Игорь Дрижчаный: СБУ никогда не возбуждала и не расследовала дела о "РосУкрЭнерго"

Четвер, 23 березня 2006, 20:06

Интервью Председателя Службы безопасности Украины Игоря Дрижчаного агентству "Интерфакс-Украина" накануне профессионального праздника - Дня СБУ. Публикуется на языке оригинала

- 25 марта Служба безопасности Украины отмечает свою 14-ую годовщину. В этом же месяце исполнилось полгода, как Вы пребываете на посту ее председателя. Что изменилось в работе СБУ за это время?

- В руководство СБУ пришли новые люди. Все они имеют большой опыт работы, пользуются высоким авторитетом.

Изменилась структура Службы - упрощены управленческие схемы, сокращены руководящие должности там, где их существование не вызвано необходимостью, изменено соотношение между оперативными сотрудниками и вспомогательным персоналом в пользу первых.

Следующим этапом будет передача несвойственных СБУ функций другим органам с одновременным повышением эффективности работы по направлениям, составляющим суть деятельности спецслужбы.

Планируется усилить координирующую функцию центрального аппарата с предоставлением региональным органам большей самостоятельности в решении оперативных вопросов.

…Об общих результатах можно будет судить по прошествии определенного времени. Но некоторые достижения мы имеем.

СБУ по праву может гордиться тем, что за последний год контрразведкой было пресечено 56 попыток привлечения граждан Украины к сотрудничеству со спецслужбами других государств, в связи с чем проведено 12 демаршей представителям иностранных спецслужб.

Пресечена противоправная деятельность 9 иностранных разведчиков. В 6 случаях удалось воспрепятствовать намерениям передачи за границу сведений, содержащих государственную тайну..

В двух случаях граждане Украины были привлечены к уголовной ответственности и приговорены к различным мерам наказания за государственную измену. Еще один человек осужден за разглашение государственной тайны.

Службой безопасности Украины была выявлена и прекращена деятельность международной преступной группы, занимавшейся нелегальной торговлей оружия. В ее состав входили граждане Украины, России, Австралии.

- Что является предметом устремления иностранных разведок в Украине?

- В первую очередь, это деятельность органов власти и принятие стратегически важных политических решений, процессы, связанные с интеграцией Украины в европейские структуры, передовые научные разработки, работа специальных служб и правоохранительных органов.

- А каковы результаты в других сферах - противодействии коррупции, преступным проявлениям?

- Борьба с коррупцией существенно активизировалась. По материалам СБУ возбуждено 1336 уголовных дел о должностных преступлениях, 186 дел о взяточничестве.

К административной ответственности привлечено 1411 должностных лиц органов власти и управления, в том числе высокопоставленных. Среди них: министр топлива и энергетики Крыма, начальник Главного управления Харьковской облгосадминистрации, начальник Управления Херсонской облгосадминистрации и другие.

На прошлой неделе при получении взятки был взят с поличным председатель районного суда в одной из областей, дело в отношении него возбуждено и расследуется Генпрокуратурой.

…Те дела, которые мы сегодня расследуем, весьма серьезны и специфичны.

- Например, дело о сервере ЦИКа?

- В том числе. После его принятия к производству Следственным управлением СБУ проведена большая работа.

Установлено, что во время выборов президента 2004 года происходили манипуляции в информационно-аналитической системе "Выборы". Это происходило как в первом, так и во втором туре голосования.

Сегодня можно считать доказанным, что в работу сервера вмешивались извне. Причем делалось это при участии либо с согласия должностных лиц ЦИКа, ответственных за ее эксплуатацию.

Система "Выборы" неоднократно испытывалась. При этом, во время проверок она не давала ни одного сбоя. А вот во время работы в реальном режиме такие сбои начали происходить.

При тестированиях информация передавалась через сервер ритмично и быстро, практически, секунда в секунду. А вот во время выборов (как в первом, так и во втором туре) задержки в передаче информации по некоторым позициям составляли от 2 до 24 часов.

Об этом рассказали свидетели. Однако проанализировать процесс мы не могли, поскольку протоколы передачи информации были умышленно уничтожены. Специалистам удалось восстановить данные, и выяснились очень интересные детали. Задерживалась только та часть информации, которая содержала сведения о серьезном перевесе голосов в пользу кандидата Ющенко.

- Но ведь результаты выборов определялись не по электронным протоколам, а путем подсчета данных протоколов избирательных комиссий?

