США vs Лазаренко. Часть 1

Среда, 17 сентября 2003, 12:02
Украинским властям стоит поучиться у американцев "открытости власти", помпезно провозглашенной с приходом в президентскую администрацию Виктора Медведчука и успешно им же проваленной. В США каждый человек имеет право, например, зайти с улицы в здание суда (показав на входе удостоверение) и запросить любое дело, которое рассматривается в суде. Расписавшись за получение документов, можно сколь угодно долго изучать документы уголовного дела и даже копировать в неограниченном количестве.

Поднявшись на 16 этаж в Федеральном здании суда Сан-Франциско, я показала клерку номер интересующего меня дела - CR 00/284 MJJ. Это номер дела "Государство против Павла Лазаренко". "У вас сложное дело – аж 16 томов. Я принес вам последний, если надо будет, принесу другие", - сказал клерк и протянул мне объемную папку.

Я не успела ознакомиться еще со всеми документами, но папку под номером 16 прочитала. Юриспруденция – наука крючкотворов, порой на родном языке не поймешь, в чем состоит та или иная юридическая тонкость. Поэтому попытаюсь изложить то, в чем я уверена однозначно.

Во-первых, во вступлении к документам Лазаренко всегда называют не только экс-премьером Украины, но и лидером "соперничающей" с украинским президентом партии "Громада". Ему вменяется 53 пункта обвинения, практически каждый из них – незаконная трансакция в банки Сан-Франциско с 1994 по 1998 годы. При этом Лазаренко нарушил закон, как минимум, в трех случаях: 1) отмывал деньги, 2) занимался мошенничеством с переводом денег, 3) незаконно переправлял украденную собственность за рубеж.

На последнем заседании 10 сентября, заслушав обвинение и аргументы защиты, суд признал, что украинские законы можно применять для доказательства вины Лазаренко в американском суде по каждому из 3-х случаев нарушения закона. Судья предложил провести слушания, чтобы определить "специфическое содержание" тех законов Украины, которые имеют значение для данного дела. Дата слушаний определится 17 сентября.

Из объемных документов понятно, что прокуратура раздражена повышенной активностью адвокатов Лазаренко и их подзащитного. Павел Иванович действительно "распоясался". Только за последние пару месяцев он подготовил около 10 "rogatory letters" – так называется формальный запрос от суда одной страны к соответствующим юридическим органам другой.

Среди запрошенных Лазаренко официальных писем – запрос к Панаме по поводу документов корпорации GHP, запрос к Швейцарии о расследовании дела Кириченко ("подельник" экс-премьера), большое количество (около 100) запросов в Украину по документам компании "Об'єднання", отчеты "Южкомбанка", банка "Славянский" и данные обвинения против Бориса Фельдмана.

Месяц назад адвокаты Лазаренко направили в суд еще один 69-страничный документ, с "чудовищным количеством запросов" (по определению обвинения), в которых раньше ему было отказано.

В целом адвокаты Лазаренко запросили более 100 различных документов – начиная от отчетов разных компаний в Украине и за рубежом, информации из офшорных банков, протоколов заседаний Кабинета министров Украины, президентских декретов, налоговых деклараций украинских чиновников, и заканчивая речами, провозглашенными Григорием Омельченко с парламентской трибуны.

Еще 124 документа касаются исключительно ЕЭСУ. Среди бумаг по этой теме, которые защита хотела бы получить в свое распоряжение – переписка Пушкина (экс-заместитель главы "Газпрома") и Пустовойтенко, данные расследования по Олейнику из Москвы, информация о переговорах Тимошенко и Олейника, документы корпорации "Республика", "Содружество", Укргазпрома, РАО "Газпром".

Прокурор считает, что такое количество запрашиваемой информации, достигшее, по ее определению, "уровня абсурда", является "злоупотреблением процессом" со стороны защиты. А сами запросы экс-премьера обвинение называет не иначе, как "запоздалые, обширные и в большинстве своем пустячные".

Чаще всего прокурор так объясняла, почему суд должен отказать украинскому экс-премьеру в этих просьбах: "Лазаренко не объяснил, как эти документы помогут в его защите. Правительство (США) сомневается в том, что эти документы необходимы". И суд в большинстве случаев, прислушивается ко мнению обвинения. О том, какие запросы все же поддержаны – чуть позже.

Между прочим, Марта Борщ обратила внимание суда, что каждое "rogatory letter" стоит как минимум 650$, и, судя по ее озабоченности, в данном случае платит США. Но во время поездки американских юристов в Киев, Лазаренко придется взять на себя расходы на судебные отчеты, видеозапись и перевод. Правительство США оплачивает перелет и проживание группы из США в украинской столице.

24 сентября американцы продолжат допросы свидетелей в Киеве. Суду предстоит опросить еще около 30 свидетелей.

О запросе американского суда по Волкову, которого Лазаренко называет в числе организаторов покушения на него, о новой группе свидетелей со стороны защиты, среди которых – ведущие украинские политики и российский дипломат, читайте в продолжении статьи.