От триумфа на майдане к поражению в кабинетах… В этом направлении идут "помаранчевые"? Часть 1.

Четвер, 10 березня 2005, 17:06
…Похоже, каждую новую страницу истории мы начинаем со сказки про доброго царя. Вскоре после инаугурации замредактора одной из популярных молодежных газет предложила журналистам установить полугодовой мораторий на критику новоизбранного президента Виктора Ющенко. Мол, пусть что-то сделает, а тогда посмотрим.

Ну, во-первых, на посту главы государства за полгода можно столько наделать, что не один год придется расхлебывать всей страной. А, во-вторых, моратории на критику Туркменбаши и бацьки тоже поначалу подавались (и самое удивительное, многими воспринимались) как явления временные. А обернулись просмоленным кляпом во рту, благодаря чему у туркменских и белорусских журналистов осталась возможность только смотреть…

Нам в Украине это надо? К тому же, умолчание, порожденное самоцензурой, – самая изящная медвежья услуга, которую журналисты могут оказать политику, искренне стремящемуся улучшить жизнь своего народа. За таких политиков стоит побороться. Иначе ошибки, которые они сами и их окружение совершают, в конце концов, приводят совсем не туда, куда они шли и вели за собой людей…

В мировой практике общепризнанным "испытательным" сроком для новой власти считается 100 дней. Минула примерно только его половина, а уже есть необходимость кое-что сказать напрямую.

* Начнем с речи, произнесенной после инаугурации Виктором Ющенко на майдане Независимости. Кстати, ее вариант в Интернете ("УП", 23.01.05) несколько отличается от произнесенного с телеэкрана. Новоизбранный президент сделал несколько экскурсов в историю, пафос которых меня поразил. Например, именно у нас "впервые в мире земля была вспахана плугом". Если бы даже и так (в чем сомневаюсь), то и что из того? В древних Индии, Китае и Египте тоже ведь землю не ладонями обрабатывали.

У нас "300 лет тому назад была первая в мире конституция". Если имеется в виду так называемая конституция Пилипа Орлика, то конституцией в полном смысле слова назвать ее нельзя, так как в ней шла речь о правах не всего народа, и даже не всех казаков, а только реестровых.

"Мы станем первыми, мы будем самыми лучшими." То есть, обгоним и страны "восьмерки"? Мое поколение еще помнит общесоюзного политического лидера, обещавшего догнать и перегнать Америку. Кстати, долгое время проработавшего на Украине…

В любом ином выступлении это были бы пустяки, но в программной речи попытка принимать желаемое за действительное настораживает. Даже когда речь о минувшем. Ибо как говорят кандидаты и доктора наук, настоящее – функция прошлого. И то, как мы себе представляем день вчерашний, определяет то, как мы действуем в дне сегодняшнем.

* Удивила помпезность, с которой господа "помаранчевые" революционеры отпраздновали победу. Что ж, после того, как народ боролся за будущее на самом краю социальной пропасти и в этой борьбе устоял, ему по всем законам социальной психологии нужен был праздник.

Но по тем же законам такое пышное празднование фиксируется в массовом сознании как начало новой жизни. Не хотелось бы накаркать, но по ряду объективных и, к сожалению, субъективных причин ожидания резкого и немедленного улучшения жизни к лучшему, судя по всему, не сбудутся.

Очень важно, чтобы "революционеры" помнили, какой ценой оплатила Украина ошибки их предшественников, в начале ХХ века пришедших к власти, тоже опираясь на майдан.

Где были многотысячные толпы, с восторгом слушавшие универсалы Центральной Рады возле Софии, когда в бой с экспедиционным десятитысячным корпусом Муравьева под Крутами вступили всего лишь 300 студентов Киевского университета? Это самая впечатляющая оценка социально-экономической политики первого правительства независимой Украины.

* Украине пытаются дать шанс второй раз наступить на те же грабли. Хватит ума им не воспользоваться? Журналисты зря иронизировали по поводу докторской ученой степени по экономике "проффесора" Януковича. Виктор Федорович сделал ход, за который ему можно смело присваивать звание политического гроссмейстера: установил надбавки к пенсиям во время избирательной кампании.

