Уэйн Джордаш королевский адвокат, президент Global Rights Compliance

Мир должен давить на Россию, а не на Украину

Уже больше месяца мировые лидеры и СМИ обсуждают мирный план, который должен положить конец войне России против Украины. Десятки встреч и переговоров, сотни заявлений, и все они призывают к миру. Эти призывы часто адресованы Украине: мол, вот план, если вы действительно хотите мира, соглашайтесь. При этом массированные атаки России на Украину дронами и ракетами не прекращаются.

Но любое соглашение, заключенное под давлением, вызывает сомнения в его законности и надежности. Любое соглашение, которое оказывает давление на Украину и требует от нее отказаться от своих территорий под принуждением, не является законным и не может иметь юридической силы согласно международному праву. Если оно также имеет целью амнистировать преступления России, то конфликт может временно прекратиться, но справедливости не будет. Не говоря уже о мире.

Вознаграждение агрессора

Устав ООН запрещает государствам применять силу и нарушать суверенитет, независимость и территориальную целостность другой страны. Этот запрет является императивным (норма, известная как "jus cogens" – часть системы правил, отражающих и защищающих фундаментальные ценности международного сообщества). Это означает, что никакие исключительные обстоятельства не могут оправдать отступление от нее ни при каких обстоятельствах.

Реклама:

Вторжение России в Украину в 2014 году и аннексия Крымского полуострова сами по себе были преступлениями против мира. Даже тогда международное сообщество не только могло, но и было обязано принять меры для защиты территориальной целостности Украины. Поскольку Россия серьезно нарушила одну из самых фундаментальных норм современного мирового порядка, государства были обязаны не признавать законность действий России, не содействовать им, а также коллективно противостоять им. Это было не просто вопросом политического выбора: это обязательное требование, вытекающее из принципа верховенства права.

Право категорично: ни одно государство не должно признавать аннексию оккупированных территорий государством- агрессором. Вот почему, несмотря на все усилия Российской Федерации в течение последних 10 лет, направленные на легитимизацию своего территориального завоевания Украины, ни одно государство, которое придерживается права, не признало Крым российской территорией и не имеет права этого делать.

И все же сегодня в информационном пространстве звучат тезисы о признании суверенитета России над территориями Луганской и Донецкой областей и Крыма. Различные версии так называемого мирного соглашения, обсуждаемые в СМИ, вроде бы намекают, что дальнейшие споры по территориям могут быть решены только дипломатическим путем. Однако это не соответствует праву.

Незаконная оккупация территории другого государства остается непрерывным актом агрессии, Украина будет иметь право в любой момент вернуть контроль над своими территориями, используя дипломатические и военные методы. Это неотъемлемое право не может быть отдано под принуждением оружия. Пока российские войска остаются на украинской земле без действительного согласия Украины, акт агрессии продолжается, как и право Украины защищать себя и возвращать свои земли. Агрессия не должна вознаграждаться ни сегодня, ни завтра.

Амнистия за преступления – нарушение международного правового порядка

Предложение об амнистии преступлений является еще одной попыткой обойти право и является незаконным. Невозможно просто стереть из истории четыре года полномасштабных бомбардировок украинского гражданского населения, разрушения городов и сел, больниц, роддомов и школ.

Украина должна отказаться от привлечения к ответственности за годы пыток, изнасилований, убийств, похищений и депортации десятков тысяч невинных граждан, в том числе детей?

Международное сообщество должно сказать украинской прокуратуре, Международному уголовному суду, Трибуналу по вопросам преступлений агрессии, Международной комиссии по рассмотрению претензий Украины к России и другим органам, которые пытаются привлечь российских лидеров и военных к ответственности за свои преступления, чтобы они отступили и искали другие пути?

Некоторые могут считать, что все эти действия, направленные на прекращение конфликта, являются лишь политическими торгами. Однако это не так. За политическими переговорами стоят правовые ограничения. Международное право четко запрещает амнистию за военные преступления, преступления против человечности, пытки, насильственные исчезновения и геноцид. Нет другого выбора, кроме как привлечь виновных к ответственности; любое принудительное решение об ином будет недействительным.

Мир – это не только отсутствие конфликта. Это также наличие справедливости.

Уэйн Джордаш, королевский адвокат, президент Global Rights Compliance

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
право российско-украинская война международная общественность
Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования