Наталия Павлович правовой советник Global Rights Compliance

От жемчужины природы Крыма – до строительной площадки: как российская оккупация уничтожила "Полуостров Меганом"

В юго-восточной части Крыма расположен "Полуостров Меганом" - уникальный природный комплекс площадью около 850 гектаров. С 2007 года Меганом охраняется украинским законодательством как памятник природы ( статус, предоставляемый уникальным природным образованиям с особой природоохранной ценностью).

Уникальность Меганома обусловлена редким сочетанием степных и прибрежно-морских экосистем, которые с момента формирования остались почти нетронутыми цивилизацией. Отсутствие значительного антропогенного вмешательства позволило развиться и сохраниться уникальному комплексу флоры и фауны. Полуостров представлен более 126 видами птиц, в том числе 14 занесенных в Красную книгу Украины. Растительный мир не менее разнообразен: представлен около 183 видами растений, среди которых 11 занесены в Красную книгу Украины, четыре – в Красный список МСОП ( всеобъемлющий сборник сведений об охранном статусе животных и растений в мире), пять – в Европейский красный список (перечень видов, находящихся под угрозой исчезновения на европейском уровне), а также десять эндемичных видов, которые не встречаются больше нигде в мире.

Такая концентрация редких и эндемичных видов делает экосистему полуострова исключительно уязвимой, ведь они адаптированы к очень специфическим природным условиям. Кроме этого, Меганом играет важную природоохранную роль для птиц. Он служит своеобразным "убежищем" на основных миграционных путях - необходимой остановкой, где перелетные птицы отдыхают перед продолжением своего путешествия.

Реклама:

Защищенный украинским законодательством от застройки и другого антропогенного воздействия, Меганом "расцветал". Все, однако, изменилось с приходом России и оккупацией Крыма.

Россия определила Меганом идеальным местом для так называемого арт-кластера "Таврида" – масштабного культурно-досугового проекта, инициированного Федеральным агентством по делам молодежи РФ с целью продвижения российской культуры на оккупированной территории. Сейчас он функционирует как молодежный курорт, на территории которого размещены масштабные инсталляции российских художников (сейчас их более шестидесяти), концертная площадка и киностудия (строительство продолжается), а также инфраструктура для массового туризма и развлечений - в частности гостиницы, рестораны и магазины.

26 декабря 2019 года так называемый Судакский городской совет - нелегитимный прокремлевский орган, якобы осуществляющий управление городом Судак – передал большие участки территории Меганома в федеральную собственность Российской Федерации. Чтобы построить туристический комплекс, охранный статус территории был фактически отменен.

Вскоре начали работу буровые установки и другая строительная техника; внедорожники проезжали по охранной зоне. Основной этап строительства был завершен примерно в мае 2023 года; Путин лично прислал официальные поздравления по случаю открытия центра.

Это окончательно определило судьбу Меганома. Некогда нетронутый ландшафт, очаг крымского биоразнообразия, теперь - объект воплощения российских интересов на оккупированной территории, со зданиями и инсталляциями, которые видны даже из космоса. Там, где пролегает Перепелиное поле – ареал растений, занесенных в Красную книгу, – сейчас, по сообщениям, пустошь под развлекательные комплексы. В бухте Капсель, важном месте для миграции и гнездования птиц, сейчас строится киностудия.

Территория Полуострова Меганом в 2012 году, до оккупации Крыма
Территория "Полуострова Меганом" в 2012 году, до оккупации Крыма
Google Earth
Территория Полуострова Меганом 7 марта 2021 года. Строительство
Территория "Полуострова Меганом" 7 марта 2021 года. Строительство
Google Earth
Территория Полуострова Меганом 12 мая 2024 года. Завершено строительство
Территория "Полуострова Меганом" 12 мая 2024 года. Завершено строительство
Google Earth
Территория Полуострова Меганом 12 мая 2024 года, инсталляция с надписью на русском языке Мир, любовь, искусство
Территория "Полуострова Меганом" 12 мая 2024 года, инсталляция с надписью на русском языке "Мир, любовь, искусство"
Google Earth
Инсталляция Мир, любовь, искусство
Инсталляция "Мир, любовь, искусство"
Официальный веб-сайт художественного комплекса "Таврида"
Карта арт-кластера Таврида
Карта арт-кластера "Таврида"
Официальный веб-сайт художественного комплекса "Таврида"

