Меркосур: жесткий сигнал из Брюсселя. Почему Киев молчит, пока Европа меняет курс?
Решение дать "зеленый свет" соглашению с Меркосур, принятое 9 января в Брюсселе, — это для Киева нечто большее, чем просто плохая экономическая новость. Это сигнал тревоги, который должен разбудить нас из летаргии.
Европейский Союз, подписывая пакт с Южной Америкой, говорит прямо: "Мы не знаем, когда закончится война на Востоке, поэтому ищем безопасность на Юге". В этом новом циничном раскладе Украину переместили в рубрику "гуманитарная проблема", тогда как рубрику "бизнес-партнер" заняли Бразилия и Аргентина.
Как наблюдателя за украинской политикой, меня искренне шокирует одна вещь. В Варшаве и Париже тема Меркосур выводит людей на улицы и является темой номер один в медиа. В Киеве — тишина.
Удивительно, что тема, которая фундаментально угрожает экономическому будущему Украины, фактически отсутствует в публичном пространстве. Украинские политики, кажется, не замечают, что именно сейчас решается судьба того, будет ли Украине кому продавать свои товары после войны. Это молчание опаснее самого соглашения, потому что свидетельствует о том, что Киев неправильно считывает сигналы с Запада. А сигнал четкий: "Давайте сами с собой разбираться, мы делаем бизнес в другом месте".
Давайте посмотрим правде в глаза, без дипломатического пудрения реальности. Решение послов ЕС обнажило то, как Брюссель на самом деле классифицирует сегодня Украину в своих "экселевских" таблицах.
На сегодня Украина для Европы — это прежде всего вызов в сфере безопасности. Мы воспринимаемся как "получатель" помощи, буферная зона и плотина против российского нашествия. Это категория: расходы, риски и нестабильность.
Зато страны Меркосур отнесены к категории: бизнес, развитие и прибыль.
Почему? Это простая, хоть и болезненная математика. Если ЕС подписывает такое соглашение, это означает, что он не видит шансов на быстрое решение конфликта в Украине. Чтобы гарантировать стабильность поставок продовольствия и сырья, Европа находит импортную альтернативу как можно дальше от российских ракет. Брюссель предпочитает импортировать продукты из Бразилии, потому что там нет риска блокады портов или уничтожения инфраструктуры.
Более того, Украина на сегодня не является привлекательным рынком сбыта для товаров из ЕС. Война вымывает средства из карманов потребителей.
Европа хочет продавать свои технологии и авто там, где есть спокойствие и деньги — то есть в Южной Америке. Украина как рынок — это "дело далекого будущего". Может, завтра, а может, через 10 лет. Но бизнес делают сегодня.
Как поляк, годами живущий в Ирпене, я смотрю на последние два года отношений Варшава-Киев с болью, но и с надеждой. Споры о зерне, малине или транспорте обескровливали нас политически. Но выход на сцену Меркосур меняет все.
Это фронт, на котором наша взаимная конкуренция парадоксальным образом может превратиться в общую силу. Польский фермер и украинский агрохолдинг имеют сегодня одного и того же соперника: латифундии из Южной Америки. На страны Меркосур мы влияния не имеем, но на наши отношения — имеем.
Это последний сигнал: если Украина не осознает необходимости тесного, отраслевого союза с Польшей, это станет для нее огромной угрозой. Мы должны прекратить искать возможности "обойти" друг друга. Хитрость, поиск юридических лазеек или попытки обойти Польшу в логистике — это путь в никуда.
Перед лицом соглашения с Меркосур Польша для украинского агросектора перестает быть конкурентом, а становится необходимым партнером. Украинские масштабы производства плюс польская переработка и влияния в Брюсселе — только такой тандем может выстоять в столкновении с глобальной конкуренцией.
Европейский Союз только что показал, что имеет план "Б" на случай затяжной войны. Этот план называется Меркосур. Если мы не будем иметь своего плана "Б", основанного на честном сотрудничестве Украины и Польши, мы рискуем стать для Европы вечной "проблемой, которую надо решать", а не партнером, с которым делают бизнес.
Пусть это станет уроком для нас всех. В отношениях с Европой и соседями покончим с наивным романтизмом. Любовь, симпатия и флаги — это важно, но в конце дня за столом переговоров весит только интерес.
Петр Издебский, публицист, аналитик польско-украинских отношений, Основатель Школы польского языка и культуры Орацио, CEO Благотворительного фонда "Теофипольское сердце"
