Как превратить Донбасс в испытательный полигон будущего Украины

56 просмотров
Четверг, 28 мая 2015, 11:24
Cтас Соколов
Стас Соколов, эксперт фундации "Открытое общество"

Сколько копий сломано и сколько тысяч знаков комментариев исписано вокруг темы выборов в Донбассе – и в оккупированном боевиками, и свободном. Вопрос честных и прозрачных выборов "в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" также стал предметом конфликта Москвы и Киева и спорным вопросом минских соглашений.

Проведенные боевиками "потешные выборы" осенью прошлого года едва ли претендуют на статус подлинного народного волеизъявления.

В то же время, о готовности к особому статусу Донбасса после честных выборов украинская власть заявляла и неоднократно.

А если "отпустить на волю" логику и попытаться представить себе честные и прозрачные выборы в этой части Украины, что мы получим?

Предположим, гипотетически, в некой параллельной Вселенной террористы дают добро на волеизъявление граждан "ДНР-ЛНР" по букве украинского закона. Приезжают наблюдатели ОБСЕ, бюллетени печатает Киев по заказу ЦИКа, их опечатывают и привозят под контролем совместной группы сотрудников МВД Украины и боевиков на участки.

В Донецке, Горловке, Макеевке, Снежном, Торезе, Шахтерске, Луганске, Антраците, Красном Луче и Ровеньках добросовестные граждане приходят на избирательные участки, показывают паспорт – украинский! – ставят галочку напротив фамилии и опускают бюллетень в урну под пристальными взорами ОБСЕ и проукраинских активистов.

И если на прошедших реально "выборах" (одной пары кавычек явно мало, чтобы передать иллюзорность этого слова) с результатом 79% победил нынешний лидер ДНР Александр Захарченко, на наших гипотетических местных выборах в "тех самых" районах Донбасса ситуация едва ли была бы иной.

Именно эти  части Донецкой и Луганской областей долгие годы отдавали свои голоса за регионалов и коммунистов. 1999 год – большинство за Симоненко, 2004 год – 87% за Януковича в первом туре, 96% – во втором. 74% – Партии регионов в 2006-м на парламентских выборах.

На местных выборах 2010 везде победила ПР, в облсовете – 92% регионалов, выборы в ВР 2012 – около 70% поддержки им же.

Наши исследования показывают, что донецкие и луганские депутаты практически никогда не заботились о реализации своих предвыборных обещаний. Как и Партия регионов. Дончане и луганчане привыкли слепо им доверять, голосуя не разумом, но ощущением "свои-чужие".

Хороший пример такой логики показывает Славянск, переживший три месяца режима "ДНР", город на парламентских выборах голосует за Оппозиционный блок и мужа Натальи Королевской Юрия Солода, который никакого отношения к городу, кроме проведенного "гречневого" десанта, не имеет.

В итоге такие выборы не сыграли бы на руку никому: Киеву пришлось бы считаться с неясными местными авторитетами с далекими от демократических интересами. "Представителям" Донбасса – играть по правилам Киева.

Тогда фиктивность псевдореспублик и их псевдоруководства стала бы еще более очевидной, а ситуация вышла бы на новый уровень абсурда и эскалации конфликта.

Давайте оставим временно за скобками оккупированный Донбасс.

Большинство проукраинских жителей покинуло свои дома и пытаются реинтегироваться на новых местах, промышленность и инфраструктура занятых территорий разрушена и едва ли может быть восстановлена в ближайшее время.

Тамошний электорат Киев не интересует — цинично, но правда. Война стала для Украины версией национального дарвинизма: неготовые поддерживать независимость и суверенитет страны оказались за бортом, в том числе – вне общего для украинцев будущего.

В то же время парламент все никак не может окончательно разработать и одобрить реформу местного самоуправления в Украине с давно обещанной децентрализацией.

Так вот. Власти могут "убить двух зайцев" одним выстрелом – а если принять во внимание не афишируемые стремления, то и трех. Идея проста и сложна одновременно – признать временную потерю контроля над частями Донецкой и Луганской областей параллельно с административной реформой в регионе.

Эти две области стоит превратить в три – как минимум временно. Первой может стать условная Слобожанщина – север Донецкой и Луганской области с центром в Краматорске. Второй – Приазовье с Мариуполем, третьей – Донбасский регион, который объединит временно оккупированные территории.

Переходные положения по административной и конституционной реформе могут превратить эти новые территории в полигон для теста изменений в стране.

Прежде всего, доступ к обновленным, расширенным полномочиям, нужно отсечь для прежних участников "Системы" – набор новых людей исключительно на конкурсной основе за достойные зарплаты. Деньги на восстановление области найдутся.

Второе – становление системы образования и просвещения "громад", стимуляция grassroot-активности – условно говоря, уличной, низовой, гражданской позиции для закрепления изменений во власти. Третье – измененные бюджетные и децентрализованные властные полномочия.

В итоге, так или иначе, дорогу во власть проложат молодым активистам, которые смогут компенсировать нехватку опыта энтузиазмом, а квазифеодальную донбасскую систему заменят демократической.

Бюджетная самостоятельность подтолкнет к поиску инвестиций, а местный бизнес заставит развиваться, а не пресмыкаться перед властьимущими. Кроме того, это положит конец "донбасской идентичности" – смеси криминальных практик и жесткой иерархии советского образца, в которой Донецк диктовал поведение любого чиновника на месте.

Да, во многом это утопия. Однако кто не совершает безумных поступков – не достигает невозможного.

Украина упустила все возможные сроки достигать эффективных преобразований рациональным, прагматичным, поступательным путем.

С одной стороны, пришло время хаоса и затяжного риска. С другой, настала пора мечтателей и дон кихотов. И чем черт не шутит, возможно, именно сейчас украинцы смогут сразить ветряные мельницы своего советского прошлого?

Стас Соколов, аналитик, "Відкрите суспільство", для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)