Что остается теперь? Станет ли Меганом еще одним молчаливым свидетельством разрушительных действий России на оккупированной территории - игнорирование вреда окружающей среде без каких-либо юридических последствий?

Этого нельзя допустить. Это умышленное уничтожение объекта природно-заповедного фонда (ПЗФ) – военное преступление, которое должно признаваться и преследоваться с учетом тяжести последствий совершенных действий.

Читайте также: История, переписанная бульдозером. Как археологи в Крыму помогают Кремлю строить "правильное" прошлое

Что говорит право?

В соответствии со статьей 43 Гаагских положений (ГП), Россия обязана уважать действующие законы государства, территория которого оккупирована, "за исключением, когда это абсолютно невозможно". Это означает, что оккупационные власти должны соблюдать действующие законы на оккупированной территории и не менять их на собственные, за исключением случаев, когда это необходимо для обеспечения безопасности или удовлетворения потребностей местного населения.

Согласно статье 53 Женевской конвенции IV ('ЖК IV'), России запрещено уничтожать имущество врага (то есть имущество, принадлежащее противнику, в данном случае Украине) на оккупированной территории, за исключением случаев, когда "такое уничтожение является абсолютно необходимым для военных операций", то есть уничтожение должно быть "материально необходимым" ("для ведения боевых действий или непосредственно связанных с ними действий"). Уничтожение имущества без военной необходимости является военным преступлением согласно международному уголовному праву.

В целом действия России на полуострове Меганом нарушили эти обязательства.

Во-первых, разрешение на строительство на территории, находящейся под охраной, нарушает обязательства России соблюдать законы государства, территория которого находится под оккупацией, в соответствии со статьей 43 ГП.

Согласно законодательству Украины, строительство и любая другая деятельность, которая может угрожать сохранению этого памятника природы, запрещена. Россия изменила эти положения, введя собственное законодательство, согласно которому охранный статус территории был отменен, чтобы разрешить строительство.

Понятно, что такое законодательное изменение - ради строительства туристического объекта - не служит никаким целям безопасности или потребностям местного (оккупированного) населения; наоборот, оно способствует достижению интересов России в создании коммерческого и развлекательного центра, продвигающего ее культурный нарратив на оккупированной территории. Это нарушает статью 43 ХП.

Во-вторых, эта деятельность составляет "уничтожение" имущества в соответствии с МГП.

Территория "Полуострова Меганом" является собственностью Украины и, следовательно, защищена от уничтожения согласно МГП. Уничтожение понимается в широком смысле и охватывает широкий спектр действий, включая "снос, разрушение, разрывание, повреждение, выведение из строя или любые другие действия", чтобы имущество стало частично или полностью "непригодным для использования или не подлежало восстановлению".

Вред, причиненный Меганому, не является классическим случаем уничтожения, с которым сталкивались международные трибуналы в своей практике, например уничтожение здания снарядом. Меганом является гораздо более сложным объектом, чем здание: это многогранная экосистема, состоящая из различных взаимосвязанных компонентов, включая ландшафт, биоразнообразие, климат, где вред, причиненный одному элементу, непосредственно влияет на другие, создавая эффект домино.

Негативные последствия, вызванные строительством центра "Таврида" на Полуострове, проявляются на многих уровнях и временных промежутках и вписываются в широкий спектр действий, характеризуемый как "уничтожение" согласно МГП.

Некоторые из этих последствий могут быть более очевидными. Например, распашка Перепелиного поля, если будет подтверждено, может означать истребление эндемичных растений, а следовательно, фактически "уничтожение" этой составляющей Полуострова.