- Совершенно верно. Поэтому закономерно возник другой вопрос, что пытались скрыть те, кто уничтожил протоколы передачи электронных данных?

- Вы знаете ответ?

- Я знаю варианты ответа. И один из них состоит в том, что электронные данные, полученные в режиме реального времени, могли кого-то не устраивать, а потому задерживались, не предавались огласке. Тем временем на избирательные участки могли идти команды о каруселях, мертвых душах и т. д.

- Вы уже знаете, кто за этим стоит?

- Установлены лица, без чьего непосредственного участия несанкционированное вмешательство в деятельность сервера было бы невозможно.

- Кто-то уже задержан?

- Да, один из участников задержан по подозрению в злоупотреблении служебным положением и незаконном вмешательстве в работу компьютеров, их систем и сетей.

От комментариев воздержусь, поскольку задержание, арест - это прерогатива следователя. Здесь он совершенно независим и сам определяет тактику расследования. С его разрешения я и рассказываю вам о некоторых результатах работы.

- Когда можно ожидать результатов расследования?

- Определенные результаты уже есть. Следствие установило, что правила избирательного процесса были грубо нарушены в первом и во втором туре голосования.

Рекомендации, подготовленные по материалам СБУ, учтены при организации нынешних выборов, что делает невозможным повторение подобных нарушений в будущем.

Ющенко представляет Дрижчаного в качестве главы СБУ
- И это заслуга СБУ?

- Это заслуга новой власти, которая заявила о своем намерении покончить с фальсификациями и выполняет это обещание.

- Понятно, фальсификации не будет… А другие факторы, способные дестабилизировать избирательный процесс, находятся в поле зрения СБУ?

- Да, конечно. Одной из своих задач СБУ считает обеспечение возможности свободного волеизъявления граждан. Наша компетенция в этой сфере состоит в выявлении и пресечении попыток вмешательства в этот процесс.

А такие попытки есть. В частности, нас беспокоит деятельность организаций, движений и отдельных лиц, связанная с призывами к сепаратизму, решению общественно-политических проблем неконституционным способом.

Накануне выборов такая деятельность ведется особенно активно и подогревается как изнутри страны, так и из-за рубежа.

- Располагает ли СБУ информацией о фактах иностранного вмешательства в избирательную кампанию?

- Не только располагает, но и реагирует на такие факты. К нам приезжает много гостей, каждый из которых вправе высказывать мнение о происходящих в стране событиях, но никому не позволено, злоупотребляя гостеприимством, нарушать наши законы.

Только в прошлом году по нашей инициативе было выдворено из страны 62 иностранца, 21-му из них запрещен въезд в Украину, 41-му сокращен срок пребывания.

- Можно ли отнести к числу дестабилизирующих факторов деятельность таких организаций как "Прорыв"?

- "Прорыв" - это хорошо срежиссированный пиар-проект с четкой идеологической направленностью. Несмотря на элементы шутовства, проект не такой уж безобидный.

Деятельность его лидеров нередко носит провокационный характер и расходится с целями и задачами, определенными уставом самой этой организации. Именно поэтому управление юстиции в г. Симферополе вынесло официальное предостережение о недопустимости распространения деятельности "Прорыва" за пределы территории, оговоренной в уставе, то есть Севастополя.

Тем не менее, предостережение игнорируется. Кстати, мы располагаем информацией, что в начале своего существования представители "Прорыва" проходили стажировку в Приднестровье. Сейчас они тоже замечены среди участников акций провокационного характера, преследующих цель сорвать голосование жителей ПМР.

Я хочу официально заявить о том, что любая деятельность подобных организаций, которая не соответствует требованиям украинского законодательства, будет встречать адекватную реакцию со стороны правоохранительных органов с применением соответствующих санкций.

- Режиссеры этого пиар-проекта находятся в Украине?

- Нам известно, что руководители этой организации поддерживают различные контакты, в том числе за рубежом.

- Есть ли у вас информация о возможных массовых беспорядках после выборов?

- У нас нет таких данных. Я уверен, что лидеры политических сил, участвующих в избирательном процессе, проявят взвешенность, мудрость и главное ответственность перед теми людьми, которые их поддерживают, и не допустят такого развития событий, о котором пришлось бы пожалеть.

- А насколько сегодня удалена от политики сама СБУ?

- Настолько, насколько это возможно с учетом необходимости владеть ситуацией.

- Ну, вы же не будете отрицать, что информация СБУ используется в качестве аргументов и обвинений участниками политического процесса?

- Буду отрицать. Поскольку СБУ как ведомство не обслуживает ни одну политическую силу. И это еще одно достижение новой власти.

Если же вы имеете в виду утечку информации, то, к сожалению, такие факты были в правоохранительных органах, в том числе и у нас.

Мое личное отношение к этому такое же, как и у подавляющего большинства сотрудников: разглашение информации, доверенной тебе по службе, безнравственно, а использование ее в конъюнктурных интересах - гнусно.

Как юрист могу добавить, такого рода "деятельность" должна оцениваться не только моральными, но и уголовно-правовыми категориями.

- Есть прецеденты?

- Есть, и мы не делаем из этого тайны. К примеру, в этом месяце подразделением внутренней безопасности пресечена деятельность двух наших сотрудников, торговавших информацией из баз данных. Генеральной прокуратурой ведется следствие.

- Может быть, вы расскажете и о других делах, которые в последнее время живо обсуждаются в СМИ, например, о незаконном прослушивании Службой безопасности граждан в 2005 году?

- То обстоятельство, что дело как вы сказали, "живо обсуждается", не приносит пользы следствию. Это, во-первых.

Обращает на себя внимание откровенно политический подтекст дискуссии. Это, во-вторых.

И, наконец, обсуждая такую серьезную проблему как соблюдение прав и свобод человека при проведении оперативно-технических мероприятий, на мой взгляд, не следует вводить людей в заблуждение при помощи аргументов типа, "этого не может быть, потому что этого не может быть никогда".

- Значит, факты незаконного прослушивания имели место?

- Конечно, имели. Впервые это было установлено в начале прошлого года, когда СБУ возглавил Турчинов. Было возбуждено и передано в Генпрокуратуру уголовное дело в отношении сотрудников МВД.

К сожалению, этим тогда и ограничились. Хотя сигналы о незаконных действиях продолжали поступать.

В сентябре-октябре вопрос о проверке оперативно-технической деятельности СБУ неоднократно рассматривался руководством Службы. Нами были разработаны и внедрены соответствующие методики, использование которых позволило выявить факты несанкционированного снятия информации с каналов связи вплоть до конца марта 2005 года.

- Кто был объектом незаконного прослушивания?

- Десятки людей, в том числе и высокопоставленные госслужащие.

- Речь идет о правительственной связи?

- Нет, об обычной. Как и предусмотрено законом, материалы проверки были направлены в Генеральную прокуратуру, которая в начале ноября возбудила уголовное дело.

- Если дело было возбуждено в ноябре прошлого года, почему об этом стало известно только сейчас, перед выборами?

- Этот вопрос не к нам. Выявив нарушения, мы проинформировали прокуратуру и президента, который уже 7 ноября издал указ "О соблюдении прав человека при проведении оперативно-технических мероприятий".

Именно этот документ, ставший реакцией на информацию СБУ, предусматривает комплекс мер, реализация которых должна обеспечить гарантии законности в этой сфере.

Они предусматривают передачу права контроля телекоммуникаций одной структуре - СБУ; создание Службы специальной связи и защиты информации; расширение контрольных полномочий за деятельностью, ограничивающей права граждан и др.

То есть были предприняты системные меры для решения проблемы на общегосударственном уровне.

- Значит с незаконной прослушкой покончено?

- Во всяком случае, сделано все для того, чтобы можно было это утверждать. Однако мы продолжаем работу. Аналогичные нарушения выявлены и в региональных управлениях. Ведется расследование.

- Вы упомянули о создании Службы спецсвязи. Каким образом ее создание может гарантировать от нарушения закона в этой сфере?

- В основу решения проблемы положен простой принцип: тот, кто имеет право прослушивать, не должен быть оператором, то есть иметь телефонные сети в своем управлении. В соответствии с названным указом президента снятие информации с телефонных каналов становится исключительной прерогативой СБУ. В то же время из ведения Службы выходят функции эксплуатации средств специальной связи и их защиты.

Эта деятельность поручается новому органу - государственной Службе специальной связи и защиты информации, которая должна быть создана в соответствии с законом, принятым Верховной Радой Украины 23 февраля 2006 года, на базе Департамента специальных телекоммуникационных систем и защиты информации.

- В 2004 году из системы СБУ была выделена Внешняя разведка, теперь будет выделен в отдельную структуру Департамент специальных телекоммуникационных систем и защиты информации. С чем останется главная спецслужба Украины?

