FPV-дроны, убийства и журналисты за решеткой. 2025-й стал еще одним опасным годом для медиа в Украине
Трое погибших журналистов, 26 до сих пор находятся за решеткой - уже сами эти цифры суммируют мрачную реальность независимой журналистики в Украине за прошлый год. За ними стоят десятки сломанных и разрушенных жизней из-за войны России против Украины, которая с самого начала также была войной против свободной прессы Украины и ее демократического устройства.
Эти цифры отражены в выводах нового отчета, опубликованного сегодня, 18 февраля, Международным институтом прессы (IPI) вместе с нашими партнерами из консорциума Media Freedom Rapid Response (MFRR), в который входят еще пять европейских организаций по защите свободы медиа.
Наши выводы базируются на аналитической работе команды исследователей по всей Европе, которые ежедневно отслеживают атаки на медиа в 36 странах ЕС и государствах-кандидатах, фиксируя каждый случай как нарушение свободы прессы. Всего в 2025 году мы зафиксировали 1481 такое нарушение по всей Европе, из них 124 - в Украине.
Как и в предыдущие годы, ситуация в Украине была центральной для нашего анализа общего состояния свободы прессы в Европе.
Осень 2025 года - самый смертоносный период для журналистов с первых месяцев полномасштабного вторжения
Независимая журналистика помогает обществам следить за важнейшими событиями, которые в конечном итоге формируют их будущее. В этом контексте репортажи с фронта являются жизненно важными, ведь они доносят критически важные новости как к украинской, так и к международной аудитории.
Однако со временем журналистам, работающим на передовой в Украине, становится все сложнее выполнять эту работу.
Наш отчет подчеркивает то, что журналисты в Украине и так хорошо знают: за последний год технология FPV-дронов развилась настолько, что сейчас опасно работать почти в любом районе Донбасса - даже в местах, которые еще недавно считались относительно безопасными.
Кроме того, маркировки "Press", которые в соответствии с международными стандартами должны использоваться в зонах вооруженного конфликта для идентификации журналистов как гражданских, все чаще становятся мишенью для российских военных и больше не выполняют защитной функции.
В 2025 году трое медийщиков заплатили самую высокую цену за попытку донести новости с фронта: французский фотожурналист Антони Лалликан, а также украинские репортеры Евгений Кармазин и Алена Грамова. По меньшей мере еще 12 получили ранения, согласно данным нашего отчета Mapping Media Freedom.
Это сделало 2025 год - и особенно осень прошлого года - самым смертоносным периодом для журналистов в Украине с первых месяцев полномасштабного вторжения России в 2022 году.
Беспокойство по поводу безопасности украинских журналистов в российском плену
Хотя эта тема редко попадает в заголовки новостей, положение украинских журналистов, которых удерживает Россия, вызывает серьезное беспокойство. Смерть Виктории Рощиной в 2024 году усилила страхи, что другие медийщики, которых Россия продолжает удерживать в качестве заложников, могут понести подобную участь.
В течение 2025 года Россия освободила Владислава Есипенко, Дмитрия Хилюка и Марка Калиуша, однако еще 26 украинских журналистов остаются за решеткой - в России или на территориях Украины, которые сейчас находятся под российской оккупацией.
Кроме полностью безосновательного характера их заключения и политически мотивированных обвинений, эти журналисты, по многочисленным свидетельствам украинских гражданских лиц, освобожденных из российского плена, регулярно подвергаются жестокому обращению и откровенным пыткам со стороны представителей российской пенитенциарной системы.
Дополнительное беспокойство вызывает почти полное отсутствие информации об условиях их содержания, ведь молчание вокруг их дел только увеличивает риск дальнейших злоупотреблений со стороны российских органов власти.
Ситуация в Украине и общеевропейский контекст
Журналисты в Украине, без сомнения, работают в самых опасных условиях в Европе - в этом смысле их ситуацию невозможно сравнить с любой другой европейской страной.
На континенте в целом главными проблемами, которые определила наша исследовательская команда (кроме ситуации с безопасностью в Украине), стали атаки со стороны национальных властей, в частности принятие законов об "иностранных агентах" и другого репрессивного законодательства, например в Грузии и Турции. Среди других проблем - рост количества судебных исков против журналистов, направленных на их запугивание, известных как SLAPP-иски.
Журналисты в Украине также сталкиваются с многочисленными рисками со стороны внутренних акторов, что подчеркивается в нашем отчете. Среди них - физические нападения, а также препятствование законной журналистской деятельности, например, отказ в доступе в суды или другие государственные учреждения.
Однако эти атаки, очевидно, не могут сравниться с теми, которые осуществляют российские оккупационные силы в Украине.
Выводы и дальнейшие шаги
Хотя наш ежегодный отчет сам по себе не имеет целью предлагать решения этих проблем, собранные нами данные являются мощным инструментом для понимания приоритетов и формируют основу адвокационной работы IPI и наших партнеров из MFRR в поддержку свободы медиа и независимой журналистики - в Украине, Европе и за ее пределами.
В случае Украины эти данные демонстрируют самые серьезные вызовы, с которыми сталкиваются журналисты, и помогают международному сообществу по защите свободы прессы определить приоритетные направления действий. В частности, критической является потребность в скоординированных усилиях для освобождения украинских журналистов, находящихся в российском плену. Не менее важна ситуация на передовой, где Россия все чаще намеренно атакует журналистов во время работы.
Учитывая частоту случаев обстрелов, ранений и убийств журналистов, маркировка "Press" стала вопросом, который требует переосмысления международных стандартов идентификации журналистов как гражданских лиц в зонах вооруженного конфликта.
Пока продолжается полномасштабное вторжение России, IPI и наши партнеры из MFRR будут продолжать отслеживать нарушения свободы прессы, включая российские атаки на медиа, выступать за сохранение международного внимания и поддержки, а также оказывать непосредственную помощь нашим коллегам в Украине там, где это возможно.
Кароль Лучка, советник по вопросам свободы прессы в Восточной Европе, Международный институт прессы (IPI)