Десять відмінностей системи Януковича від системи Кучми

П'ятниця, 16 липня 2010, 15:07

16 июля страна отметила 20 лет Декларации о государственном суверенитете. Половину из них Украина прожила при президентстве Леонида Кучмы. Эпоха Кучмы началась ровно 16 лет назад - его инаугурация на первый срок прошла 19 июля 1994 года.

Режим Кучмы представлял собой цельное своеобразное явление на постсоветском пространстве. И характеризовался рядом уникальных особенностей.

Очень многие из установок и схем политического строя Кучмы пережили этот режим. Они существуют и сегодня, прежде всего, в политической и социально-экономической сферах жизни страны.

Нынешнего президента Януковича, к слову, последнего премьера при Кучме, зачастую спешат объявить наследником Кучмы. И реставратором его политического строя.

Сам Янукович никогда не называл себя ни сыном президента (как это сделал другой премьер Кучмы - Виктор Ющенко), ни преемником его режима.

Данная позиция вполне оправдана - первые четыре месяца его президентства четко обозначили: Янукович строит систему власти, значительно отличающуюся не только от системы его предшественника Ющенко, но и от политического строя Кучмы.

Система власти Януковича - это новая и уникальная структура с набором собственных эксклюзивных характеристик. Справедливости ради нужно заметить, что процесс оформления этой системы в цельную и законченную структуру еще, конечно, не завершен.

Но основные конструкты, архетипы видны четко уже сейчас. И могут быть предметом исследования, а также сравнения с сущностью других режимов.

Наиболее выразительно эти конструкты видны на фоне родственного системе власти Януковича и полностью завершенного образования - режима Кучмы.

Заслуживают внимания как сходные черты режимов Кучмы и Януковича, число которых весьма значительно, так и существенные различия между ними. Поскольку о сходствах этих двух систем власти много говорится и политиками, и экспертами, остановимся на существенных различиях между ними.

Перед началом рассмотрения десяти основных отличий необходимо сделать два уточнения. Первое: из-за невозможности в данном материале детально рассмотреть каждое из этих отличий, имеет смысл ограничиться их перечислением.

И второе: исследуя характерные черты обоих режимов, стоит иметь в виду, что речь идет о механизмах власти. Эти механизмы работают в реальности с поправками на конкретную обстановку, временные рамки, фигуры действующих лиц и так далее.

Но, несмотря на эти поправки, каждый рассматриваемый механизм является производным от своей системы власти и полностью отражает ее сущность.

Отличие первое. Жесткая иерархия вместо противовесов

Отличительной чертой системы Кучмы было неуклонное следование президентом принципу создания действенных противовесов между центрами влияния - будь то политические институты или отдельные фигуры во власти.

С этим принципом очень хорошо знаком действующий президент: влияние назначенного в 2002-ом году премьером Виктора Януковича Кучма технологично и действенно уравновесил фигурой Виктора Медведчука во главе президентской администрации.

Политики, делавшие карьеру при Кучме, и достигшие значительных высот в этом политическом строе, также полностью перенимали этот принцип.

Тот же Ющенко, решив после своего избрания на пост президента премьерскую дилемму между Юлией Тимошенко и Петром Порошенко в пользу Тимошенко, тут же создал ей противовес. Он назначает Петра Порошенко секретарем СНБО и наделяет Совет безопасности огромными полномочиями.

Победив на нынешних выборах, Янукович с самого начала взял курс на построение принципиально иной системы - жестко иерархической вертикали власти. Замыкающейся на одном центре власти - президенте.

Противостоящие группировки в Партии регионов, получив в большом количестве посты во власти, оказались не уравновешенными своими конкурентами.

С точки зрения эффективности функционирования политической системы и создания условий для ее развития, методологически грамотное уравновешивание центров власти конкурентными противовесами в большей мере способствует качественной работе структур, нежели замыкание всех иерархически выстроенных цепочек на одном центре. Тем более, в случае замыкания на одной персоне, даже самой влиятельной в стране.

Как правило, в современных условиях подобные системы, даже если они выстроены квалифицированно, спустя непродолжительное время дают сбой. После чего возникает необходимость перестройки системы власти для обеспечения диверсификация рисков и получения необходимой мобильности и эффективности в ее развитии.