- Вы имеете в виду, не станем ли мы слабее, не утратим ли позиции? Нет, хотя в последнее время такие разговоры ведутся. К сожалению, в период, предшествующий выборам, тема реформирования силовых структур также становится объектом политических спекуляций.

Появляются некие группы людей, которые заявляют о необходимости "спасать спецслужбу от развала", о противодействии "намерениям ослабить правоохранительную систему" и т.д.

Сразу хочу сказать - Службе безопасности Украины не грозит ни развал, ни ослабление, а ее офицеры не нуждаются в защите политиков.

СБУ - это инструмент власти, использование которого имеет цель укрепления государства и охраны его интересов. Естественно, такой инструмент должен быть эффективным, удобным, современным.

Возможно, появившиеся в последнее время высказывания о концентрации СБУ на контрразведывательной и информационно-аналитической функции дали кому-то основания полагать, что никаких других функций СБУ не будет выполнять.

Это не так. СБУ будет заниматься всеми вопросами, решение которых необходимо для укрепления государственной безопасности страны.

Но фактом является и то, что на сегодняшний день информационно-аналитическая деятельность СБУ требует усиления.

- Но главной функцией СБУ остается все-таки контрразведка?

- Контрразведка была и остается основной функцией Службы безопасности Украины. Вместе с тем, функции контрразведки необходимо распространить в гораздо большей степени, нежели сегодня, на экономическую сферу, защищая наши секреты, создавая условия для развития экономики и выведения наших товаров на внешние рынки. Здесь контрразведывательные методы могут оказаться просто незаменимыми.

Такие функции спецслужбы как борьба с терроризмом, обеспечение энергетической безопасности страны, проведение оперативно-технических мероприятий, защита государственной тайны были и остаются прерогативой СБУ.

Я считаю, что расследование уголовных преступлений против государства, таких как шпионаж, государственная измена, разглашение гостайны также должно оставаться в подследственности органов безопасности.

Что же касается функций, не свойственных спецслужбе (например, лицензирование отдельных видов деятельности), то на наш взгляд их нужно передать тому, кто имеет лучшие средства и возможности для этого.

…По идее, СБУ должна сосредоточить усилия не на выявлении отдельных преступлений, а на анализе и устранении общих факторов, лежащих в основе противоправных схем.

- У Вас есть предложения на это счет?

- Конечно. Вопросы борьбы с организованной преступностью в большинстве своем решаются силами и средствами милиции, а борьбой с коррупцией, особенно в высших эшелонах власти, очевидно эффективнее могла бы заниматься СБУ.

Почему бы не сконцентрировать соответствующие подразделения милиции на борьбе с криминалитетом, а СБУ - на проблемах, связанных с коррупцией и должностными преступлениями?

- Получит ли СБУ в результате предстоящей реформы какие-то новые функции?

- Мы предлагаем, чтобы в деятельности СБУ была учтена практика государств, которые поручают спецслужбам проверять кандидатов, претендующих на должности в сфере государственного управления.

Так, например, делают в Венгрии. Эффективнее и безболезненней как для страны, так и для гражданина, выявить факты, связанные с возможным наличием у претендента конфликта интересов либо препятствий к назначению до того, как человек будет принят на госслужбу.

Возможно, то обстоятельство, что кандидат на высокий пост подлежит обязательной проверке, в том числе и оперативными методами спецслужбы, кое-кого остановит от соблазна идти в госорганы, чтобы использовать служебное положение в личных целях.

- Отслеживает ли СБУ ситуацию, которая сложилась на приднестровском участке украинской границы?

- Да, конечно, поскольку проблема, возникшая в начале марта, оказывает влияние и на украинскую экономику, и на украинскую политику. Она носит международный характер и к ней сегодня обращено внимание мировой общественности.

Приднестровье - это регион с очень сложной криминогенной и социально-экономической обстановкой, в котором функционирует большое количество теневых и криминальных структур. Борьба с ними местными правоохранительными органами ведется, на наш взгляд, недостаточно эффективно.

Этот комплекс факторов приводил к тому, что территория Приднестровской Молдовской Республики активно использовалась для реализации всевозможных теневых, в том числе и контрабандных схем.

Речь идет о различных технологиях - от прерванного транзита, занижения реальной стоимости ввозимых в Украину товаров, до откровенно "черной" контрабанды, имеется в виду ввоз товаров вне пунктов пропуска и, соответственно, вне досмотра.

