Страна лжецов.Антология последних приступов болезни патологической лжи

Понедельник, 29 октября 2001, 15:59
"Дорогой Джельсомино, ты просто
очутился в Стране лжецов.
Здесь все по закону обязаны врать.
И горе тем, кто говорит правду.
Их так штрафуют, что шкуру
сдирают вместе с хвостом".


Джанни Родари,
"Джельсомино в Стране лжецов".


Когда наш дорогой Президент говорил, что он в жизни своей не видел Георгия Гонгадзе, он говорил неправду. Когда наш великий Кормчий призывал небесные силы в свидетели, что пленки Мельниченко - фальсификация, он лжесвидетельствовал. Когда наш всенародно избранный Гарант утверждал, что украинские ПВО не сбивали самолет над Черным морем, он лгал. И если бы мы просто имели во главе государства патологического вруна, то это было бы в порядке вещей. Как говорит сам Леонид Данилович: "Не мы первые - не мы и последние". Однако лидер страны превратил Ложь в государственную политику. Его личный пример вдохновляет чиновников всех уровней, порождая цепную реакцию, при которой ложь порождает потоки грязного вранья.

"Король Джакомон настолько привык заставлять врать других, что и сам тоже врал напропалую, и первый же верил своему вранью. "У вашего величества физиономия кирпича просит", - заметил, низко кланяясь, один из министров. Джакомон бросил на него гневный взгляд, но вовремя спохватился: ведь эти слова означали, что у него прекрасный цвет лица". Джанни Родари. "Джельсомино в Стране лжецов".

"Я не собираюсь баллотироваться на третий срок". Леонид Кучма. Президент Украины.
Наблюдая за происходящим в Украине в течение последних лет, складывается впечатление, что страна превратилась в испытательный полигон новейших информационных методик контроля над общественным сознанием. В каждом конкретном случае любое резонансное дело начинается с потока осознанной дезинформации: "Гонгадзе - не пропал, а просто загулял". "В день катастрофы Ту-154 никаких стрельб не проводилось". "Если бы охранник и водитель Ивана Плюща действительно погибли, то я бы не с вами здесь разговаривал, а возглавлял на месте расследование".

В следующей фазе возникают не только подробности, которые должны подтвердить правоту Власти, как "истины в последней инстанции", но и попытки подкрепить Ложь фактами. "Гонгадзе видели во Львове с накладной бородой". "Таращанское тело принадлежит мужчине сорока лет и пролежало в земле несколько лет". "Александрова убили по ошибке". "Ракета комплекса С-200 не может уничтожить цель на таком удаленном расстоянии". "Водитель и охранник Плюща умерли вследствие острой коронарной недостаточности и ишемической болезни сердца".

Эволюционируя, Ложь, как хамелеон, старается принять защитную окраску Правды. При этом, она выдает себя цинизмом высказываний: "А может, ваш Гонгадзе сейчас где-нибудь на исторической родине в горах пьет сухое вино?" "И не надо делать из этого трагедии - вы посмотрите, что в мире, что в Европе делается!" "80 процентов из этого списка умерли по естественным причинам вследствие злоупотребления спиртными напитками".

На последней странице газеты "Образцовый лжец" была опубликована короткая заметка. Джельсомино прочел вслух: "Самым решительным образом опровергается тот факт, будто бы сегодня в три часа ночи полиция арестовала в Колодезном переулке синьору тетушку Кукурузу и ее племянницу Ромолетту. Разумеется, они не были помещены около пяти часов утра в сумасшедший дом, как этого кое-кому хотелось бы". Джанни Родари. "Джельсомино в Стране лжецов".

"Я никому не позволю вмешиваться в работу следствия. Кому-то не нравятся версии, по которым раскрыто это уголовное дело, кому-то хочется, чтобы все было иначе". Виктор Пшонка, прокурор Донецкой области.

В следующей фазе возникает необходимость отступления под давлением "обстоятельств". На персонифицированную Ложь давят родственники, друзья, эксперты и то, что называют общественным мнением. И Ложь признается в малом, для того, чтобы не признаваться в главном. "В жизни всякое может случиться", "Синяки и ссадины на телах водителя и охранника Ивана Плюща никак не могли стать причиной их смерти".

И мы, по мнению Лжи, должны в это верить. Верить в то, что два зрелых и здоровых мужика, регулярно проходящих медицинское обследование, умирают в один день в одном месте и от одной причины - инфаркта. Верить в то, что ревнивый муж нанимает двух бомжей-кабысдохов для того, чтобы проучить двухметрового мастера спорта по дзю-до, а те по ошибке убивают щупленького директора телекомпании "Тор". Верить в то, что Гонгадзе с приклеенной бородой перешел украинско-словацкую границу по чешской визе, а под Таращей отрезали голову его брату-близнецу, украденному из тбилисского роддома в одна тысяча шестьдесят девятом году. За кого нас держат в этой "гостинице"?

Главный налоговый инспектор страны, который никак не может решиться бросить свое ремесло, обменяв его на членство в им же созданной партии, главным аргументом того, что на пленках Мельниченко звучит не его голос считает его "нелитературность". При этом дословно он говорит: "Почему же я на этих пассажах рассуждаю, как неграмотный мужик, в словах которого логика отсутствует, речь бессвязная. Задайтесь вопросом, где я мог так рассуждать?

Наверное, в состоянии крайнего подпития мог, но вы, наверное, никогда меня не видели в таком состоянии. И трудно предположить, что я к президенту хожу в таком состоянии… Так что ж вы верите все! Ну не все, слава Господу, далеко не все. Отдельные. Вы ж меня знаете. Я восемь лет публично выступаю, на Верховной Раде - 250 моих публичных выступлений. Последние годы… Ну где я говорил так бессвязно, как я говорил на этих стенограммах. Я вовсе не оправдываюсь. Я просто удивляюсь". И мы удивляемся, как это столь образованный маркшейдер может столь бессвязно изъясняться. И лгать…

Главный милиционер Украины, к его счастью, не успел попасть в кабинет Гаранта и на микрофон майора. Но он бы уж точно не пенял бы на свой язык. До Киева его довел вовсе не он. "Болезнь, видно, была какая-то. Предварительные результаты вскрытия эксперты дают: ишемическая болезнь и коронарная недостаточность. Предварительно у обоих. Токсинов в организме не обнаружено. Не могу сказать, что это от употребления водки. Сейчас отрабатываются только мирные версии". И опять – ложь. И опять нужно читать между строк, выискивая иглу правды в стоге лжи. А она – на поверхности, в статье 119-й, второй ее части, по которой все-таки открыли уголовное дело по факту гибели сотрудников спикера Верховной рады: "Убийство по неосторожности двух или более лиц". Вот только чьей неосторожности? Неужели милиционеров, которые в течение почти четырех часов не могли вызвать человеку, умиравшему на скамейке возле их отделения, "скорую"?

Кошка-хромоножка перевернула страницу "Образцового лжеца". "Вчера на десятом километре улицы Корнелия два автомобиля, шедших на большой скорости в разном направлении, вовсе не столкнулись. В несостоявшемся столкновении не погибло пять человек (следуют имена). Другие десять человек не получили ранений, и поэтому не было никакой надобности помещать их в больницу (следуют имена)". Джанни Родари. "Джельсомино в Стране лжецов".

