Еще есть шанс победить! МОК сам опроверг свою критику против Гераскевича
Сегодня утром Международный олимпийский комитет (МОК) дисквалифицировал Владислава Гераскевича перед его первым заездом на Олимпиаде-2026. Причиной такого решения стал шлем памяти, которым наш олимпиец чествовал атлетов, которых россияне убили во время российско-украинской войны.
Чиновники МОК расценили мемориальный жест как пропаганду. Но получается, что собственным же официальным заявлением они опровергли обвинения и доказали, что их решение избирательное, субъективное и явно не юридическое. Итак, разберем ситуацию:
1. В официальном объявлении на сайте МОК среди объяснений дисквалификации четко сказано следующее: "МОК также предложил ему возможность выставить его сразу после соревнований при прохождении через смешанную зону". То есть руководство комитета было готово разрешить спортсмену показывать шлем памяти в "mixed zone" и не наказывать за выступления в нем на тренировках, которые уже состоялись. Это позиционировалось как компромиссное решение. Наш спортсмен отказался, потому что настаивал, что чествование памяти не является ни пропагандой, ни нарушением правил. Собственно за это его и дисквалифицировали.
2. Что такое "mixed zone", упомянутые в релизе МОК? Что это за место, в котором Владиславу позволяли показывать шлем памяти в качестве компромисса? Каждый желающий может почитать многочисленные официальные документы МОК, фреймворки или адженду на официальном сайте МОК и убедиться, что это такие специальные официальные локации (дословно "venue") где у спортсменов могут брать интервью или комментарии аккредитованные СМИ. Такая локация есть и в Милане в пределах Cortina Sliding Centre, где должен выступать Владислав. Поэтому фиксируем себе, что трассы для тренировок (очевидно), а также "mixed zone" (как следует из документов МОК) являются официальными олимпийскими локациями ("Olympic venues").
3. А теперь самое интересное. Главный документ, которым руководствуется МОК - это Олимпийская хартия. Именно на ее свежую редакцию от 3 февраля 2026 года очевидно ссылались сегодня, чтобы дисквалифицировать Владислава Гераскевича. И вот в ней есть пункт 2 статьи 50, который якобы нарушает шлем памяти. Звучит он так: "Никакие демонстрации или политическая, религиозная или расовая пропаганда не разрешены на любых олимпийских объектах, площадках или других территориях". То есть не разрешено осуществлять политическую, религиозную или расовую пропаганду на любых олимпийских объектах, локациях или территориях. И хотя миллионы людей четко понимают, что шлем памяти не является ни рекламой, ни политической, религиозной или расовой пропагандой, МОК убеждает в другом. Однако убеждает неудачно, потому что есть логическая и юридическая нестыковка.
Если сама глава МОК - госпожа Кристи Ковентри, официально предложила нашему атлету показывать шлем в "mixed zone" и не накладывать санкции за использование на трассах во время тренировок (и это зафиксировано в их официальном релизе на сайте), то получается, что его демонстрация в этом случае не нарушала бы Олимпийскую хартию, ведь все эти локации являются олимпийскими локациями ("Olympic sites, venues or other areas").
И это доказывает, что запрет и дисквалификация не является результатом нарушения правил со стороны украинского атлета. Санкция является результатом очень избирательного применения правил, что считать пропагандой, почему вдруг "пропаганду" можно показывать на одних олимпийских локациях, а на других нельзя. А еще это показывает, что в действиях МОК есть или четкая политическая составляющая (они политизируют чествование памяти о погибших спортсменах) или произвольное нарушение этики, ведь они по своему усмотрению, без надлежащих объяснений по существу, решаются решать где позволять чествовать погибших спортсменов, а где не позволять.
Пока игры продолжаются и есть хотя бы малейший шанс обжаловать эту очевидно лицемерную дисквалификацию, надо подавать апелляцию и на всех этапах публично освещать ее. Юридически теперь у МОК мало шансов доказать свою беспристрастность. Эта история имеет шансы завершиться либо блестящим восстановлением справедливости и возвращением Владислава Гераскевича к соревнованиям (а там гляди и получением золотой медали), либо всемирным позорным разоблачением лицемерия олимпийской бюрократии.
Антон Дробович