Наши совместные с Министерством экономики исследования показали, что на протяжении последних лет официальные показатели объема грузопотоков, которые идут из Приднестровья в Украину, в десятки раз ниже реальных.

Естественно, что тем, кто стоит за этими процессами и получает неконтролируемые доходы, невыгодно соблюдать легальную и признанную всеми таможенную процедуру.

- Раз уже речь зашла о контрабанде… Недавно на одном из заседаний СНБО говорилось о том, что программа "Контрабанда-стоп", на которую возлагали большие надежды, оказалась не такой эффективной, как ожидалось. Означает ли это, что программа свернута?

- Свернута не программа "Контрабанда-стоп", а лишь ее рекламная часть. Деятельность по борьбе с контрабандой продолжается, принимаются меры по повышению ее эффективности.

Акции по выявлению контрабанды мобильными группами, которые безусловно, дали позитивный эффект на первом этапе, сегодня сочетаются с системными мерами, которые на наш взгляд, призваны устранить условия для нелегальных экспортно-импортных операций.

В первую очередь речь идет об изменениях в тарифной политике, которые были сделаны по рекомендациям СБУ. Мы предложили ряд мер, связанных с созданием благоприятных условий деятельности для легальных импортеров.

Во-вторых, мы существенно усилили координацию, как правоохранительных органов, так и других ведомств, принимающих участие в этой работе, и что особенно важно, самих импортеров. Серьезное внимание этим вопросам уделяют Кабмин и Секретариат СНБОУ.

Что же касается экономического эффекта, то он остается стабильно позитивным. Об этом говорит хотя бы тот факт, что наполнение бюджета в январе-феврале этого года составляет 6,9 млрд. грн., что значительно превышает показатели соответствующего периода 2005 года, и в этом - значительная часть результатов работы в рамках программы "Контрабанда-стоп".

- Поговорим об украинско-российских договоренностях в газовой сфере. Может ли пролить СБУ свет на вопрос, кто все-таки учредитель компании "РосУкрЭнерго"?

- Хороший вопрос, который уместно было бы задать некоторым политикам.

Накануне выборов стали очень популярными заявления о том, что СБУ якобы углубленно расследовала деятельность "Росукрэнерго" в 2005 году, разоблачила все преступные схемы, а затем, после (или в результате?) смены руководства "это расследование было абсолютно искусственно закрыто".

Вынужден разочаровать авторов этих заявлений: СБУ никогда не возбуждала, а потому и не расследовала дел о деятельности "РосУкрЭнерго".

Оперативная проверка действительно проводилась, но оснований для возбуждения уголовного дела не дала. Кстати, эта проверка не прекращалась, она продолжается и сегодня, причем теми же сотрудниками, которые начинали ее год назад. Никто из этих людей не уволен, не отстранен и не понижен в должности.

В результате их работы летом прошлого года было возбуждено дело, связанное с газовыми сделками, совершенными при посредничестве "ЕвралТрансГаза" - предшественника "Росукрэнерого" в схеме поставок в Украину туркменского газа.

Следствие установило, что факты, послужившие основанием для возбуждения уголовного дела, содержат признаки преступлений, связанных с неуплатой налогов, а не контрабанды, как это сначала предполагалось. Поэтому Генеральная прокуратура переквалифицировала и передала дело в налоговую службу. Так что, разговоры том, что это дело похоронено, прекращено - тоже неправда.

Чтобы положить конец спекуляциям вокруг этой темы, я предлагаю политикам, действующим и бывшим сотрудникам СБУ, а также всем заинтересованным в установлении истины лицам, покончить с намеками и просто передать нам информацию, которая, по их мнению, может иметь значение. Обещаю, что она будет тщательно проверена и объективно оценена.

- Насколько соответствует действительности информация, что в СБУ до вашего назначения на должность председателя были уничтожены документы, касающиеся деятельности известного бизнесмена Могилевича? И связано ли это с газовой темой?

- Документы оперативно-розыскного дела по группе Могилевича были уничтожены, и это было выявлено в ходе проверки, которая проводилась по депутатскому запросу, поступившему к нам из Генпрокуратуры.

Все материалы проверки переданы в Генпрокуратуру, которая возбудила по данному факту уголовное дело. Думаю, следствие установит обстоятельства и мотивы уничтожения материалов.

Сокращенная версия. Полную версию можно прочитать здесь.

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Реклама:
Головне на Українській правді