Преступления Эпштейна стали возможны из-за бытового сексизма
Реакции на файлы Эпштейна в Украине поделились на три категории:
- Женщины рассказывают кучу дичи из собственного УКРАИНСКОГО опыта.
- Смешки, шуточки, новости вроде "тернополян нет в списках" и другие попытки использовать эту тему для собственной выгоды.
- Замечание, что преступления — это не светская хроника, и говорить о них надо как о преступлениях. Особенно ценно, что на этот раз так высказываются и мужчины.
Мы видим, что сеть Эпштейна дотянулась до Украины. И те люди, которые в ней работали, которые рекрутировали подростков для развлечений богачей — это не единичные ублюдки. Это целая индустрия, в которой ходили "на работу" десятилетиями. Эпштейн — это верхушка айсберга, есть много других каналов сбыта порнографической продукции, которые до сих пор работают.
Почему это возможно?

Если вы посмотрите на пирамиду насилия, то увидите систему — как вроде бы "приколы", как вот владелец бизнеса пищевых добавок решил хайпануть, становятся базой, из которой вырастают преступления.

И не просто вырастают — именно эта бытовая нормализация насилия делает общество неспособным с ним эффективно бороться.
Хорошо это показано в свежем украинском сериале "Тихая нава", где речь идет о городке, в котором несколько лет продолжаются изнасилования, а местная полиция скрывает правду.
Если пошутить об изнасиловании это смешно, то может и само изнасилование — не такое уж преступление?
В 2016 году, во время флешмоба #яНеБоюсьСказать, когда украинские женщины делились пережитым опытом насилия (кстати, за год до #me_too), публичные лица писали разную гадость. Например, Юрий Винничук:
"Новый флешмоб меня тронул. Вспомнил, как был младенцем, и даже то, что тогда думал. Появилось неудержимое желание снова припасть к целебному источнику. Как писал московский поэт 18 в. "О женщина, о мать! Позволь себя лобзать!".
Спустя 10 лет тон разговора сильно изменился. На разоблачения империи насилия реагируют с осуждением, хотя аспект светской хроники о жизни заморских богачей сохраняется.
Я хочу вернуть украинскую аудиторию в наши реалии, и вместе посмотреть на базу пирамиды насилия — бытовой сексизм. Каково положение дел в 2026 году? Даем ли мы почву будущим Эпштейнам?
Экспертный ресурс "Гендер в деталях" ведет #сексизм_патруль с 2021 года, Антипремию Сексист года вручаем с 2023. Чтобы уничтожать саму базу насилия — институт репутации сильно оздоравливает все общественные институты.
В этом году сборник сексистов большой и яркий. Вот несколько "пациентов".




