Леонид Кучма: Украина была, есть и остается с Кучмой

П'ятниця, 10 червня 2005, 11:34
После окончания президентской кампании-2004/2005 второй президент Украины редко дает интервью. Исключение он сделал для корреспондентов "КП", с которыми встретился в рабочем кабинете возглавляемого им фонда "Украина".

Леонид Данилович вышел навстречу в светлой в полоску рубашке, без галстука. Искренне улыбнулся, пожал руки. Увидев фотокамеру, надел пиджак и пригласил присесть на диван: "Ну что ж, давайте беседовать..."


С моим уходом манна небесная на украинцев не посыпалась

- Во время второго тура президентских выборов-2004 вы сказали, что "хотите посмотреть на Украину без Кучмы". И как вам она - Украина без Кучмы? Каковы, на ваш взгляд, перспективы у нынешней власти?

- Во-первых, Украина не без Кучмы. Она была, есть и остается с Кучмой. Я живу и работаю в своей стране и никуда не собираюсь уезжать. Если же говорить об Украине без президента Кучмы, то мне представляется не очень корректным давать оценки деятельности новой власти.

Пробыв более десяти лет во главе государства, начинаешь видеть происходящие процессы во всей глубине и полноте. И мои выводы о текущей ситуации неискушенным людям могут показаться слишком пессимистичными.

А я не хочу давать кому-либо повод уличать меня в злопыхательстве над просчетами новой властной команды. Да и для того чтобы сделать какие-то однозначные выводы, прошло слишком мало времени.

- Вы уходите от ответа?

- Вовсе нет. Но если вы настаиваете, то я отвечу на поставленный вопрос не как экс-президент, а просто как гражданин Украины. А простой гражданин Украины, не вдаваясь в сложный анализ, лишь констатирует очевидное.

С уходом Кучмы манна небесная на украинцев не посыпалась, как кто-то, наверное, ожидал. Напротив, цены неудержимо рвутся вверх, с бензином - проблемы, долларовые сбережения граждан "похудели", инвестиционная привлекательность страны не только не растет, а, наоборот, падает.

Вот недавно на одном из информационных каналов сообщили, что Китай решил медленно-медленно проводить ревальвацию своей денежной единицы - юаня. Абсолютно правильное решение, на мой взгляд. Именно - медленно.

Нельзя быть слоном в посудной лавке - пришел и все разрушил. От падения курса доллара и простые люди пострадали, и государство. Ведь основные резервы Национального банка - в долларах. И 60 процентов валового продукта - экспорт...

При экспортно нацеленной экономике можно споткнуться так, набить лоб таким образом, что шишка эта долго не будет сходить. Так что решение по поводу ревальвации гривны было не совсем обдуманным.

Кстати, я глубоко сомневаюсь, что такой осторожный, такой опытный человек, как Стельмах (председатель Нацбанка) вдруг взял ночью принял это решение, а утром его обнародовал... Я рад, что президент Ющенко дал правильную оценку этому решению.

Другой вопрос - поиск врагов на стороне. Как их пытались найти при ситуации с бензином. Ведь цена на нефтепродукты в России - точно такая же, у них тоже цены выросли. До повышения цен у нас российский и белорусский бензин был дороже, чем украинский. Россия не цены на нефтепродукты повышает, а изымает сверхприбыли у своих нефтедобывающих предприятий: цены на внешних рынках растут, почему же государство должно страдать? Такое бы решение приняла любая страна.

Так что ни внешних, ни внутренних врагов искать не стоит - нужно на себя и вокруг себя внимательно посмотреть. А еще нефтепровод Одесса - Броды продолжает работать в реверсном направлении - что-то на горизонте не видно каспийской нефти. И Единое экономическое пространство - уже не предательство национальных интересов. Поверьте, можно продолжать это перечисление еще долго.

Это я не в упрек кому-то, а просто как повод для размышления: может быть, не все, что делал президент Кучма, было так уж неправильно? Что касается перспектив, то, как говорится, время покажет. Если новая власть не станет огульно отметать все, что сделано предшественниками, думаю, и страна, и сама власть от этого только выиграют.

- А страна, на ваш взгляд, меняется?

- За такой короткий период времени трудно сказать что-то определенное. Кардинальных изменений, по-моему, нет.


Днепропетровский клан - это миф

- По словам тех выходцев из Днепропетровска, которые сейчас не у власти, они не могут вам простить то, что вы и, по их словам, Валерий Пустовойтенко раскололи и уничтожили "днепропетровскую команду".

Нынешний президент Виктор Ющенко сказал, что не даст днепропетровскому клану править Украиной. Был ли этот днепропетровский клан? - У меня создается такое впечатление, что когда некоторым не о чем говорить, они вдруг обязательно вспоминают о днепропетровском клане. Сознание советских и постсоветских людей, как известно, мифологизировано.

Одним из таких мифов, наверное, является и так называемый днепропетровский клан. Хотя, конечно, даже мифы не рождаются на голом месте.

Возможно, стоит говорить не о клане, а о неком днепропетровском кадровом феномене, имеющем вполне научное объяснение. Дело в том, что и в бывшем СССР, и в современной Украине Днепропетровский регион был и остается очень специфичной территориальной единицей.

