Алюминий incognita

7 декабря 2000, 21:48
Продажа Запорожского алюминиевого комбината обрастает новыми неожиданными поворотами. Победитель тендера Внешнеторговая компания "КрАЗ" старательно прячет концы в воду.

Первым делом встает вопрос – откуда у трейдера, торгующего грузовиками, может взяться свыше 100 миллионов долларов на приобретение стратегического украинского предприятия, монопольного производителя первичного алюминия? Кто стоит за этой компанией, и на каком основании ее, после совещания у Ющенко, вернули в список участников тендера? Ответы журналисты пытались узнать на специально созванной пресс-конференции. Однако взамен получили еще больше вопросов.

Ни на одно из темных пятен не пролил свет Владимир Севернюк, председатель наблюдательного совета Холдинговой компании "АвтоКрАЗ", которая в свою очередь владеет контрольным пакетом ВТ "КрАЗ". Общение с журналистами у него свелось к выражению благодарности правительству да запорожскому губернатору Кучеренко "за гражданское мужество" – именно он пролоббировал перед Ющенко восстановление компании среди участников тендера. Также были помянуты "незлым тихим" словом особенности приватизационного процесса в Украине. Ну а напоследок Севернюк красочно описал планы увеличения в два раза производства алюминия на ЗалКе, причем сделать это он обещает до 2006 года.

Правда, никто не уточнил, где на это возьмутся деньги, когда материнская компания – собственно сам КрАЗ – закончил прошлый год с убытками, произведя 799 грузовиков? И когда Внешнеторговая компания "КрАЗ" получила прибыль аж в 27 миллионов гривен.

На все вопросы у победителя тендера ответ один – для покупки запорожского комбината он заручился надежной "крышей". Специально для приобретения ЗАлКа был заключен договор об инвестиционном проекте со швейцарской компанией, одним из лидеров мирового рынка алюминия Glencore International. "Да у них ежегодный оборот 40 миллиардов долларов!", - потрясал мускулами своих партнеров Севернюк.

Правда, никаких других подробностей, кроме того, что у них есть договор на совместное участие в приобретении ЗАлКа, представитель КрАЗа не вспомнил, отвечая в духе: "Я не буду рассказывать, какого цвета у нас нижнее белье. Цель прессы – рассказать, как достойные компании не допускают к конкурсу. Послушайте лучше, как мы будем расширять производство. В этом году мы уже изготовили полторы тысячи грузовиков".

"Неизвестно, покупал ли КрАЗ запорожский завод для Glencore International", высказал сомнение в интервью УП Александр Рябченко, председатель специальной контрольной комиссии парламента по приватизации. "Если бы им нужен был ЗАлК, то они бы это сделали напрямую, у них собственных средств миллиардов 10 долларов. Так что цель этого альянса неизвестна", - сказал Рябченко. "Glencore International мог бы быть поддержкой КрАЗу, но их истинные мотивы станут известны позже, когда можно будет проанализировать состав партнеров завода".

По одной из версий , победитель конкурса активно сотрудничает с банком "Финансы и кредит", за которым стоят небедные депутаты Игорь Бакай и Константин Жеваго. Как рассказал УП председатель наблюдательного совета "АвтоКрАЗа", "Финансы и кредит" для компании является "большим другом". "Мы используем кредиты банка, а он на 80% перекрывает потребности предприятия". Но неизвестно, какой банк выступит гарантом оплаты 101,5 миллиона долларов, которые КрАЗ должен заплатить за запорожский комбинат. При всем уважении "Финансы и кредит" вряд ли готов к такой роли.

Пока не известно, будут ли проигравшие компании через суд опротестовывать результаты тендера. Сразу после их оглашения Внешэкономбанк – партнер российского АвтоВАЗа – сообщил, что "оспаривает законность признания победителем конкурса КрАЗ". Но не уточнил, как это делает – через суд или просто в устной форме. По мнению источника московской газеты "Ведомости" , близкого к конкурсу, победитель увеличит поставки запорожского алюминия на Кременчугский завод, а в случае разрыва торговых отношений с АвтоВАЗом ЗАлК через Glencore перенаправит поставки металла на экспорт в дальнее зарубежье. Российские автомобилестроители больше других пострадают от появления нового собственника: "Победа КрАЗа может привести к тому, что "Арлан" перестанет быть трейдером ЗАлКа".

О том, что кто-то из недовольных может пойти в суд, Рябченко не исключает. "Но, с другой стороны, если результаты аннулируют, а КрАЗ оставит свое предложение на уровне 101,5 миллионов, то желающих повышать цену может не оказаться. Эта цена явно завышенная, пределом является около 70 миллионов, предложенные АвтоВАЗом". О том, что предложенная КрАЗом цена значительно превышает реальную стоимость ЗАлКа, заявил и советник по проведению тендера, австрийский банк "Райфайзен".

Все очень запутанно…

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама: