Поединок теней в горящем цирке. Должна ли Украина участвовать в этом безумии?
Глядя на современную геополитику, трудно избавиться от впечатления, что мир наблюдает за гротескным спортивным зрелищем.
Представим себе двух боксеров-пенсионеров. Лучшие годы обоих давно позади, оба страдают деменцией, но все еще верят, что они непобедимы.
Соединенные Штаты и Россия, как эти постаревшие гладиаторы, решили провести бой за титул чемпиона мира. Проблема в том, что дерутся они в федерации, которую сами же придумали, и за пояс, который для остального земного шара теряет значение. А Украина, к сожалению, стала рингом, на котором происходит этот кровавый гериатрический поединок.
Американский журналист-расследователь, писатель и военный корреспондент Крис Хеджес писал о "воинственной фривольности старческих империй". Это идеальное описание того, что делают сегодня Вашингтон и Москва. Обе державы, которых разъедает внутренний хаос, убегают в непредсказуемость. Их политика — это эмоциональные качели, игра мускулами и ностальгия по временам холодной войны.
Оазис холодного расчета: Европа и Китай
На фоне этой американско-российской лихорадки остальной мир выглядит на удивление... рационально. Посмотрим на Китай или Европейский Союз (при поддержке спокойной Канады). Это не идеальные образования, но они предсказуемы.
Пекин со своим авторитаризмом и Брюссель со своей бюрократией выглядят сегодня оазисами холодного расчета. Там нет места для "воинственной фривольности". Есть жесткий бизнес, есть долгосрочные экономические планы, есть забота о стабильности рынков и обществ. Китай не хочет поджигать мир — он хочет его купить. Европа не хочет войны империй — она хочет торговли и процедур.
Между тем США и Россия ведут себя как пироманы на складе боеприпасов. Они создали собственную герметичную реальность, в которой весит только голая военная сила. В этой схеме рациональность уступает место одержимости. Контрольные институты — будь то российская Дума или американский Конгресс — становятся лишь фоном для "имперских" амбиций лидеров.
Украинская ловушка
И здесь, в самом эпицентре этого безумия, стоит Украина. Страну втянули в поединок "боксеров-пенсионеров". Российский враг — это империя в фазе терминального распада, которая хочет потянуть Украину за собой в могилу. В свою очередь, американский союзник — это колосс, которого раздирают внутренние противоречия, и для которого эта война является элементом глобальной игры за сохранение лица.
Но самая большая опасность подстерегает не только на фронте. Она кроется в соблазне подражания.
Воюя с российским хаосом и жестокостью, Украина начинает опасно дрейфовать в сторону модели, доминирующей в этом "цирке стариков". В Киеве можно наблюдать тревожный процесс: маргинализацию парламента, централизацию власти в руках президента и его окружения, пренебрежение демократическими процедурами во имя "военной необходимости".
Не выращивать собственного дракона
Стоит задать вопрос: хочет ли Украина быть частью этого рационального, предсказуемого мира Европы, где решают парламенты, а закон означает закон? Или, может, она хочет присоединиться к "федерации боксеров-пенсионеров", где царит каприз вождя и голая сила?
Не для того украинские солдаты отдают жизнь в борьбе с российским диктатором, чтобы в тылу строили собственную версию диктатуры. Не для того Киев убегает из российской сферы влияния, чтобы попасть в ловушку авторитаризма — только облеченного в национальные цвета.
Если общество позволит, чтобы Верховная Рада стала немой декорацией, а президент — кто бы им ни был — превратился в единовластного правителя, то Украина проиграет эту войну, даже если победит на поле боя. Потому что зачем это все? Зачем эта кровь, разрушенные города и миллионы беженцев?
Борьба идет за то, чтобы быть другими, чем Россия. Чтобы быть государством предсказуемым, правовым, европейским. Если об этой цели забыть и во имя борьбы с драконом государство само станет драконом, то этот жуткий боксерский матч будет иметь только побежденных. А Украина будет самым большим из них.
Петр Издебский