внесены в 205-е постановление.
В результате мы имеем нормативно-правовой акт, который соответствует запросу украинского бизнеса и лучшим европейским и мировым практикам в сфере обеспечения работы любого средства информатизации. Это win-win для всех.
На этом примере мы видим, что Центр цифровых компетенций – это инструмент для достижения тех или иных целей. Сам консультационно-совещательный орган может выполнять те функции, которые на него будут возложены. Например, в Центр цифровых компетенций может обратиться как и CDTO, так и непосредственно служащие любого из министерств с просьбой разработать цифровую реформу для определенной отрасли и сферы. И таким образом, это инструмент для распространения и ускорения реализации политик, которые формируются Минцифрой.
В дальнейшем Центр цифровых компетенций может выступать как площадка для тестирования продуктов частного бизнеса и органов государственной власти.
Центр максимально гибкий и имеет целью удовлетворить максимальное количество потребностей, о которых мы даже сейчас еще не догадываемся, но которые возникнут в будущем.
Кроме Центра цифровых компетенций, в Украине существуют еще две ключевые институции, которые отвечают за цифровую трансформацию, и их роли четко распределены. CDTO Campus транслирует экспертизу, знания и учебные программы и готовит новых цифровых лидеров. Поэтому центр цифровых компетенций должен быть бэк-офисом для CDTO Сampus в подготовке учебных программ.
Еще один проект – Global Government Technology Center (GGTC), который должен продвигать украинский опыт, украинскую экспертизу среди стран, которые только начинают свой путь цифровой трансформации. Такое распределение ролей и обязанностей позволяет работать эффективно и обеспечивает постоянство и предсказуемость процесса цифровой трансформации.
Планы и дальнейшие шаги
Следующим шагом для Центра является масштабирование работы через активное взаимодействие с органами власти, экспертами и международными партнерами. Это позволяет не только поддерживать и совершенствовать имеющиеся наработки, но и обеспечивает повторное использование украинского опыта, который накапливался в течение последних десяти лет цифровой трансформации.
Эта работа имеет не только текущую ценность для граждан – быстрые, безопасные и удобные цифровые сервисы, но и стратегическое значение для будущих поколений. Она закладывает основу для устойчивого цифрового государства, а также создает предпосылки для экспорта украинского GovTech.
Мари Педак, старший эксперт Академии электронного управления (Эстония), руководитель проектов Европейского Союза EU4DigitalUA и DT4UA