Другие последствия могут быть более сложными и многоуровневыми. Строительство, по сообщениям, проходило через поле, которое исторически использовалось птицами как место остановки для пополнения энергетических запасов во время миграции. Потеря этого места может привести к негативным последствиям для птиц: снижение выживаемости взрослых особей во время миграции и, в итоге, потенциальное сокращение популяции с негативным влиянием на биоразнообразие в целом.

Важно также осознавать, что ущерб является длительным и незавершенным, как и во многих случаях такого вандализма. Хотя основное строительство было завершено в 2023 году, эта территория продолжает испытывать беспрецедентное антропогенное давление. По сообщениям, в 2024 году "Тавриду" посетило около 60 000 человек из России. Трагедия этих мероприятий для полуострова заключается в постоянном шуме, мусоре и человеческом вмешательстве, что нарушает эту уязвимую экосистему. Такая постоянная нагрузка на окружающую среду может мешать размножению различных видов, в том числе уязвимых и исчезающих, и в итоге способствовать их уничтожению.

Это лишь краткое описание потенциально масштабных разрушений нанесенных людьми бесценной заповедной территории. Для полной оценки ущерба необходимы комплексные экологические исследования и экспертиза. Однако, несмотря на то, что российские власти предпочитают закрывать глаза на эти разрушения, очевидно, что такой ущерб Меганому де-факто уничтожает его функцию и предназначение - быть памятником природы, а не символом российскому империализму.

В конце концов, такое уничтожение не может быть оправдано военной необходимостью. Как уже отмечалось, "военная необходимость" означает, что уничтожение должно служить военным целям. По своей природе строительство этого центра имеет исключительно невоенный характер, оно предназначено именно для туризма и культурных мероприятий. Идею о том, что объект, построенный для чествования российской оккупации, может быть оправдан военной необходимостью, можно с легкостью отвергнуть.

Следовательно, умышленное нанесение вреда Полуострову и его природе и биоразнообразию является уничтожением бесценного имущества, что является не только трагедией, но и военным преступлением.

К сожалению, болезненная история Полуострова Меганом не является единичным случаем. Это один из многих объектов ПЗФ Украины, которые тихо страдают от оккупации и российских нигилистических методов. Сегодня более 500 объектов ПЗФ Украины остаются под оккупацией – отрезаны от надзора и уязвимы к эксплуатации. Уничтожение таких объектов требует систематического расследования, направленного на установление ответственности, в частности на уровне российских правительственных структур и тех, кто стоит за этими преступлениями на самом высоком уровне.

Мобильная команда правосудия по расследованию военных преступлений против окружающей среды (МКП) организации Global Rights Compliance поддерживает Специализированную экологическую прокуратуру Офиса Генерального прокурора (СЭП) в расследовании таких инцидентов – беспрецедентная инициатива, поскольку украинские прокуроры являются одними из первых в мире, кто преследует вред окружающей среде как военные преступления.

МКП действует в рамках Atrocity Crimes Advisory Group (ACA) for Ukraine - многосторонней инициативы, основанной Великобританией, Европейским Союзом и Соединенными Штатами Америки с целью поддержки и оказания квалифицированной помощи украинским прокурорам в расследовании и судебном преследовании международных преступлений, совершенных во время вооруженной агрессии.

Прецеденты, которые сегодня закладывают украинские правоохранительные органы, не только обеспечивают ответственность тех, кто совершает такие преступления, но и формируют международное гуманитарное право будущего. Для реализации этих важных целей необходима постоянная международная поддержка Специализированной экологической прокуратуры.

Природа не может говорить за себя, но она также страдает от последствий российской оккупации. Она заслуживает справедливости и привлечения к ответственности, и наш долг - добиться этого.

Наталья Павлович, правовой советник Global Rights Compliance

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Крым оккупация Росcия культура
Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования