"Газпром" идет на уступки в обмен на полный контроль над транспортной системой Украины?

Вторник, 12 августа 2003, 19:33
"Газпром" предлагает построить новый газопровод через территорию Украины, пишет российская газета "Время новостей". По мнению экспертов согласие "Газпрома" на предложение украинской стороны возможны были только в обмен на серьезные уступки по консорциуму.

По информации газеты "Время новостей", в ближайшие две недели в Киеве будет утвержден бизнес-план предприятия. "Компромисс состоит в следующем: чтобы сохранить достойную долю в консорциуме (сейчас, до вступления в него новых участников, Россия и Украина владеют равными долями), "Газпрому" придется серьезно в него вложиться", пишет газета.

Как сообщил изданию источник, близкий к переговорам, в тексте бизнес-плана "имеется пункт о строительстве нового экспортного магистрального газопровода по территории Украины". В "Газпроме" газете "Время новостей" подтвердили наличие такой договоренности, сообщив также, что до окончания подготовки ТЭО говорить о параметрах этой трубы преждевременно. В "Нафтогазе Украины" отказались комментировать информацию до подписания документов.

По словам источника газеты "Время новостей", первоначальная пропускная способность газопровода должна составить 15 млрд кубометров в год с возможностью увеличения до 32 млрд. Ориентировочный срок строительства трубы (будет прокладываться в рамках действующего маршрута) - три года, чтобы вступить в эксплуатацию к 2008 году, когда по действующим контрактам "Газпром" должен будет экспортировать в Западную Европу минимум 175 млрд. кубометров газа. А при благоприятной конъюнктуре эта цифра может составить и все 205 млрд. кубометров (верхняя граница, зафиксированная в соглашениях).

По информации газеты "Время новостей", строительство нового маршрута в рамках консорциума "усиленно лоббировала украинская сторона, которая до последнего настаивала на изначальной пропускной способности в 32 млрд. кубометров". "Однако очевидно, что это идет вразрез с политикой диверсификации транзитных направлений (которая, кстати, зарождалась на фоне сложных отношений с Украиной). Поэтому "Газпром" вряд ли откажется от строительства второй нитки газопровода Ямал-Европа, хотя отношения с транзитными странами - Белоруссией и Польшей - складываются довольно посредственно".

"Эксперт, пожелавший остаться неназванным, говорит, что российская сторона могла согласиться на строительство новой ветки по территории Украины только в обмен на серьезные уступки по консорциуму, которые касаются долевого участия в нем и наличия у консорциума реального контроля над газопроводной системой", пишет газета.

Газета приводит мнение аналитика Объединенной финансовой группы Павла Кушнира, который считает, что строительство экспортного маршрута по территории Украины "вполне обоснованное и не слишком дорогостоящее решение, если не учитывать политическую составляющую". Он оценил стоимость нового газопровода в 1,5-2 млрд. долларов в зависимости от того, сколько потребуется средств на расширение российской системы под этот газопровод.

Консультант The Boston Consulting Group Сергей Степанов оценил его в меньшую сумму - 1 млрд. долларов, правда без учета инвестиций в модернизацию старой украинской трубы. "По нашим расчетам, потребление газа в Европе к 2010 году вырастет на 30%, что составляет 150-200 млрд. кубометров к существующему уровню, - цитирует газета эксперта. - В этой связи экспорт "Газпрома" может вырасти еще существеннее. Поэтому лишним новый газопровод в любом случае не будет. Кроме того, этот маршрут более удобен для экспорта среднеазиатского газа, который пойдет в Европу в большом количестве как раз с 2008-2009 гг.".