Идет второй месяц, а новая власть так пока вразумительно и не объяснила, как собирается разминировать эту социальную мину. Правда, 9-го марта было объявлено, что повышение минимальных зарплат, пенсий и других социальных выплат заложено в новый проект бюджета, который вот-вот будет подан на утверждение парламента.

Да, но мало в расходную часть бюджета заложить. Надо еще предусмотреть соответствующие поступления в доходной части. И солидные поступления: ранее прозвучала цифра – для сохранения пенсий на предвыборном уровне до конца года необходимо 15 миллиардов гривен.

Кроме того, есть тревожный момент. Это решение было принято после того, как начались митинги протеста пенсионеров.

И то, что они организованы силами, причастными к введению пенсионных надбавок в ходе президентской гонки, является слабым утешением. Революция на майданах тоже была организована.

Но есть сомнения, что все в новом правительстве помнят, что свержение власти с участием масс начинается с социального недовольства, которое возникает в результате неверного определения социально-экономических приоритетов.

* С парламентской трибуны, когда ее утверждали на должности премьера, Юлия Тимошенко то ли с восторгом, то ли с иронией на всю страну сказала, что не сомневается в успехе, мол де потому, что одной из первоочередных задач, поставленных перед ней президентом Ющенко, является создание Украинского Эрмитажа. Сколько это будет стоить – не уточнила.

Зато назвал цифру киевский мер, по совместительству глава городской госадминистрации Омельченко: в 100 млн. грн. обойдется восстановление Десятинной церкви, которое президент тоже поставил перед ним как одну из первоочередных задач.

А что, иных первоочередных задач, на которые можно потратить 100 миллионов, нет? В стране десятки тысяч беспризорных детей, тысячи бездомных людей. Новая власть их не видит, потому что застил глаза синдром фараона Хеопса? Ну, что же, будем лечить.

И в качестве начала терапии напомним, что избыточная набожность в политике оборачивается социально-экономическим цинизмом. Что на протяжении веков убедительно демонстрировала церковь, бывшая до отделения от государства социально-политическим институтом. Богослужение велось в храмах, а абсолютное большинство прихожан жило в хижинах.

Оно и понятно: читать псалтырь, стоя у красивого алтаря, проще (да и сытнее), чем нести слово Божие в массы, будучи путешествующим проповедником. Не это ли предвидел Христос, предостерегая от строительства храмов самому себе?! Кстати, сам он свое учение нес людям именно так.

* Еще одна статья впечатляющих расходов – проведение конкурса "Евровидение". Планировалось потратить 30 млн. грн., но вице-премьер по гуманитарным вопросам Николай Томенко обрадовал: в марте правительство подаст изменения в бюджет, которые будут предусматривать увеличения финансирования до 70-100 миллионов. И добавил, "что бренд Украины сейчас настолько серьезно раскручен", что и Поплавский мог бы там занять не ниже 5 места.

Ну, это смотря что Поплавский исполнит. Если свой коронный номер, продемонстрированный пару лет назад по телевидению (три по 100 коньяка в одну глотку цугом без закуски, подавив рвотный рефлекс), то может претендовать на первое. Вот только, боюсь, европейцы не ввели номинацию "ректор института культуры, дискредитирующий само понятие "культура".

О том, как музгруппа "Гринджолы" попала в финал и стала победительницей, написано достаточно. Замечу лишь, что если так дальше пойдет, то можно ожидать возникновения специфической организации, например "Помаранчкульта".

* После заседания оргкомитета высказался еще один его зампредседателя – вице-премьер по евроинтеграции Олег Рыбачук: "Если раньше наибольшими приоритетами в этом году я называл вступление в ВТО и получение статуса рыночной экономики, то теперь - проведение "Евровидения".

Тарас Чорновил, наверное, крякнул от огорчения: ах, Олег Борисович, Олег Борисович, ну почему это озарение не снизошло на вас до переголосования по второму туру, и вы не поделились им с майданом!?

* В программе правительства нет ни одной контрольной цифры, с которой со временем можно будет сверить сделанное. По сути, это изложение благих намерений. Надо напоминать, куда выстлан путь ими? Там не первое столетие разномастные политические персонажи вопят на сковородках, что они хотели как лучше…

На этот год метеорологические прогнозы неутешительны, экономические – пока туманны… И что вы, Виктор Андреевич, будете делать осенью, если ситуация станет развиваться по худшему сценарию: неурожай, переход роста цен с нынешнего размеренного шага на галоп, замораживание доходов наименее обеспеченных слоев населения, домохозяйки с кастрюлями вместо барабанов возле дома № 11 по улице Банковой?

