Криза політики – криза фінансів

Четвер, 30 жовтня 2008, 11:55

Идея новых выборов не находит понимания у избирателей. Проявляется и усталость общества от выборов, и от всех действующих политических сил. А главное, в новой избирательной кампании нет ключевой ТЕМЫ.

В кампании-2007 она была –нарушение воли избирателей и наказание тех, кто предал эту волю. И большая часть избирателей приняли основной посыл роспуска парламента и досрочных выборов.

Сегодня ситуация другая – формальная законность указа президента вне сомнения, но общественная легитимность остается под вопросом. Избирателям неясно – зачем, действительно, втягивать страну в выборы, если ничего не меняется, и не может измениться в структуре власти.

В чем сакральный смысл выборов-2008?

На самом деле ответа нет – ни у Ющенко, ни у Партии регионов, ни у БЮТ. В смысле ответа обществу.

Понятно, что для себя, такие ответы есть. Партия регионов и пропрезидентская сила хотят переформатировать большинство и вытеснить с правительственного Олимпа Тимошенко. Формула старая – "двое договорились против третьего". Но с этим же не пойдешь к избирателям. С чем собираются идти на выборы политические силы?

Ответ дает сама жизнь – кризис.

Премьер поняла это и первой ввязалась в бой. Правда, этот бой она ведет пока на своей территории. Прежде всего, потому, что, соединив темы кризиса и противостояния выборам – Тимошенко подписывает сама себе приговор – проиграла.

В оппозиции такая борьба с кризисом выгодна, но во главе правительства – не очень. Не только у оппонентов, но и у простых граждан закономерно возникает вопрос – а что вы делали раньше? Почему еще 2 недели назад в Украине был полный ренессанс и самый широкий по социальным обязательствам проект бюджета на 2009 год, а сегодня мы замораживаем социальные программы и выдвигаем антикризисный план? Логики нет.

И избирателя сегодня интересует не только последовательность политиков, их как никогда интересует реальная политика. Общество слишком устало от информационного шума, от политических шоу, блокирований трибун, борьбы за кресла и политических мыльных опер.

Когда резко падает "стабильная" гривна, вот-вот начнутся сокращения, причем не только рабочих, но и менеджерский состав, когда десятки банков перестают возвращать депозиты – невольно приходится возвращаться на грешную землю.

Общество трезвеет. Жестче становятся вопросы – к президенту, премьеру, правительству, депутатам – господа, а что происходит? Что вы можете предложить? Что вы будете делать?

Но политические элиты слишком далеки от народа и реальности… Они играют с антикризисными законами так же, как играли с предвыборными программами.

Экономический кризис мог бы и не ударить по Украине – наша страна еще не успела глубоко интегрироваться в мировую экономику. Если бы… у нас была другая Политика, с другими правилами игры и с другой системой интересов.

Экономический кризис порожден кризисом украинской популистской политики, которая является олигархической по-сути.

Нарастающий кризис резко девальвировал не только национальную валюту, но и украинскую политику в ее форме и содержании. Популизм работает плохо; а экономическая система, основанная на доминировании большого капитала, колеблется вместе с колебаниями мирового рынка.

Кризис – пока еще политический – сценарий в борьбе за власть. Но очень скоро он станет реальностью, которая потребует от политиков не только реагирования или его имитации, а четких стратегических решений. Никогда ранее они таких решений в экономике не принимали.

Несмотря на то, что Украина только начала процесс интеграции в систему мировой экономики (вступление в ВТО, переговоры о Зоне свободной торговли с ЕС), – отгородиться от кризисных процессов не получится.

Страна успела интегрироваться в мировой рынок через системообразующий бизнес. В последнее время бизнес-империи Привата, СКМ, ИСД (и ряд других) расширились за счет зарубежных активов, не говоря уже о зависимости от мировых рынков сбыта продукции.

Не для кого не секрет, что именно эти компании являются стержневыми для украинской экономики, и любой удар по ним означает колоссальные риски для всей экономики.

Мировой кризис обрушил спрос и цены на основную продукцию этих компаний – а значит, резко ударил по экономической стабильности страны в целом.