"В ходе следствия по факту гибели лидера НРУ Вячеслава Чорновола не получены какие-либо данные, свидетельствующие о посягательстве на его жизнь. Об этом говорится в информационном письме о работе парламентской временной следственной комиссии по выяснению обстоятельств гибели В. Чорновола, распространенном в Верховной Раде в четверг. В информации депутатов отмечается, что версия о возможном "замаскированном под дорожно-транспортное происшествие умышленном убийстве" В. Чорновола тщательно отработана и не нашла подтверждения". Факты и комментарии. 09.10.1999

Когда начальник киевской милиции издает приказ "Об усилении мер безопасности журналистов", он тоже лжет. И дело вовсе не в том, что никто не в силах сделать эту профессию безопасной (она была и будет опасной всегда и во все времена). И не в том, что невозможно закрепить даже "специально обученных милиционеров" за всеми редакциями и студиями, а участковых – за проживающими на их участке журналистами (это можно сделать запросто). Тотальная Ложь, как одна из слагаемых складывающейся на наших глазах системы государственного устройства, требует не журналистики, а агитации, не объективности, а пропаганды. А на то она и тотальная, чтобы контролировать все и вся. Готовьтесь, мальчики и девочки. Скоро за вами придут…

P.S. А вот харьковским журналистам вы поторопились раздавать газовые пистолеты. Все же 80% алкоголиков.

Приложение

Для тех, кто не читал книгу Джанни Родари, забыл фильм одесской киностудии "Волшебный голос Джельсомино". Краткий вариант главы о том, с чего начиналась Страна лжецов.

Задолго до того как Джельсомино попал в чужеземную страну, туда по морю приплыл хитрый и жестокий пират по прозвищу Джакомон. На старости лет ему захотелось найти себе занятие поспокойнее.

- Молодость уже прошла, - говорил он. - Мне опостылело бороздить моря. Не лучше ли теперь захватить какой-нибудь островок и бросить старое ремесло. Конечно, я не забуду пиратов из своей шайки. Кого-то произведу в мажордомы, кого-то назначу на другие почетные должности, и они не будут в обиде на своего атамана.

Задумав такое дело, он начал подыскивать для себя островок. Но все островки были слишком малы и не отвечали его вкусам. Если же они приходились по вкусу самому Джакомону, то не нравились его шайке. Одному нужна была река, чтобы ловить форель, а реки не было, другому - кинотеатр, третьему - банк, чтобы вложить туда свои пиратские сбережения.

- А почему бы нам не захватить что-нибудь получше, чем островок? - каждый раз говорил кто-нибудь из пиратов.
Одним словом, кончилось тем, что они захватили целую страну с большим городом, где было полным-полно и банков, и кинотеатров, и много рек, чтобы ловить форель, а в воскресные дни кататься на лодке. И ничего удивительного в этом нет. Довольно часто случается, что банда пиратов захватывает ту или иную страну в какой-нибудь части света.

Завладев страной, Джакомон решил называть себя королем Джакомоном Первым, а своих людей он произвел в адмиралы, камергеры, сделал их придворными и начальниками пожарных команд. Разумеется, Джакомон издал закон, который обязывал всех называть его "ваше величество" под угрозой, что ослушникам будет отрезан язык. Но для полной уверенности, что никому никогда не взбредет в голову сказать о нем правду, он приказал своим министрам произвести реформу словаря.

- Нужно изменить значение всех слов, - пояснил он. - Например, слово "пират" будет означать - честный, порядочный человек. Таким образом, когда люди будут говорить, что я пират, на новом языке это будет означать, что я порядочный человек.

- Клянемся всеми китами, которых видели, когда ходили на абордаж, - это прекрасная идея! - закричали восхищенные министры. - Ее стоит записать золотыми буквами.

- Всем ясно? - продолжал Джакомон. - А теперь за дело! Изменить все названия вещей, животных и людей! Для начала вместо "доброе утро" нужно говорить "спокойной ночи". Так, мои верноподданные будут начинать свой день со лжи. Конечно, когда придет время идти спать, надо будет говорить "доброе утро".

- Великолепно! - воскликнул один из министров. - А чтобы сказать кому-нибудь: "Как вы прелестно выглядите", нужно будет говорить: "Ваша физиономия кирпича просит".

После реформы словаря был издан закон, который делал ложь обязательной для всех.