Здесь сосредоточен огромный индустриальный, научно-производственный, образовательный потенциал. Здесь находятся колоссальные квалифицированные кадровые, материально-технические, финансовые ресурсы. Стратегически удачно месторасположение города. Все это делает Днепропетровск своеобразным городом-флагманом.

Не удивительно, что он еще в советские времена стал своеобразной кузницей руководящих кадров, поскольку здесь локализована страна в миниатюре и опыт работы в этом городе считался поистине бесценным.

Именно этим объясняется тот факт, что днепропетровцев (кстати, не столько уроженцев области, а скорее тех, кто в ней учился, работал) среди руководителей государства всегда было больше, чем представителей других регионов. В процентном соотношении.

А то, что эти люди, как правило, были между собой знакомы и легко находили общий язык, вовсе не дает оснований говорить о какой-то команде, а тем более - о клане.

Кстати, когда я кадры в Киев набирал, земляков практически не приглашал, опасался, что некоторые будут говорить: вот, мол, опять из Днепропетровска. По всей видимости, можно говорить и о днепропетровской кадровой школе. Например, и в конструкторском бюро "Южное", и на "Южмаше" всегда был, если можно так сказать, естественный отбор.

Приезжали специалисты со всего СССР, у каждого из них был шанс чего-то достичь. И лучшие - добивались. Так и во всем Днепропетровске и области, которые давали огромной стране и великолепных специалистов, и руководителей наивысшего ранга. Об этом нужно говорить с уважением.

Что касается особого положения малой родины. Случалось, и помогали. Вот Леонид Ильич Брежнев родному Днепродзержинску один раз дорогу до областного центра подарил. До этого в городе, где расположен один из крупнейших в Украине металлургических комбинатов, нормальной дороги не было...

Теперь относительно уничтожения этой самой команды. За Валерия Павловича Пустовойтенко говорить не буду, думаю, он сам может дать достойный ответ этим "выходцам из днепропетровцев". Что касается меня, то отвечу коротко: нельзя уничтожить то, чего никогда не было.

- Но Днепропетровск до сих пор остается кузницей кадров?

- Сейчас кузницей кадров стала Верховная Рада. Советской системы подготовки руководителей, которая была неплоха, уже нет. При ней, кстати, кухарки никогда государством не руководили. Новую систему не создали.

Остается Верховная Рада, куда выбирают людей из регионов. Она и стала, если можно так сказать, школой отбора. В глубинке зарождается реальная экономика, там такие позитивные процессы происходят, такие молодые люди растут, что мы даже и не подозреваем.

Ведь Ломоносовы не из столиц берутся, а из провинции. Это факт. Над этим раньше не думали, все были заняты другим. А проблема подготовки кадров существует. Над ней надо работать.


И "Южмаш" не тот, и я другой

- Сейчас у вас больше свободного времени?

- Больше чем достаточно. А если серьезно - работы всегда хватает.

- Не было ли у вас желания вновь возглавить родной ЮМЗ?

- Знаете, еще древние говорили: нельзя войти в одну реку дважды. И дело не в желании или нежелании. Дело в тех новых реалиях, которые складываются с течением времени.

Я эти реалии достаточно хорошо понимаю, чтобы не предаваться бесплодным фантазиям. Завод уже не тот, да и я уже другой. Хотя иногда мне кажется, что южмашевский период был самым счастливым в моей жизни. И сегодня как никогда меня волнует, есть ли будущее у ракетно-космической отрасли Украины.

- Чем занимается ваш фонд "Украина"?

- В основном это благотворительные культурно-просветительские, а также образовательные проекты. Это все то, что с высоких трибун объявляется стратегически важным для страны, но на что почему-то всегда не хватает бюджетных средств. Ведь и в фонд, и лично мне много писем с просьбами приходит.

Помогаем чем можем. Вот сейчас сельскими библиотеками занимаемся...


ДОСЛОВНО

Леонид Кучма: "У нас осталось чисто советское отношение к собственной истории: "Все, что до нас, все было плохо. Мы хорошие, мы все перестроим по-своему". Как приходили новые генеральные секретари, так на своих предшественниках ставили крест. Я против этого.

Нужен объективный качественный анализ, чтобы все хорошее брать с собой в завтра, а плохое отбрасывать. У нас такие советские симптомы, к сожалению, сейчас появились. А это не способствует нормальному, здоровому психологическому климату в стране. Когда у людей хорошее настроение, они совсем по-другому относятся к своей работе, они занимаются делом, а не думают о том, в чем их могут обвинить и какие ярлыки навешать".

P.S. На прощанье мы подарили Леониду Даниловичу нашу фирменную футболку. Увидев, что она оранжевая, он не смутился. - У нас этот цвет появился намного раньше, чем у предвыборного штаба "Нашей Украины"... - начали объяснять мы.

- Очень хороший цвет, - улыбнулся Кучма. - А я вам свою книгу дам.

Он достал из книжного шкафа тяжелый том "Украина - не Россия", сел за стол, подписал на титульном листе и отдал нам: - Читайте!




Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Реклама:
Головне на Українській правді