Отличие второе. Отмена старых ориентиров развития без предложения новых

Еще будучи главой оппозиционной Партии регионов, Янукович имел всю необходимую базу ресурсов для того, чтобы наладить в собственной партии регулярную деятельность по разработке стратегических планов развития страны, альтернативных разработкам двух центров власти - и президентскому Виктора Ющенко, и премьерскому Юлии Тимошенко.

Между тем, с конца 2007 до начала 2010 года ПР подобных разработок не предложила. Хотя внешние условия зачастую диктовали необходимость появления подобных концепций.

Так, с начала экономического кризиса в 2008 году многие эксперты ожидали появления комплексной антикризисной программы от Партии регионов. Отмечая, что ПР, как системная и мощная оппозиционная сила, располагает всеми необходимыми возможностями для разработки такой программы. Между тем, ничего подобного так и не было предложено.

Получив власть, Виктор Янукович и Партия регионов продолжают действовать без определения целей развития страны и предложения обществу конкретных механизмов их достижения.

В то же время, осуществляемая властью ревизия подобных целей и особенно отказ от них обязательно предполагают предложение новых стратегических ориентиров развития.

Так, отказавшись от вступления в НАТО как от многолетней цели развития страны, новая власть не предложила обществу никакой другой столь же масштабной и предметной цели.

По логике приоритетного сотрудничества с Россией, подобными целями могут являться вступление страны в Организацию договора о коллективной безопасности, Таможенный союз. Будь они предложены, как свидетельствуют социологические опросы, они вызвали бы бурную дискуссию в обществе. Но тем самым власть выполнила бы свою прямую функцию - разрабатывать и предлагать обществу эффективные стратегии развития.

При Кучме в разные периоды его деятельности такая работа осуществлялась более или менее системно. Эффективнее всего стратегические разработки осуществлялись при первом секретаре СНБО Владимире Горбулине.

Отличие третье. Логистика политических решений

При принятии резонансных для общества решений президент Кучма также действовал стратегически, просчитывая наперед последствия возможных решений и общественную реакцию на них.

Значительное количество отставок в действующем правительстве и в губернаторском корпусе спустя несколько недель после назначения свидетельствует о недостаточном качестве подобной работы в нынешней системе власти.

Это относится и к другим масштабным решениям власти. К примеру, в случае качественного проведения необходимой подготовительной работы по тому же решению о продлении срока пребывания российского Черноморского флота, его реализацию реально было обеспечить с гораздо меньшими сложностями, нежели это произошло.

Отличие четвертое. Отношения "президент-парламент"

При Леониде Кучме Верховная Рада являлась реальным центром власти в стране. Причем этот центр достаточно часто вступал в конфронтацию с президентом. Наиболее остро это противостояние происходило в 1994-1998 годах, когда ВР возглавлял Александр Мороз. И позднее периодически возникал вопрос об импичменте, сокращении полномочий действующего президента и так далее.

Нынешние отношения "президент-парламент" институционально развиваются по логике схемы "президент-Государственная Дума РФ" при президентах Владимире Путине и Дмитрии Медведеве. В этой схеме парламент является звеном в формальной легитимизации решений президентского центра власти.

Отличие пятое. Опора на один регион

Будучи выходцем из Днепропетровска и представителем днепропетровской финансово-политической группы, Леонид Кучма давал значимые посты во власти представителям других групп. К примеру, лидер харьковской группы Евгений Кушнарев в 1996-ом получил ключевой пост главы президентской администрации.

Виктор Янукович в построении системы власти и определении логики развития страны опирается исключительно на один регион, назначая на ключевые и значимые посты выходцев с Донбасса.

Те политики, которые попадают во власть помимо политиков, связанных с этим регионом, через короткое время оставляют свои посты - Владимир Семиноженко, Нестор Шуфрич. Правда, из-за того, что Партия регионов действует в составе коалиции, на своих постах продолжают оставаться представители партнеров ПР по коалиции.

Отличие шестое. Потребность в гаранте межэлитных взаимоотношений

За 10 лет президентства у Леонида Кучмы не было своей партии и своей фракции в Верховной Раде. Не являясь также выдвиженцем какой-либо одной региональной группы влияния, он действовал как руководитель, равноудаленный от всех региональных групп.

Будучи "над схваткой", Кучма выступал гарантом договоренностей этих групп и арбитром в их спорах.

