"Контрабанде – СТОП"? или краткая инструкция для антиконтрабандиста

П'ятниця, 27 травня 2005, 17:39
(письмо в редакцию)

Программа "Контрабанде – СТОП" объявлялась одной из прерогатив деятельности нового правительства во главе с Юлией Тимошенко. О таможенных проблемах неоднократно говорил и президент Украины. И даже брал на себя обязательство собственноручно навести порядок в этой сфере путем личного утверждения руководителей всех региональных таможен.

Хочется верить в искренность заявлений президента и премьер-министра Украины, однако эффективность руководства страны оценивается не по намерениям, а по результатам. Каковы же итоги трехмесячной работы по выполнению этой программы?

Вопреки утверждениям премьер-министра в интервью газете "Зеркало недели", преступные схемы контрабанды товаров так и не разоблачены. А ликвидация льгот на импорт некоторых товаров и выявление незначительного объема фиктивного экспорта для незаконного возмещения НДС – скорее исключение.

Поэтому Тимошенко ограничивается общими заявлениями, не наполняя их конкретикой - что это были за схемы, кто их организовал, кто их разоблачил, какой ущерб нанесен бюджету, кто понес наказание и т.д.

А на некоторых региональных таможнях вообще ничего не изменилось. И рано гордиться фактом увеличения поступления таможенных сборов в бюджет на 42 % за март, ведь контрабандный ввоз товаров в Украину продолжается.

И если его не остановить сейчас, то через какое-то время контрабанда полностью восстановит свои позиции.

Поэтому напомним еще раз основные проблемы таможни, стоящие перед правительством.

1) Расследование деятельности предыдущего руководства таможенной службы и наказание виновных в краже миллиардов гривен.

Масштабы злоупотреблений на таможне только частично (ведь платить таможенные платежи в полном объеме начали далеко не все) можно оценить по значительному увеличению таможенных поступлений в государственный бюджет после первых попыток правительства навести порядок в этой области.

Тем не менее, невзирая на миллиардные убытки, нанесенные государству руководством таможенных служб всех уровней, можно с уверенностью сказать, что правительство решило не заниматься выявлением и наказанием виновных - возможно, под влиянием председателя Верховной Рады Литвина.

Почему, например, Тимошенко говорит про ответственность руководителя НАК "Нефтегаз Украины" Бойко за миллиардные непоступления в бюджет и даже не вспоминает о гораздо больших по масштабам недопоступлениях таможенных платежей? Почему уголовные дела открыты против старого руководства почти всех государственных структур, а таможня остается неприкосновенной?

Неужели подтверждается тезис о том, что все злоупотребления на таможне происходили и происходят под "крышей" Литвина? Неужели снова перед законом равны не все?

Если это так, то предвыборное обещание Ющенко "Бандиты будут сидеть в тюрьмах!" не коснется организаторов миллиардных злоупотреблений на таможне и не станет предостережением для ее нового руководства. Если это так, трудно будет убедить страну в том, что дело Колесникова не имеет политического контекста.

Кто знает, были бы у Колесникова проблемы, если бы он имел отношение не к "Партии регионов", а к Народной партии Литвина, как это произошло, например, со старым руководством таможни, которое нанесло государству намного больший ущерб, чем Колесников, но осталось безнаказанным.

2) Проблема "черной" контрабанды, то есть ввоза товаров на таможенную территорию Украины без оформления каких-либо таможенных документов.

В результате силовых действий правительства поток такой контрабанды значительно уменьшился, но не прекратился полностью. Хотя работать по данной схеме стало сложнее: размер взятки таможенникам удвоился, а гарантии беспрепятственного прохождения контрабандного товара через границу уже нет.

Кстати, до сих пор продолжается практика сбора по 5 евро с человека для пересечения границы автобусом с пассажирами без таможенного досмотра.

В программе "Контрабанде - СТОП" предусмотрены система послетаможенной проверки грузов специальными мобильными подразделениями постаудитконтроля, а также проведение сравнительного анализа данных таможенной статистики Украины и сопредельных государств относительно грузов, пересекших границу Украины.

Однако для ликвидации "черных" схем мало провозгласить, как это сделала Тимошенко, представляя программу: "Хочу сейчас предупредить всех без исключения, кто работает в черных схемах контрабанды - остановитесь с сегодняшнего дня, так как за каждым из вас будет тщательный контроль". Необходимо действительно такой контроль осуществлять.

