ИМИ: Власть остается наибольшим нарушителем свободы слова
3 мая 2004, 19:12
В 2003 году наибольшим нарушителем свободы слова в Украине остаются органы власти.
Такой вывод делает Институт массовой информации , подводя во Всемирный день свободы прессы итоги мониторинга свободы слова за 2003 год.
За минувший год ИМИ зарегистрировал 146 конфликтных ситуаций с участием средств массовой информации, и в 106 конфликтах прямо или опосредованно задействованы властные структуры.
Значительная часть этих случаев – 81 конфликт – связаны с органами исполнительной власти – собственно, с теми учреждениями, которые должны гарантировать соблюдение Конституции и базовых гражданских свобод. Для сравнения: в конфликтах со СМИ представительная власть была задействована 23 раза, судебная – 15 раз, а представители сразу несколько ветвей власти – 13 раз.
Даже если помехой деятельности СМИ становились нападения неизвестных лиц или эти помехи имели явную криминальную почву, журналисты часто связывали это со своими критическими выступлениями, прежде всего, в адрес исполнительной власти. Лишь в 20 случаях зарегистрированных ИМИ, – а это в четыре раза меньше количества случаев, связанных со структурами исполнительной власти – можно говорить о исключительно криминальном, несвязанным с властью давление на СМИ.
"Эта тенденция свидетельствует о том, что организованная преступность является значительно меньшей проблемой для гражданского общества и, в частности, для свободы слова, чем нынешняя власть... Власть не смогла обеспечить развития гражданских свобод в Украине, что в дальнейшем затормозит интеграцию Украины в мировые политические и экономические структуры", – говорится в отчете.
Вторые позиции относительно притеснения журналистов, по данным ИМИ, занимают милиция (14 случаев) и органы прокуратуры (12 случаев). "Отметим, что правоохранительные органы ни разу не становились на сторону журналистов, если речь шла о конфликте исполнительной власти и журналистов, что, в принципе, подтверждает политическую заангажированность силовых структур, ведь тяжело поверить, что граждане, которые принадлежат к одной профессии, постоянно правы, а другие – всегда ошибаются", – отмечается в отчете.
"Примечательно значительное число случаев привлечения милиции к противостоянию между властью и журналистами. Если в минувшие года "деликатные поручения" власти выполняли налоговые администрации, пожарные инспекции, и прочие организации, которые формально выполняют скорее регулятивные, чем карательные функции, то сейчас эти самые поручения выполняют милиция и прокуратура", – говорится в нем.
Вместе с тем, ИМИ зафиксировал 26 случаев, когда конфликты решались в пользу журналистов, – это едва не вдвое больше аналогичного показателя 2002 года.
По данным ИМИ, распределение нарушений свободы слова по региональным признакам фактически не изменилось за последние годы. Большинство конфликтов, которые могут свидетельствовать о нарушении свободы слова, зафиксировано в г. Киеве (42 случая), но, сразу подчеркнем, что фактически все нарушения вызваны не местными, а центральными органами власти, которые географически расположены в столице.
Наиболее сложной ситуация остается в Донецкой (11 случаев) и Днепропетровской (10 случаев) областях, а также в Крыму (11 случаев). В этих регионах и в прошлом сохранялась сложная ситуация со свободой слова, однако в 2003 году "несколько неожиданно" в неблагополучные регионы также попала Львовская область (8 случаев), что, по сведениям ИМИ, является "следствием инициированного свыше передела собственности на региональные СМИ".
ИМИ констатирует, что основным типом цензуры в украинских СМИ остается так называемая "теневая цензура" – ситуация, когда давление на журналистов осуществляется по любым другим, неполитическим поводам: "В основе этой цензуры – прямая зависимость собственников средств массовой информации от государственных структур".
"Механизм создания такой зависимости состоит в том, что власть искусственно создает условия, когда соблюдение всех норм украинского законодательства становится проблематичным для любого субъекта предпринимательства. Однако под контроль правоохранительных и регулирующих органов, как правило, попадают лишь экономические структуры, заподозренные в связях с оппозицией. В этом смысле контроль над оппозиционными СМИ ничем не отличается от государственного контроля над другими субъектами украинского бизнеса", – говорится в отчете.
"Впрочем, формальная независимость собственников СМИ от государства давала повод высшим украинским чиновникам неоднократно заявлять о непричастности государства к цензуре содержания печатных и электронных медиа. Так, по словам председателя государственного комитета теле- и радиовещания Ивана Чижа, который считает, что конфликты в среде СМИ никак не инспирируются властью, в Украине зарегистрировано 19.351 печатное издание, свыше 1.100 электронных СМИ, среди них государственными являются соответственно 6 % и 2,7 "%, – сказано в нем.
