Кто ответит за непоставку оружия для фронта на 46 миллиардов грн?
Просроченная дебиторская задолженность – это сумма, на которую проплаты бюджетных денег за оружие прошли, но в предусмотренный контрактами срок поставки не состоялись. Это один из базовых показателей эффективности закупок оружия, который должен быть публичным.
Сокрытие этой информации является маркером как минимум неэффективности (или злоупотреблений) в наиболее закрытых и важнейших для выживания страны закупках оружия.
Яркий пример – уголовное дело в отношении ООО "Львовский арсенал". Тогда Минобороны уплатило за минометные выстрелы почти 1,5 млрд грн, поставщик получил средства, а выстрелы так и не поставил, хотя все сроки давно истекли. В результате у государства – ни оружия, ни денег, а эти средства перешли в разряд просроченной дебиторки.
Для войска это означает, что ВСУ не получили минометные выстрелы, которые спасали бы жизни и уничтожали врага.
По состоянию на конец 2024 года просроченная дебиторская задолженность АОЗ при предыдущей руководительнице Марине Безруковой составляла 14.7 млрд грн.
Большая часть этой задолженности пришлась на спецэкспортеров (государственные предприятия-посредники, которые до вторжения экспортировали украинское оружие, а сейчас занимаются импортом) – в частности, скандальный Спецтехноэкспорт. С последним в 2023 году АОЗ, еще во времена первого директора Владимира Пикузо, заключило сомнительные оружейные контракты. Именно эти контракты попали в журналистское расследование Михаила Ткача о выводе десятков миллионов евро за вооружение, которое не было поставлено.
По состоянию на конец 2025 года просроченная дебиторская задолженность АОЗ уже при Жумадилове по закупкам оружия выросла втрое – с 14.7 млрд до 46 млрд грн.
Отметим, что 46 млрд гривен просроченных контрактов – это больше чем бюджет БФ "Вернись живым" за все время полномасштабного вторжения (42,6 млрдгрн). Или фактически годовой бюджет Госспецсвязи на дроны в 2025 году, который составлял 47 млрд грн. При чем, Госспецсвязи на запрос ЦПК еще в мае 2025 года сообщили, что у них вообще отсутствует просроченная дебиторская задолженность.
То есть, другим государственным заказчикам удается закупать оружие так, чтобы не накапливать многомиллиардную задолженность и реально обеспечивать поставки на фронт за потраченные из бюджета средства.
Предполагаю, что именно поэтому Жумадилов системно скрывает от общества информацию о просроченной дебиторской задолженности АОЗ, образовавшейся за время его руководства.
Да, раньше – до пребывания Жумадилова в должности – информация о такой задолженности была открытой.
Более того, еще год назад в первые дни своего назначения и.о. руководителя в АОЗ сам же Жумадилов открыто сообщал народным депутатам на их запросы эту цифру. Однако пока руководитель АОЗ не предоставляет эту информацию не только в ответ на публичные запросы, но и в ответ на обращения депутатов.
Начиная с весны 2025 года ЦПК официально направлял запросы в АОЗ с просьбой предоставить сумму просроченной дебиторской задолженности по закупкам оружия, но неоднократно получал незаконные отказы.
В ноябре 2025 года АОЗ ответил ЦПК, что информация о просроченной дебиторской задолженности является непубличной информацией (для служебного использования), а уже в январе 2026 года объяснил, что такая информация в АОЗ "не создавалась", а ее "создание как нового аналитического продукта требует значительных интеллектуальных усилий".
Удивительно абсурдная отписка, учитывая, что руководство АОЗ должно было бы обеспечить усиленный контроль за непоставками оружия во время полномасштабного вторжения и регулярно отчитывается как наблюдательному совету, так и Минобороны о показателях просроченных поставок.
В то же время народным депутата АОЗ предоставляет ответы или закрывая цифры грифом ДСП (информация для служебного пользования) или утверждает, что обращения депутата недостаточно и нужен исключительно проголосованный парламентом запрос. Подробнее о таких случаях Центр противодействия коррупции уже писал ранее.
В целом выяснить тот факт, что в течение 2025 года просроченная дебиторская задолженность в АОЗ выросла более чем в 3 раза и составляет 46 млрд грн ЦПК удалось через публикации народного депутата Виктории Сюмар и из собственных источников.
Добавим, что в последнем интервью Жумадилов манипулятивно жонглирует процентами, пытаясь перебросить ответственность на предшественников.
На днях на вопрос журналистов, глава АОЗ ответил, что " Просроченная дебиторская задолженность сейчас это 3,1%". Что именно означают эти проценты и как их считали - не случайно осталось за кадром.
По нашему мнению, если бы Жумадилов действительно предоставил релевантные цифры о дебиторской задолженности АОЗ, манипуляция с процентами и попытка перебросить все на предшественников сразу бы провалилась. А Арсену Жумадилову, как и наблюдательному совету АОЗ, пришлось бы отвечать обществу, какие меры в 2025 году они принимали, чтобы уменьшить многомиллиардные непоставки оружия на фронт.