3) Проблема "серой" контрабанды, т.е. ввоза товаров на таможенную территорию Украины по заниженной в несколько раз цене.

Неизмеримо больший ущерб наносит государству более масштабное "серое" растаможивание, особенно процветающее при оформлении грузов, поступающих морскими путями. Сейчас центром "серой" контрабанды стал Николаев, отняв пальму первенства у Одессы.

Хотя и в Одессе, и в Херсоне, да и на других таможнях Украины продолжает работать простая схема: предприятие-импортер оформляет товаросопроводительные документы на фирму, которая будет заниматься таможенным оформлением товара. В результате сговора с таможенными органами в несколько раз занижается фактурная стоимость груза, соответственно, в несколько раз уменьшаются и обязательные платежи в государственный бюджет.

После таможенной очистки груза предприятие-импортер получает свой товар, оплачивая его наличными, сумма при этом находится примерно посередине между произведенными в госбюджет платежами, и теми, что должны были бы поступить в действительности.

Доказательством существования до настоящего времени "серых" схем является различие в декларируемой стоимости одних и тех же товаров в зависимости от места растаможивания. Стоимость на южных таможнях (Николаев, Херсон, Одесса) будет в несколько раз ниже.

Попробуйте задекларировать во Львове (который, кстати, раньше славился выпуском высококачественных телевизоров) комплектующие к телевизорам (таможенный код 7318190000) по ценам, "проходящим" в Николаеве!

Вас обязательно направят в отдел тарифов, цены поднимут в несколько раз, а попытки сослаться на Николаев пресекут многозначительным "так это же Николаев", словно николаевская таможня не находится под юрисдикцией Украины.

Напрашивается вывод, что южные таможни работают под чьей-то "крышей" уже при новой власти.

Факт наличия "крыши" на таможнях юга Украины подтверждает и существование фирм, занимающихся, как и до провозглашения программы "Контрабанде - СТОП", исключительно "серым" растаможиванием. Их легко определить по следующим признакам:

* происходит растаможивание большого количества товаров из разных ассортиментных рядов (одежда, строительные материалы, различное оборудование и т.д.) по заниженным в несколько раз инвойсам;

* отсутствует экспортная таможенная декларация, которая так и не стала обязательным документом при таможенном оформлении грузов, хотя это и было обещано Тимошенко;

* отправителем товара является фиктивная фирма (не производитель товара) с адресом в оффшорной зоне, не входящей в перечень оффшорных зон Кабмина. Естественно, что такая фирма не может предоставить экспортную декларацию, так не является экспортером.

Для выявления таких фирм достаточно часа работы с базой данных таможни. Интересно, какое время необходимо компетентным органам для обнаружения этих фирм и определения размеров убытков, нанесенных в результате их деятельности нашему государству?

Речь идет не о далеком прошлом, имеется в виду апрель - май 2005 года, то есть каждый день продолжается ввоз в страну контрабандного товара. Весь поток "серой" контрабанды зафиксирован в статистической базе данных таможни.

Совсем несложно найти и точки сбыта "серой" контрабанды: сначала по статистическим данным таможни отслеживается "серая" контрабанда, а затем при помощи товаросопроводительных документов (государственный номер автомобиля, фамилия водителя), которые также зафиксированы в базе данных таможни, определяется конкретное место, куда был направлен контрабандный груз.

Не так давно президент привел пример занижения таможенной стоимости обуви в 10 раз, что делало произведенную в Украине обувь неконкурентоспособной по сравнению с контрабандной со всеми вытекающими отсюда последствиями: уменьшением поступлений в бюджет, сворачиванием производства, ликвидацией рабочих мест, возрастанием социальной напряженности и т.д.

А как может развиваться производство отечественных холодильников, если, по словам Ландыка, таможенная стоимость импортируемых холодильников декларируется на уровне $ 30 – 60 за штуку?

Стратегическое же значение для экономики Украины имеет проблема экспорта черных металлов и импорта изделий из них, так как Украина является одним из крупнейших производителей черных металлов. Несмотря на значительные злоупотребления в этой сфере, более 40 % валютных поступлений в страну обеспечивает продажа за границу продукции черной металлургии.

Однако экспортируется сырье, а изделия из черных металлов практически в стране не производятся. И это притом, что в Украине еще со времен Советского Союза осталось много заводов соответствующего профиля. Сейчас они едва сводят концы с концами, будучи не в состоянии конкурировать с контрабандными товарами.