Выбрать победителя Антипремии "Сексист года – 2025" можно здесь.
Важнейшая тенденция за 2025 год — институциональная отсталость. Я не до конца понимаю, то ли это из-за разницы поколений, то ли из-за организационной инерции —, однако примеры неспособности институтов отреагировать на общественное мнение в этом году действительно поражают.
Самый яркий пример — вручение кинопремии "Золотая Дзига" актеру Константину Темляку, в то время как против него выдвинуты обвинения в насилии и открыто уголовное производство. Киноакадемия оправдывалась, что решение было принято до обвинений, а в уставе и процедурах не предусмотрена возможность отмены. Как будто процедура голосования в общественной ассоциации — это Конституция Украины и для ее изменения нужно 300 голосов депутатов, референдум и отмена военного положения.
В конце концов сам обвиненный актер повел себя наиболее адекватно и просто отказался от премии. А Киноакадемия внесла изменения в регламент аж через несколько месяцев, после вмешательства Miller Law Firm.
Такого было еще много.
Юрий Винничук написал колонку "Была когда-то развратная эпоха", которая могла бы быть вполне неплохой, если бы редакторы медиа Збруч выполнили свою работу. То есть подправили неосторожность автора и несколько отредактировали текст, так чтобы не считывалось, что Юрий ностальгирует по временам, когда изнасилование пьяной девушки, или учитель, который запихивает руки за пазуху ученицы прямо во время урока, было нормированным.
Но редакторы не сработали, колонка получилась сексистской и отвратительной. Сработал Исполнительный совет Украинского ПЕН, исключив Винничука из организации. Чем спровоцировал феерическую внутреннюю дискуссию, где конечно без "хунвейбинов и комсомольцев" не обошлось. Почему-то все, кто отстаивает этичность публичных высказываний, кажутся старшему поколению "комсомольцами".
В конце концов Общее собрание, имеющее высшую силу над решением Исполнительного совета, провело тайное голосование, где из 116 зарегистрированных 42 проголосовали "за" исключение, 74 — "против". Поэтому Юрий Винничук остался членом Украинского ПЕН. Потому что хотя ключевым принципом этой писательской организации является то, что свобода слова не является абсолютной и сочетается с этической ответственностью за публичные высказывания, а среди базовых ценностей — неприятие языка ненависти и дискриминации, для 74 анонимных украинских писателей это не аргумент.
Отличились и университеты. ЛНУ им. Ивана Франко десятилетиями игнорировал жалобы студенток на домогательства от профессора Иосифа Лося. Седовласого старца уволили только когда в начале 2025-го года эти истории стали публичными.
Андрею Билоусу присудили звание доцента, хотя уже несколько месяцев как студенты КНУТКиТ имени Карпенко-Карого и актеры выходили на акции под Молодым Театром в Киеве и возле КГГА, требуя увольнения режиссера с должностей. Аргументация была такая же как в киноакадемии: мол процедура, мол уже присудили, мол не связано. С должности сначала его отстранили, но уже через месяц он восстановился в должности художественного руководителя. КГГА объяснила это тем, что в его контракте не прописана ответственность за "аморальные поступки".
После повторных протестов, Билоус уволился из театра "по соглашению сторон".
И хотя я не поддерживаю увольнение сразу после обвинения, настаиваю на проведении расследования и наличии заготовленных процедур на этот случай, на момент принятия решений уже продолжалась многомесячная борьба между актерами и актрисами и Билоусом и любые решения любых комиссий и должностных лиц должны были быть приняты с учетом этого.
Через полгода после этих событий МОН выпустило рекомендации по процедурам противодействия домогательствам в университетах, которые, к сожалению, не являются обязательными.
Поэтому в финальном итоге, по состоянию на начало 2026 года, институты, на которые упало общественное внимание в прошлом году, несколько двигаются, но по большому счету остаются неспособными предотвращать насилие и эффективно устранять его базу, действуя на опережение.
Зато способность показала такая государственная институция как Госпродпотребслужба. Собирая номинантов для Антипремии Сексист года, о многих случаях сексистской рекламы мы узнали именно из отчетов этой службы о штрафах и наказаниях.

И это результат именно институционального совершенствования: принятие закона о рекламе, процедуры подачи жалоб и просветительская работа с обществом и исполнителями на местах. В результате которой сексистская реклама больше не воспринимается как норма. И получает заслуженное наказание.
Заслуженное, но пока несоизмеримое вреду.
"Ковальская бетон" вполне может позволить себе заплатить 6700 грн штрафа и еще и посмеяться, мол это была самая дешевая реклама в нашей истории, как они и сделали.
А вот если бы за сексистскую рекламу и сексистские высказывания владельцев/команды лишали возможности участвовать в государственных тендерах, тогда недобросовестным производителям бетона, автопокрышек и кинопродукта было бы совсем не смешно.
Что с этим всем делать?
На консультациях и гендерных аудитах для ОО и бизнеса я всегда говорю руководству: действуйте на опережение. Показывайте что сексизм вам не ОК. Делайте замечания коллегам, следите за атмосферой в коллективе, следите за своей собственной речью, иногда что-то там не проскакивает.
И главное — не отмалчивайтесь. Участвуйте в публичных дискуссиях и прямо говорите, что вы осуждаете сексизм конкретных персон. Формирование института репутации это работа не только женщин и не только феминисток.
Посмотрите еще раз на пирамиду насилия в начале этой статьи. Устранить его базу — наша общая задача.
Тамара Злобина, феминистический философ, руководитель экспертного ресурса "Гендер в деталях"