Уничтожение АОЗ как института Рустемом Умеровым
Напомним, что в конце января 2025 года Арсен Жумадилов был назначен и.о. директора АОЗ. Перед тем Рустем Умеров отозвал двух членов наблюдательного совета - Тараса Чмута и Юрия Джигира - благодаря голосованию которых наблюдательный совет принял решение продлить контракт с предыдущим директором АОЗ Мариной Безруковой.
Вопреки решению наблюдательного совета экс-министр обороны Умеров назначил приближенного к себе Арсена Жумадилова - в то время главу агентства тыловых закупок Государственного оператора тыла (ДОТ) - руководить одновременно и АОЗ. Тогда Умеров объяснял это необходимостью улучшить поставки вооружения и соответственно выполнение вооруженных контрактов.
"Единственный критерий, который Минобороны ставит перед АОЗ - вовремя, и в полном объеме обеспечить фронт всем необходимым вооружением. К сожалению, за последние полгода вместо своевременного обеспечения армии боеприпасами мы получили политические игры, "сливы" контрактов, "слив" информации (правоохранители обязательно еще проверят эти факты), пиар бездействия и невыполнение КРІ подчиненным предприятием МОУ. .... Разговоров о закупке вооружения для армии много, результат - неудовлетворительный. Мы меняем систему, чтобы результат был на фронте, а не в новостях", – говорится в заметке экс-министра в сети Facebook.
После назначения Жумадилова экс-министр Умеров делегировал двух новых членов наблюдательного совета от государства - своего первого заместителя Ивана Гаврилюка и своего экс-заместителя Станислава Гайдера. С тех пор де-юре наблюдательный совет снова стал правомочным, но почему-то не проводил ни конкурса на нового директора АОЗ, ни смог провести качественный аудит эффективности закупок оружия при Жумадилове. Более того, в январе 2026 года завершилось начатое в мае 2025 года поглощение АОЗом ДОТа, что превратило АОЗ в закупочного монстра за государственные деньги.
Подытожим цифры
В 2025 году просроченная дебиторская задолженность АОЗ во время руководства Арсена Жумадилова составила 46 млрд грн.
В 2024 году просроченная дебиторская задолженность АОЗ во время руководства Марины Безруковой составила 14.7 млрд грн.
В обоих случаях суммы просроченной задолженности включают контракты, заключенные их предшественниками - учитывая договоры, подписанные еще с 2023 года первым директором АОЗ Владимиром Пикузо при экс-министре обороны Алексее Резникове. В то же время Марина Безрукова была уволена с должности директора АОЗ среди прочего и под предлогом несвоевременной поставки оружия на фронт.
В противном случае, Арсен Жумадилов держится за должность, незаконно скрывая настоящие цифры просроченных контрактов. И единственная защита Жумадилова - переложить все провалы на предшественников. Это можно было легко сделать год назад, когда он только возглавил АОЗ, но за 12 месяцев у него была вся полнота полномочий и ресурсов решить проблему вместо того, чтобы путем манипуляций искать крайних.
Как решить эту ситуацию?
Новому министру обороны Михаилу Федорову и его команде придется быстро бежать, чтобы догнать упущенное и наконец решить проблему с большими задолженностями по поставкам вооружения по проплаченным контрактам. Он получил в наследство АОЗ, как поломанную институцию с сомнительными процедурами, которую надо оперативно отремонтировать.
В феврале 2026 года Федоров заявил о назначении Тараса Чмута снова в наблюдательный совет АОЗ – вместо Ивана Гаврилюка. Это хороший сильный шаг, ведь Чмут имеет безупречную репутацию и экспертизу в закупках вооружения для армии.
Однако назначения одного Тараса Чмута мало для институционального ремонта АОЗ. В наблюдательный совет следует пригласить представителей наших основных иностранных партнеров, которые предоставляют деньги на закупки вооружения через АОЗ в рамках "датской модели" поставки оружия. Это позволит восстановить доверие как общества, так и международных партнеров к АОЗ.
Кроме этого, нужно обновить устав АОЗ, в который Умеров в декабре 2024 года внес незаконные нормы, которые нивелируют роль наблюдательного совета. Это восстановит полноценные исключительные полномочия обновленному наблюдательному совету и гарантирует ему независимость.
После этого следует провести объективный полный финансовый аудит выполнения всех вооруженных контрактов.
Параллельно наблюдательный совет должен запустить конкурсный процесс отбора эффективного руководителя АОЗ.
Чтобы каждый будущий министр обороны не перестраивал под свой лад крупнейшее и важнейшее для обороноспособности государства закупочное агентство, необходимо зафиксировать все институциональные правила профильным законом об АОЗ.
Дарья Каленюк, исполнительный директор Центра противодействия коррупции