В последние три года, отмечает ИМИ, сугубо украинским средством воплощения контроля над медиа стали "темники" – неформальные инструкции, которые присылаются в адрес руководства влиятельных СМИ, прежде всего телевизионных каналов. "Темники" вменяют в обязанность журналистам придерживаться определенной, утвержденной наверху схемы описания политических событий, расставляя нужные власти акценты.
"Авторство "темников" независимые эксперты единогласно приписывают Администрации президента Украины, хотя она и отрицает свое участие в создании упомянутых инструкций... Интересной тенденцией минувшего года является также широкая доступность оригинальных "темников" в журналистской среде и правозащитных структурах, хотя, по логике их создателей, они должны были бы оставаться на столах руководства телеканалов и не даваться "кому попало", – говорится в отчете.
"Такая тенденция, вероятно, свидетельствует об определенном сопротивлении среди журналистов провластных электронных СМИ, которые, получив и даже выполнив установки "темников", считают нужным предоставить их копии широкой общественности, высказывая таким образом свой протест против подавления свободы слова", – отмечает ИМИ.
Подытоживая ситуацию со свободой слова в минувшем году, ИМИ делает следующие выводы:
Во-первых, "украинская власть продолжает осуществлять контроль над независимыми СМИ, и с приближением избирательной кампании 2004 года этот контроль становится более жестким, а методы контроля – грязнее".
Во-вторых, можно отметить "активную общественную позицию работников СМИ, которые пытаются защищать свои профессиональные права, хотя эту защиту чрезвычайно тяжело осуществлять, если речь идет о конфликте с органами власти".
В-третьих, "основной формой контроля над СМИ остается "теневая цензура", которая исчезнет лишь тогда, когда бизнес-структуры лишатся неформальной, а потому незаконной зависимости от патронажа правительственных чиновников".
"Но нашим последним и главным выводом является то, что хотя в Украине еще не развились цивилизованные отношения между властью и медиа, было бы очень ошибочно говорить о полном отсутствии демократии в Украине, зачисляя ее к странам, где полностью отсутствует свобода слова", – говорится в отчете.
Такой вывод делает Институт массовой информации , подводя во Всемирный день свободы прессы итоги мониторинга свободы слова за 2003 год.
За минувший год ИМИ зарегистрировал 146 конфликтных ситуаций с участием средств массовой информации, и в 106 конфликтах прямо или опосредованно задействованы властные структуры.
Значительная часть этих случаев – 81 конфликт – связаны с органами исполнительной власти – собственно, с теми учреждениями, которые должны гарантировать соблюдение Конституции и базовых гражданских свобод. Для сравнения: в конфликтах со СМИ представительная власть была задействована 23 раза, судебная – 15 раз, а представители сразу несколько ветвей власти – 13 раз.
Даже если помехой деятельности СМИ становились нападения неизвестных лиц или эти помехи имели явную криминальную почву, журналисты часто связывали это со своими критическими выступлениями, прежде всего, в адрес исполнительной власти. Лишь в 20 случаях зарегистрированных ИМИ, – а это в четыре раза меньше количества случаев, связанных со структурами исполнительной власти – можно говорить о исключительно криминальном, несвязанным с властью давление на СМИ.
"Эта тенденция свидетельствует о том, что организованная преступность является значительно меньшей проблемой для гражданского общества и, в частности, для свободы слова, чем нынешняя власть... Власть не смогла обеспечить развития гражданских свобод в Украине, что в дальнейшем затормозит интеграцию Украины в мировые политические и экономические структуры", – говорится в отчете.
Вторые позиции относительно притеснения журналистов, по данным ИМИ, занимают милиция (14 случаев) и органы прокуратуры (12 случаев). "Отметим, что правоохранительные органы ни разу не становились на сторону журналистов, если речь шла о конфликте исполнительной власти и журналистов, что, в принципе, подтверждает политическую заангажированность силовых структур, ведь тяжело поверить, что граждане, которые принадлежат к одной профессии, постоянно правы, а другие – всегда ошибаются", – отмечается в отчете.
"Примечательно значительное число случаев привлечения милиции к противостоянию между властью и журналистами. Если в минувшие года "деликатные поручения" власти выполняли налоговые администрации, пожарные инспекции, и прочие организации, которые формально выполняют скорее регулятивные, чем карательные функции, то сейчас эти самые поручения выполняют милиция и прокуратура", – говорится в нем.