Будучи выдвиженцем финансово-промышленной группы Донбасса, Виктор Янукович и его политический режим отстаивает интересы, в первую очередь, донецкой ФПГ. В силу этого он не является равноудаленным от всех групп влияния гарантом межэлитных споров и договоренностей.

Отличие седьмое. Добровольная переориентация на Москву

Ключевой особенностью украинской внешней политики при Кучме была реализация задач во внешней политике, используя противоречия между США и Евросоюзом с одной стороны, и Россией - с другой.

Эта система функционировала достаточно успешно несколько лет. И подверглась трансформации уже во вторую каденцию Кучмы во время кризиса, связанного с "кассетным скандалом" и неприятием фигуры Кучмы на Западе - в сторону приоритетности отношений с Россией.

При президентстве Виктора Ющенко произошла сознательная переориентация внешнеполитического курса на приоритетное сотрудничество с западными центрами влияния в ущерб отношениям с Россией.

Президент же Янукович в сжатые сроки также сознательно и без давления извне переориентировал вектор внешней политики страны в сторону России. Приняв как ряд решений для восстановления полноценного сотрудничества Украины с этой страной, так и принципиально важных для Москвы и выгодных Российской Федерации.

Таким образом, Янукович по собственной инициативе отказался от принципа балансирования между интересами трех основных центров влияния в пользу доминирующего влияния одного центра.

Отличие восьмое. Цель выстраивания политической вертикали

Президент Кучма неоднократно заявлял, что ему не хватаем властных полномочий для достижения заявленных им целей. Он делал практические шаги к тому, чтобы эти полномочия получить. В частности, организовывал в 2000 году референдум с вынесением пункта о праве президента своим указом распускать Верховную Раду.

Став президентом, Виктор Янукович в сжатые сроки смог выстроить вертикаль власти, получив контроль над парламентом, Кабмином, местной властью, судами. В то же время, спустя четыре месяца после его избрания главой государства, обществу остаются не известными цели, для достижения которых была произведена столь мощная концентрация ресурсов.

Отличие девятое. Инструменты для контроля ситуации

СНБО и МИД - во внешней политике, а с другой стороны ряд институтов во внутренней политике при президенте Леониде Кучме работали над обеспечением предложений по решению как стратегических, так и тактических вопросив жизни страны.

Можно утверждать, что отсутствие подобной системности в реагировании на внешние и внутренние вызовы при нынешнем режиме само по себе превратилось в систему.

Внутри Украины отсутствие стратегического видения, комплексного анализа перспектив развития страны и общества при стремлении обеспечить быстрое налаживание вертикали власти и контроль над ситуацией в стране приводит к использованию инструментов и подходов, зачастую не срабатывающих в современных условиях и зачастую наносящих ущерб репутации действующей власти.

Это, в частности, относится к документам с предложением указывать политическую ориентацию руководителей, их степень влияния на электорат , к недопуску на территорию страны критически отзывавшегося о результатах деятельности нынешней власти руководителя украинского представительства фонда Конрада Аденауэра Нико Ланге и так далее.

Во внешней политике вместо кропотливого выстраивания отношений с основными партнерами нынешняя власть избрала тактику уступок партнерам для обеспечения их лояльности.

Так, в качестве подобной уступки США был произведен отказ от высокообогащенного урана. Основной уступкой в серии шагов на российском направлении стало продление пребывания Черноморского флота в Крыму.

В то же время, регулярность подобных масштабных уступок во внешней политике представляется трудноосуществимой из-за ограниченностей ресурсов самой Украины.

Отличие десятое. Приоритет русскому языку

Будучи избранным на первый президентский срок как кандидат от Востока и Юга страны, Леонид Кучма за оба свои президентских срока в целом отдавал приоритет развитию украинского языка и сфер его применения.

Виктор Янукович, будучи избранным на президентский пост голосами избирателей от тех же регионов, вместе с Партией регионов последовательно предпринимают шаги в направлении расширения сферы влияния русского языка.

Он решил уточнить законодательство относительно языковой политики с тем, чтобы "русский язык, который является родным для многих граждан Украины, занял надлежащее место в жизни нашего общества".

В подготовленном под кураторством лидера фракции Партии регионов Александра Ефремова законопроекте "Базовый закон Украины "О языках Украины" данный принцип распространения русского языка практически на все сферы жизни закрепляется законодательно.

Андрей Миселюк, Группа "Драйв", специально для УП

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Реклама:
Головне на Українській правді