Пойдете помолиться в наново отстроенную Десятинную церковь, чтобы Господь сделал грядущий год более благоприятным? Ну, так я вам сейчас скажу, что могут ответить с небес: "Раньше надо было думать! И помнить, что 2006-й – год парламентских выборов в Украине." А "трое поросят" прокомментируют и более смачно – фантазия у них буйная, а лексика богатая.

* О визите президента Ющенко в Донецк и речи, произнесенной перед тамошним истеблишментом. Серьезным людям нельзя угрожать. Можно действовать сколь угодно жестко, если эта жесткость адекватна ситуации. Но нельзя пугать.

Мало того, что угроза - вещь для уважающего себя человека унизительная, поскольку предполагает, что тот, кому она адресована, может испугаться. Так еще и небезопасная, поскольку он-таки может испугаться и начать действовать…

Тем более, что метание громов и молний – всего лишь шумовые эффекты без возможности радикально влиять на ситуацию. А в Донецкой области такой возможности в полном объеме у центральной власти, судя по всему, нет. На первой же пресс-конференции назначенный губернатором Вадим Чупрун достаточно ясно дал понять, что не рассматривает себя ставленником Киева.

* И еще о губернаторах от "помаранчевых". Что-то слишком много среди них странных лиц.

Один стал единолично контролировать ранее общий с партнером бизнес после того, как последнего средь бела дня пристрелили. Второй фигурировал в деле о "самоубийстве" журналиста. Третьего известный телеобозреватель почти напрямую обвинял в организации избиения газетчика.

Четвертый во время президентских выборов активно боролся на противоположной стороне и когда уселся в губернаторское кресло, жители области приехали в Киев и устроили митинг протеста возле президентского секретариата. Пятый, говорят, честный парень, но самое большее, чем в жизни руководил – небольшим коллективом областного еженедельника…

Даже если, идя к власти, "помаранчевые" и не сформировали полноценные "теневые кабинеты" в областях, такое незнание людей удивляет. Ведь и при создании "Нашей Украины", и в ходе президентской гонки они объездили республику не по одному кругу!

А может это не незнание? Отравить Ющенко не удалось, завалить админресурсом – тоже, подавлять майдан силой не решились…

Ну, так подставить ему таких губернаторов, которые гарантированно дискредитируют новую власть. Кульбиты, которые проделывали некоторые из "помаранчевых" экзархов на протяжении своих достаточно извилистых политических карьер, дают основания для таких предположений.

* К сожалению, и сам Виктор Андреевич не безупречен, скажем так, в технологии назначений и в урегулировании конфликтов в своем ближайшем окружении. С назначением Юлии Тимошенко на должность премьера он тянул до самого трапа самолета, на котором летел на встречу с Путиным.

В ходе этой затянувшейся "премьериады" ближайшие сподвижники переругались между собой. Вице-премьер Олег Рыбачук позднее пояснил, что таким образом Ющенко стимулировал конкуренцию между кандидатами.

Ну, чтобы применять такие приемы по управлению своим окружением, нужно иметь твердость, позволяющую взнуздать любого из соратников. Наличие этого качества неоднократно демонстрировал президент Кучма, и пока ни разу – президент Ющенко.

Хотя повод был прекрасный – "нефтяной" скандал, в ходе которого министр юстиции Роман Зварыч якобы подавал в отставку. В ходе информационной перестрелки одна из сторон предала гласности информацию о том, какими финансовыми интересами может быть продиктовано поведение противоположной стороны.

После этого назвать произошедшее всего лишь "проблемами роста правительства" было очень недальновидным шагом со стороны президента. Не исключено, в следующий раз до скандала дело не дойдет – все договорятся между собой до того, Виктор Андреевич ничего и не узнает.

Тем более, что в описанной схеме, от участия в которой якобы отказались участвовать Зварыч и его жена, занимающаяся нефтяным бизнесом, единственным финансово пострадавшим был бюджет за счет незаконного возврата НДС.

* Об отношении к СМИ и журналистам. "После" не синоним "потому что", но все же. "Громадське радіо" прикрыли не при президенте Кучме, который ему ничего не обещал, а менее чем через месяц после инаугурации президента Ющенко, которых обещал, что оно будет в эфире.

Напомню, что до "помаранчевой" революции "Громадське радіо" было одним из немногих СМИ, дававших возможность высказаться оппозиции и тем самым расшатывавших режим Кучмы. Не безнаказанно – имело кучу неприятностей. Кучма ушел, и радио, свободомыслие которого заложено в самой концепции, теперь не нужно?

Если это так, то те, кто ответственен за это решение, совершают большую ошибку. Потому как на них свет клином не сошелся.

Руководство одного из соседних государств, без восторга воспринявшего победу ориентированных на Запад "помаранчевых", сейчас начнет искать пути увеличения своего влияния на внутриполитическую ситуацию в Украине. И ничего лучше поддержки независимых от государства СМИ, которые по определению оппозиционны власти, еще никто не придумал.

* Новая власть уже замахнулась, чтобы рубануть с плеча по государственным СМИ (видимо, из тактических соображений их при этом называют отраслевыми).
Объявленное решение о прекращении их финансирования имеет два существенных аспекта.

Первый. Да, в странах с устоявшейся демократией государственных СМИ, как правило, нет. Государственные органы либо просто информируют общественность о своих решениях с помощью брифингов и пресс-конференций, либо, если не уверены, что СМИ донесут до народа их решения адекватно, покупают площадь в газетах или эфирное время на радио или телевидении. Так дешевле, чем содержать собственные СМИ за счет бюджета.

Но в наших условиях эта затея достаточно рискованна. Если владельцы медиа-империй, которых немного, сговорятся, правительство может оказаться в информационной блокаде.

Второй – то, о чем сказано в заявлении Киевской организации НСЖУ ("Рабочая газета", 24.02.2005). Сначала без зарплаты, а потом и без работы окажутся тысячи журналистов. Если "помаранчевой" власти безразлична их судьба, подумала бы о своей. Потому что тем самым она толкнет в сторону "новой оппозиции" тысячи профессионалов.

А если это сведение счетов с коллективами бюджетных СМИ, не по своей воле поддерживавших на президентских выборах кандидата от власти, то это вообще черная неблагодарность. Потому что если бы они поддерживали с вдохновением, а не откровенно халтуря (поскольку симпатизировали "помаранчевым"), то еще вопрос, съехалось бы столько людей со всей Украины на майдан Независимости.

* И еще хотелось бы напомнить о радио "Континент". С его независимостью старая власть боролась долго, упорно и, в конце концов, потеряв надежду укатать его руководителя Сергея Шолоха, тупо прикрыла.

"Помаранчевые" получили возможность войти в правительственные кабинеты, прежде всего, потому, что народ вообще и журналисты в частности поверили в их приверженность идеалам свободы слова и независимости СМИ. Так вот помнят ли они, что Сергей Шолох за эти идеалы рисковал всем, включая свободу и жизнь, и собственность (радиостанцию) потерял?

* Как революция, так и борьба с теми, кто стоит на пути у народа в светлое будущее! Ну, будем надеяться, обойдется без гильотин и чрезвычайных "троек".

Хотя хотелось бы кое-кому напомнить, что Робеспьера потащили на гильотину прямо с трибуны в Конвенте, на которую он поднялся, чтобы в очередной раз огласить список тех, кого надо казнить. Это я по поводу "черных списков", которые пополняет на своих дацзыбао в Интернете "Пора".

Бывший офицер КГБ нардеп Владимир Сивкович заявил, что если это не прекратится, он обнародует информацию об агентах советского КГБ среди представителей новой власти. И если активисты "Поры" такие последовательные борцы со скверной, то они должны продолжать вывешивать свои дазцыбао, чтобы дать Сивковичу повод огласить свой список. Любопытно будет почитать.

А вообще, все это вызывает ассоциации с китайской "культурной революцией". Кстати, Мао Цзэдун, когда расправился со своими политическими противниками руками хунвейбинов, избавился от них очень изящно – послал бороться за подъем сельского хозяйства (фактически, выслал из городов). Интересно, что будут делать "помаранчевые" экзархи с активистами "Поры", если дороги их окончательно разойдутся?


Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Реклама:
Головне на Українській правді