Вместе с тем, ИМИ зафиксировал 26 случаев, когда конфликты решались в пользу журналистов, – это едва не вдвое больше аналогичного показателя 2002 года.
По данным ИМИ, распределение нарушений свободы слова по региональным признакам фактически не изменилось за последние годы. Большинство конфликтов, которые могут свидетельствовать о нарушении свободы слова, зафиксировано в г. Киеве (42 случая), но, сразу подчеркнем, что фактически все нарушения вызваны не местными, а центральными органами власти, которые географически расположены в столице.
Наиболее сложной ситуация остается в Донецкой (11 случаев) и Днепропетровской (10 случаев) областях, а также в Крыму (11 случаев). В этих регионах и в прошлом сохранялась сложная ситуация со свободой слова, однако в 2003 году "несколько неожиданно" в неблагополучные регионы также попала Львовская область (8 случаев), что, по сведениям ИМИ, является "следствием инициированного свыше передела собственности на региональные СМИ".
ИМИ констатирует, что основным типом цензуры в украинских СМИ остается так называемая "теневая цензура" – ситуация, когда давление на журналистов осуществляется по любым другим, неполитическим поводам: "В основе этой цензуры – прямая зависимость собственников средств массовой информации от государственных структур".
"Механизм создания такой зависимости состоит в том, что власть искусственно создает условия, когда соблюдение всех норм украинского законодательства становится проблематичным для любого субъекта предпринимательства. Однако под контроль правоохранительных и регулирующих органов, как правило, попадают лишь экономические структуры, заподозренные в связях с оппозицией. В этом смысле контроль над оппозиционными СМИ ничем не отличается от государственного контроля над другими субъектами украинского бизнеса", – говорится в отчете.
"Впрочем, формальная независимость собственников СМИ от государства давала повод высшим украинским чиновникам неоднократно заявлять о непричастности государства к цензуре содержания печатных и электронных медиа. Так, по словам председателя государственного комитета теле- и радиовещания Ивана Чижа, который считает, что конфликты в среде СМИ никак не инспирируются властью, в Украине зарегистрировано 19.351 печатное издание, свыше 1.100 электронных СМИ, среди них государственными являются соответственно 6 % и 2,7 "%, – сказано в нем.
В последние три года, отмечает ИМИ, сугубо украинским средством воплощения контроля над медиа стали "темники" – неформальные инструкции, которые присылаются в адрес руководства влиятельных СМИ, прежде всего телевизионных каналов. "Темники" вменяют в обязанность журналистам придерживаться определенной, утвержденной наверху схемы описания политических событий, расставляя нужные власти акценты.
"Авторство "темников" независимые эксперты единогласно приписывают Администрации президента Украины, хотя она и отрицает свое участие в создании упомянутых инструкций... Интересной тенденцией минувшего года является также широкая доступность оригинальных "темников" в журналистской среде и правозащитных структурах, хотя, по логике их создателей, они должны были бы оставаться на столах руководства телеканалов и не даваться "кому попало", – говорится в отчете.
"Такая тенденция, вероятно, свидетельствует об определенном сопротивлении среди журналистов провластных электронных СМИ, которые, получив и даже выполнив установки "темников", считают нужным предоставить их копии широкой общественности, высказывая таким образом свой протест против подавления свободы слова", – отмечает ИМИ.
Подытоживая ситуацию со свободой слова в минувшем году, ИМИ делает следующие выводы:
Во-первых, "украинская власть продолжает осуществлять контроль над независимыми СМИ, и с приближением избирательной кампании 2004 года этот контроль становится более жестким, а методы контроля – грязнее".
Во-вторых, можно отметить "активную общественную позицию работников СМИ, которые пытаются защищать свои профессиональные права, хотя эту защиту чрезвычайно тяжело осуществлять, если речь идет о конфликте с органами власти".
В-третьих, "основной формой контроля над СМИ остается "теневая цензура", которая исчезнет лишь тогда, когда бизнес-структуры лишатся неформальной, а потому незаконной зависимости от патронажа правительственных чиновников".
"Но нашим последним и главным выводом является то, что хотя в Украине еще не развились цивилизованные отношения между властью и медиа, было бы очень ошибочно говорить о полном отсутствии демократии в Украине, зачисляя ее к странам, где полностью отсутствует свобода слова", – говорится в отчете.
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования