Чего хочет Петр – деньги или историю?

19381 просмотр
Понедельник, 15 февраля 2016, 18:02
Виктор Мороз
политический обозреватель

Как бы долго ни оттягивал глава государства окончательный выбор, ему все равно придется или стать президентом страны, или остаться олигархом.

И этот час "Ч" для него ныне уже наступил.

Сколько бы ни раздавалось в целом справедливой критики в адрес нынешнего главы государства Петра Порошенко – но, ради справедливости, надо признать существование нескольких объективных факторов, которые если и не оправдывают действия и политику президента, то, во всяком случае, весьма убедительно объясняют ее.

Первое. У Петра Алексеевича не у кого было учиться и не с кого брать пример.

В новейшей истории страны отсутствует положительный опыт управления государством на национальном уровне. Все предшественники Порошенко на второй день после инаугурации забывали о своих обещаниях "служить народу" и начинали работать или на себя, или на спонсоров, которые привели их к власти.

Да, заканчивали они плохо. Но не настолько плохо, чтобы можно было сильно бояться. Настриженные за это время купоны для себя/детей/внуков весьма компенсировали некоторые моральные издержки.

В меньшей степени это касается разве только Леонида Кравчука, заслуги которого перед страной в отстаивании государственного суверенитета вполне компенсируют просчеты внутренней политики, включая и разбазаривание Черноморского флота, и потерю контроля государством за продажей военного имущества, и еще немало чего.

Второе. Порошенко досталась совершенно разбалансированная, нищая, потерявшая управление страна с огромным количеством вооруженных людей и практической военной агрессией со стороны бывшей метрополии.

Третье. У Петра Алексеевича, по большому счету, не было ни политической силы, ни собственной политической команды, на которые можно было опереться.

И, самое главное – у Порошенко отсутствовала идеология. И принципы кадровой политики, а, соответственно, и подбора команды.

Партия и избирательный список формировалось, когда внезапно забрезжила перспектива власти, пожарным порядком из случайных людей.

Четвертое. Ему досталась политическая элита, у подавляющего большинства которой начисто отсутствовало чувство национальной ответственности. В основном это развращенные дети капитана Кучмы, который рулил в 90-е.

Леонид Данилович породил интеллектуально убогую и бездарную политическую элиту, главное достоинство которой заключалось не в умении создавать, а в способности продуцировать схемы отжатия денег из государственной казны.

Эта элита до сих пор остается на политической авансцене. И сейчас ее, упакованную финансами и всевозможными ценностями, очень сложно оттуда убрать.

Пятое. Его собственный управленческий опыт очень специфического порядка.

Если "Рошен" выстроил его отец, подобрал кадры, определил приоритеты – то Петр, понятное дело, занимался политическим прикрытием или политической защитой бизнес-империи. Он "решал" все вопросы "наверху", разруливал все противоречия и наезды. Для этапа первичного накопления капиталов это было одним из главных условий выживания.

Поскольку прикрытие он обеспечивал надежное, его вклад в становление семейного бизнеса трудно переоценить.

К сожалению, весь этот опыт ему не только не пригодился, но и, в определенной степени, мешает.

Построение команды по принципу личной преданности, на чем стояли все предшественники, и чему учила его жизнь предыдущие два десятилетия становления украинского бизнеса – сослужили ему очень плохую службу в период завышенных украинских ожиданий после Революции Достоинства. Поэтому практически все его кадровые назначения, за редким исключением, были провальными.

Он выбирал не личностей, способных генерировать идеи, искать новые решения, обладающих волей для имплементации инноваций в жизнь страны – а покорных и послушный серых мышек, способных только втихаря воровать. Или разрешать воровать нужным людям.

Шестое. Не вина, а беда господина Порошенко в том, что он – умный, тонкий, сильный политик, очень успешный переговорщик, прекрасный дипломат – не обладает историческим масштабом мышления.

Мажор и везунчик по жизни, он не получил ни достаточного семейного воспитания, ни образования в части гражданского, идеологического, морального и национального самоопределения.

Именно поэтому он очень легко менял позиции, идеи, политические взгляды, и за двадцать лет в украинской политике побывал практически во всех основных политических проектах, в зависимости от динамики их политического веса.

Поэтому в силу своего личного опыта на переломном этапе жизни, когда внезапно и для него самого толпа вытолкнула его на самый гребень революционных событий и провозгласила президентом – он не смог поставить перед собой вопрос:

"Чего дальше хочешь, Петя – денег или истории?"

Вероятней всего, внутренне он не был готов к выбору, надеясь удачно совмещать эти два понятия, поскольку в украинских реалиях именно власть была лучшим и эффективным бизнесом для всех его предшественников.

И вот теперь он искренне не понимает – в чем именно он не прав? Но, тем не менее, чувствует и видит: что-то пошло не так.

Войну остановить не удалось, захваченные территории не возвращены, правительство разваливается, экономика еле дышит, гривна практически растоптана. Он теряет рейтинг, теряет авторитет перед западными партнерами. На него обрушилась сумасшедшая волна критики.

Дальше – катастрофа?..

В последние дни и недели Петр Алексеевич разговаривает с разными авторитетными людьми, непосредственно не вовлеченными в украинскую политику и государственную жизнь. Очевидно, он уже не очень верит ближайшему окружению, которое сейчас только и способно купать его в теплой ванне – логичный результат его кадровой "политики личной преданности".

Президент пытается прислушаться к своим свежим собеседникам. Но, тем не менее, в основном говорит сам.

Он пытается самому себе доказать, что поступал правильно. При этом яростно отстаивает свои позиции, пытается аргументировать успешность многих своих шагов.

Президент Порошенко понимает, что неумолимо наступает его час "Ч". Час окончательного выбора и действий.

Если у него еще до сих пор остался какой-то кредит доверия, то только благодаря бесконечной терпеливости и терпимости украинцев. Они все никак не могут поверить, что такой успешный, умный, молодой, энергичный, опытный парень не может успешно руководить государством. И у него все валится из рук.

Неужели он их всех обманул? Неужели быть олигархом важнее, чем стать президентом молодой и перспективной страны? И стать отцом зарождающейся нации…

Если обманул – им будет, очевидно, в ближайшее время плохо. Но они еще и не такое переживали. Не впервой. Им нечего, по большому счету, терять.

А вот ему – есть.

И как он дальше будет жить? Со всем своим "Рошеном"? Ведь никакой "5 канал" его не отмоет...

Неужели Петр Алексеевич Порошенко так и не сможет для себя окончательно решить, чего он хочет – деньги или историю?

Третьего в этом случае не дано.

Виктор Мороз, политический обозреватель, публицист, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)