Между фронтом и бусом: в какой перезагрузке нуждаются ТЦК
Авторы:
Елена Трегуб, исполнительный директор Независимой антикоррупционной комиссии (НАКО), член Общественного антикоррупционного совета при Министерстве обороны
Александр Вегержинский, исследователь Независимой антикоррупционной комиссии (НАКО)
Несмотря на всю критическую важность системы ТЦК и СП, в Украине она никак не заработает слаженно, чтобы удовлетворить (хотя бы на уровне компромисса) обе вовлеченные стороны – военных и гражданское население.
Систему регулярно дискредитируют отдельные элементы – сайты новостных медиа сейчас пишут о взяточничестве работников ТЦК на Житомирщине, подозрение для чиновницы в Винницкой области, снятие с должности начальника Закарпатского ТЦК. Системе противостоит население – кто-то дипломатично, критикуя, а кто-то – как недавно на Львовщине – стреляет в бус.
На фоне этих и других скандалов Министерство обороны получило нового министра. Который одним из приоритетов в должности называет именно реформу деятельности ТЦК и СП.
Что планирует Михаил Федоров и насколько масштабное поле для его потенциальной реформы – попытались разобраться в этом материале.
Стратегический горизонт и политические приоритеты
Реформа ТЦК действующим руководством государства рассматривается не просто как изменение регламентов, а как фундамент национальной устойчивости. Михаил Федоров во время выступления в Верховной Раде, накануне назначения на должность Министра обороны Украины отметил, что после комплексного аудита деятельности ТЦК и СП министерство предложит системное решение. Это решение позволит сохранить обороноспособность, устранив устаревшие проблемы.
Положительным и принципиально важным является то, что действующий министр обороны наконец публично взял на себя политическую ответственность за тему мобилизации, которая на протяжении всей полномасштабной войны фактически "перебрасывалась" между различными ведомствами и была де-факто закреплена за Сухопутными войсками без надлежащего правового мандата.
В этом году Министерство обороны Украины объявило о начале первых в истории ведомства публичных консультаций по изменениям в оборонной политике государства. Предлагает обсудить новый документ под названием "Зеленая книга: стратегические направления, вызовы и новая архитектура обороны". И в этом документе зафиксирована сложная дилемма выбора между моделью массовой мобилизации (быстрый, но изнурительный эффект) и сбалансированным подходом, требующим значительного управленческого ресурса. И какой подход в конце концов будет иметь право на жизнь – определять в том числе и новому министру.
Акцентировал важность этого направления работы и Президент Украины Владимир Зеленский. Считает, что необходимы масштабные изменения, которые будут гарантировать справедливое распределение личного состава и баланс между фронтом и экономикой.
Анализ текущей инфраструктуры и цифрового прогресса
По состоянию на ноябрь 2025 года в Украине развернута сеть из 461 ТЦК и СП. Предыдущий этап реформирования (июль 2025 – январь 2026) под руководством Дениса Шмыгаля базировался на цифровой трансформации системы комплектования, в частности благодаря:
- Экосистеме "Резерв+" – платформа охватила 6 миллионов пользователей, позволив отменить бумажный документооборот и автоматизировать продление отсрочек.
- Инструментам прозрачности [[002 ]] теперь работники ТЦК должны обязательно использовать боди- камеры во время работы.
Но самих технологических успехов, по мнению многих – в том числе и председателя профильного комитета ВРУ Александра Завитневича, мягко говоря, недостаточно. Ведь мобилизация, которую за системные перегибы народ часто называет "бусификацией", требует более масштабных решений.
Парламентский контроль и ограниченный доступ к информации
Особенности функционирования ТЦК и СП определяет правовой статус органов военного управления, который неразрывно связан с ограниченным доступом к данным, поскольку информация об обороне классифицируется как служебная или государственная тайна. И это обоснованный подход, учитывая риски безопасности военного положения.
Впрочем, за процессами мобилизации и деятельности ТЦК и СП осуществляется парламентский надзор. Так в марте прошлого года создана отдельная Временная следственная комиссия Верховной Рады Украины. И ее члены – народные депутаты, имеют доступ к гостайне всех степеней.
Что же выяснила эта комиссия за полгода? В декабре 2025-го она утвердила предварительный отчет о своей работе за апрель-сентябрь. И вот о чем в нем говорится.
Из хорошего: ТЦК и СП вводят систему обмена опытом между успешными и неуспешными подразделениями; увеличилось количество операторов Единого государственного реестра призывников, военнообязанных и резервистов ("Оберіг").
Еще отныне в ТЦК и СП руководствуются специальным документом – Правилами диалога и поведения военнослужащих ТЦК и СП. Также разработаны критерии отбора с требованиями к кандидатам на должности руководителей. Десятки начальников ТЦК и СП за нарушения уволили, а сотни военнослужащих нижнего ранга уволили или перевели в боевые подразделения или воинские части.
Также комиссия предложила ряд изменений в законодательство: в частности усилить ответственность органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций за мобилизацию; расширить основания для остановки транспортного средства полицейскими. А также усилить ответственность за нарушение законодательства начальниками ТЦК и СП, председателями и членами военно--врачебных комиссий.
Из не хорошего. Анализ деятельности ТЦК и СП в 2025 году демонстрирует глубокий разрыв между формальными запросами и реальным результатом. Разберем на примере взаимодействия с Национальной полицией. От ТЦК и СП в полицию поступил запрос на доставку более полутора миллионов нарушителей воинского учета. Полиция доставила лишь чуть более 200 000 (или 14 процентов). И из этих 14 процентов мобилизовали только 30 процентов! То есть, политика силовой мобилизации в такой форме себя не оправдывает.
Поэтому система нуждается в новых подходах, а не только в усилении санкций за правонарушения.
Что же предлагает комиссия?
1. Построение новой архитектуры управления, которая будет предусматривать:
- Прямое вертикальное подчинение ТЦК и СП непосредственно Генеральному штабу ВСУ (сейчас они в структуре Сухопутных войск ВСУ).
- Общую координацию мобилизации возложить на специализированное подразделение Министерства обороны.
2. Дальнейшую цифровую и сервисную трансформацию:
- Преобразование мобилизации в прозрачный онлайн- сервис через цифровую экосистему.
- Делегирование функции социальной поддержки ветеранов и семей погибших Центрам предоставления административных услуг
3. Введение антикоррупционных предохранителей:
- Введение должностей офицеров внутренней безопасности в областных ТЦК и СП с подчинением их Военной службе правопорядка ВСУ.
- Контроль за осуществлением фото- и видеофиксации на всех этапах проведения мероприятий по мобилизации представителями ТЦК и СП (при осуществлении оповещения, взятия на воинский учет, выдачи военно- учетных документов)
Подытоживая, реформирование ТЦК и СП в 2026 году должно обеспечить переход от "мобилизации любой ценой" к человекоцентричной, правовой модели. Реализация рекомендаций Временной следственной комиссии ВРУ поможет создать систему, которая будет одновременно эффективной для фронта и справедливой для общества.
А вот дальнейшее игнорирование накопленных проблем может привести к критическому истощению демографического и экономического ресурса государства. И, безусловно, будет создавать социальное напряжение. Которая, вполне вероятно, перерастет из локальных столкновений в масштабные столкновения между работниками органов правопорядка и населением.