До сих пор продолжается ввоз в Украину изделий из черных металлов по цене, которая ниже стоимости сырья для их изготовления, а иногда и вообще равна стоимости металлолома.

Таким образом, фактурная стоимость и дальше занижается в 5-10 раз, бюджет недополучает значительные средства, а украинские изделия не могут конкурировать с контрабандными. Фактически Украина превратилась в сырьевой придаток других стран.

Поэтому заявление Тимошенко "мы очень надежно закрыли контрабанду" свидетельствует об абсолютной дезинформированности премьера по данной проблеме. Кстати, главный таможенник страны Скомаровский уже сейчас прогнозирует невыполнение плана по таможенным платежам в бюджет на 10 – 15 %.

Решение проблемы наполнения бюджета он видит не в прекращении контрабанды, а в возобновлении ввоза в Украину старых автомобилей. Возможно, это связано с тем, что ранее Скомаровскому принадлежала расположенная в Виннице одна из самых крупных в стране фирм по ввозу подержанных автомобилей.

В кругах таможенников общеизвестно, что до запрета на импорт старых машин практически все они завозились контрабандным путем.

4) Проблема экспорта через фиктивные оффшорные фирмы без оформления документов ("черная" контрабанда) либо по заниженным инвойсам ("серая" контрабанда).

В данном случае предприятие-экспортер (в основном это государственные предприятия металлургической и горнодобывающей промышленности) либо осуществляет 100 % контрабанду, либо продает товар по заниженному инвойсу не конечному покупателю, а фиктивной фирме-посреднику.

Последняя расположена в оффшорной зоне, не входящей в перечень оффшорных зон Кабинета министров Украины, а ее счета контролируются украинским банком.

Фирма-посредник продает товар уже по реальной, сложившейся на рынке, цене. Полученные средства полностью (в случае "черной" контрабанды) либо частично (в случае заниженных инвойсов) остаются на счетах фиктивной оффшорной фирмы и могуть быть использованы как в Украине, так и за ее пределами.

5) Проблема функционирования конвертационных центров и незаконного перевода денег за рубеж.

Эти две проблемы связаны с деятельностью банков, которые играют одну из ключевых ролей в злоупотреблениях на таможне. Если не весь объем полученного фирмой контрабандного товара был продан за "черный нал", то возникает необходимость его остаток оприходовать, чтобы иметь возможность официальной реализации.

И тут на помощь контрабандистам приходят конвертационные центры, которые действуют при практически всех банках. Вы можете перечислить средства на расчетный счет такого центра, и за минусом 5-7 % вам вернут наличные и полный комплект необходимых документов.

Естественно, что в таком случае товар приходуют практически по продажной цене, чтобы не показывать прибыль и не платить налоги. Всем силовым структурам известно про деятельность конвертационных центров, однако те продолжают процветать. Снова "крыша"?

Как же рассчитываются предприниматели с иностранными поставщиками за полученный контрабандным путем товар? Снова на помощь приходят банки. Предприятие импортер-контрабандист передает в банк наличные и банковские данные поставщика товара. На указанный счет средства будут переведены от фиктивной оффшорной компании (за минусом 1 – 3 % в зависимости от конъюнктуры рынка).

Оффшорная компания обладает средствами для такой операции, так как на ее счетах уже имеются деньги, поступившие от экспортных операций по заниженным инвойсам, проведенных фирмой экспортером-контрабандистом.

Наличные, принесенные импортером, за вычетом интереса банка, будут переданы экспортеру. Вот такой кругооборот капитала за пределами государственного бюджета.

6) Проблема упрощения таможенного оформления грузов.

С 1 июня 2005 года руководство таможни обязано ввести таможенное оформление грузов через единое окно. Интересно, прекратится ли действующая по сей день практика взимания таможенниками до $50 с транспортного средства просто за отсутствие проволочек при таможенном оформлении беспроблемных грузов?

Каковы выводы? Выполнение программы "Контрабанде - СТОП" ведется неудовлетворительно, и если в ближайшее время здесь ничего не поменяется, то ответственный за выполнение программы должен уйти в отставку.

И в заключение очевидное - если правительство все свои программы будет реализовывать так, как "Контрабанде - СТОП", то до парламентских выборов 2006 года оно утратит тот высокий кредит доверия народа, который у него пока еще есть.


Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Реклама:
Головне на Українській правді