Аеропорти на Євро-2012: економічний аспект

Четвер, 29 липня 2010, 12:13

Несмотря на сезон отпусков, в Украине активно продолжается подготовка к Евро. Завершившийся не так давно Чемпионат мира по футболу в ЮАР не только оголил слабые стороны в подготовке Украины, но и послужил руководством к действию, в первую очередь - для наших чиновников.

И хотя у нас масштабы работ далеки от южноафриканских, объемы средств, предусмотренных на их проведение, несоизмеримы.

Если витриной масштабного футбольного действа являются стадионы, то "визитной карточкой" городов и стран-участниц - аэропорты. Первыми своими впечатлениями приезжие туристы будут делиться именно здесь.

Непосредственно подготовку воздушных ворот страны можно разделить на несколько сфер.

Первая - это экономическая, отвечающая на вопрос "на какие средства?".

Вторая - гуманитарная, сюда относятся профессиональная подготовка персонала, отработка технической составляющей и т.д.

Третья - политическая: что мы получим в итоге, как это отобразится на имидже страны, будут ли достигнуты основные цели...

В данной публикации хотелось бы остановиться на первом и, по-моему, самом главном аспекте - экономическом. В дальнейших статьях я уделю внимание остальным двум сферам.

Экономический. Безусловно, реконструировать аэропорты необходимо было уже давно. Кроме того, растущие международные стандарты диктуют свои правила. С другой стороны, одним махом подобные проекты не реализуются.

Во-первых, это касается предварительного просчета выгоды, которым никто и никогда у нас не занимался. Реконструкция аэропорта сама по себе изначально является убыточной. Прибыль для проекта может принести лишь заинтересованный инвестор.

Опыт реконструкции главного южноафриканского аэропорта в Йоханнесбурге ярко демонстрирует, как частные компании могут взять на себя львиную долю затрат на работы. Взамен бизнес получает господство в помещениях аэропортов и терминалов.

Инвесторы имеют право на открытие всевозможных ресторанов и кафе, продажу сувенирной продукции, отчего и получают основную прибыль. Инфраструктура вокруг: гостиницы, развлекательные заведения и т.д. - это дополнительная мотивация для бизнеса.

Таким образом, оставаясь государственной собственностью, аэропортами руководит менеджмент частных компаний. Кроме того, поэтапная реконструкция на протяжении нескольких лет позволяет бесперебойно функционировать воздушным воротам, обслуживая тысячи пассажиров и сотни рейсов.

Положение дел у нас кардинально отличается.

Не так давно мэр Львова Андрей Садовый заявил, что убытки из-за закрытия местного аэропорта на реконструкцию составят около 3 миллиардов гривен. Только от прекращения международных рейсов убытки города приблизятся к 1 миллиарду гривен. При этом с начала года из госбюджета на работы было выделено 165 миллионов гривен.

Общая сумма проекта продолжает расти, и предварительный бюджет сегодня составляет 1,032 миллиарда гривен. На вопрос, каким образом возвращать вложенные деньги, чиновники разводят руками.

В других городах ситуация ничем не отличается. Например, на подготовку аэропорта в Харькове Кабмин счел целесообразным увеличить объем финансирования сразу на 375 миллионов гривен. Таким образом, общая смета реконструкции составит 1,85 миллиарда гривен.

Официальным пояснением к таковым действием является: "новый индекс инфляции, изменение конфигурации системы рулежных дорожек, увеличение стоимости многих строительных работ по сравнению с прошлым годом". А ведь, сколько еще при желании можно придумать аналогичных объективных факторов!

Что касается Донецка. Министерство транспорта Украины объявило, что до конца нынешнего года здесь планируется освоить порядка 3 миллиардов гривен. Для сравнения, на столичный "Борисполь" предусмотрено лишь 337 миллионов гривен.

Перечисленные факты демонстрируют следующую тенденцию.

Основная часть затрат на развитие аэропортов ложится на плечи государственного и местных бюджетов, иными словами - работы осуществляются за счет денег налогоплательщиков.

О системном привлечении инвесторов, как заявлялось ранее, пока речь не идет, поскольку бизнес мало заинтересован в развитии неприбыльных для себя проектов. Обещанные преференции и государственные льготы остаются только на бумаге.

Сметы по реконструкции увеличиваются в ручном режиме. Таким образом, не исключено, что бюджет проектов будет продолжать расти.

Вместе с тем, на днях Министерство финансов разместило очередной 130 пакет государственных облигаций. Вырученную сумму планируется направить в Стабилизационный фонд, откуда деньги будут перечислены на реализацию Государственной целевой программы подготовки к Евро-2012 в Украине.

Но долги придется возвращать. Крайний срок погашений процентов по облигациям - 4 сентября 2013 года, спустя год после футбольного праздника.

Павел Цыруль, глава правления комитета общественного контроля Евро-2012, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Міста 2.0: що спільного між Масдаром і Миколаєвом

Головні зміни у проведенні ВЛК та визначенні придатності військових 

Чи дійсно Україні потрібна державна програма кешбеку?

Навчити орла літати

Оренда закладів освіти та лікарень: що пропонує новий законопроєкт?

Перевірка конкуренцією: чи готова Україна до євроінтеграції у сфері залізничних перевезень