Такая ситуация не только оголила ржавчины в украинской экономической системе, но и показала язвы государственной политики. Стало очевидно, что политический курс последних 10 лет на исключительную поддержку и развитие крупного бизнеса себя не оправдал.

Нынешний кризис в Украине – не только результат влияния мирового кризиса, но и во многом закономерный результат такой политики государства.

Политики, сформулированной десятилетие назад как стратегия формирования национального капитализма и капитала. Сегодня мы получили первые результаты реализации такой стратегии. И они не впечатляют.

Формирование капитала в условиях искусственно ограниченной конкуренции, на основе суперконцентрации, поглощения и вертикальной интеграции бизнес-групп привело сегодня к 2 главным итогам:

Во-первых, мощные бизнес-группы оказались крайне неустойчивы к изменениям внешней среды и это стало проблемой для всей страны.

Во-вторых, такой бизнес может успешно функционировать только в олигархическом формате, слияния бизнеса с властью. А это означает, что украинская политика, в независимости от состава коалиций и правительств, нацелена на защиту интересов этих крупнейших бизнес-групп.

Она и не может быть другой. Экономическая база действующей политики (интересы и ресурсы крупного капитала) формирует именно такую партийную систему (модель патронажно-клиентельских партий), именно такие правила игры (прежде всего, избирательная формула) и соответствующую популистскую риторику.

Отсюда же идет заказ и на определенные политические технологии – манипуляции общественным мнением, разыгрывания политических шоу.

Необходимо понимать, что какая бы коалиция не сформировалась сегодня – политика измениться не может, поскольку в ней нет места для  интересов других социальных групп (к примеру, малого и среднего бизнеса, не говоря уже об интересах наемных работников).

В Украине реально не существует левых партий. То, что БЮТ декларирует как солидаризм – никакого отношения к левым идеям не имеет. Все существующие политические силы прямо или косвенно зависят от крупнейших бизнес-монополий (стоит только бегло пройтись по спискам фракций), строят свои политические сети и кампании на ресурсах этого бизнеса.

Отсюда очевидно, что никакая партия и никакой даже самый популярный лидер не смогут проводить независимый политический курс в интересах общества, если они еще на старте взяли на себя обязательства перед большим бизнесом.

Самое важное, что такая система отношений политиков и бизнеса – устраивает обе стороны. Но она не устраивает общество, которому предлагают вместо качественного продукта – решений важных проблем, принятия  качественных законов – суррогат из популистских лозунгов, демагогии и шоу.

Потому сегодня самое время поставить вопрос о кризисе олигархической Политики, а вместе с ней и кризисе нынешней партийной системы.

Кризис создает сегодня не только возможности для оздоровления экономики, но и для изменений в политической системе. Резкое снижение доверия к действующим партиям создает определенный люфт для возникновения  новых политических партий, способных интегрировать и представлять более широкие общественные интересы и построить на этой основе другую политику.

Но этого люфта недостаточно, чтобы такие партии появились прямо сейчас.

Все может изменить именно системный экономический кризис.

Шумная возня партий вокруг антикризисных программ заостряет внимание общества на способности нынешних политических сил остановить кризисные процессы. Ожидания избирателей относительно антикризисных шагов правительства и парламента повысились.

Однако анализ предлагаемых разными политическими силами решений показывает – по-сути, они идентичны. В них нет ни прорывных идей, ни блестящих профессиональных решений.

Единственное, о чем реально заботятся разработчики антикризисных проектов: как удержать ситуацию до президентских выборов и спасти олигархический бизнес.

Об обществе думают в последнюю очередь – в проектах предусматривается стратегия замораживания роста зарплат, выдачи депозитов, вводится налог на недвижимость и ряд других.

К тому же, существуют серьезные опасения, что либерализм власти последних 5 лет в отношении малого и среднего бизнеса может закончиться. И с переходом на антикризисную политику власть начнет "закручивать гайки" и "спускать" накопивший у предпринимателей "жирок", чтобы спасти нынешнюю модель экономики. Особенно вероятен такой сценарий в случае третьего прихода к власти команды Януковича.

Если говорить в целом, то в обществе растет все больше сомнений в том, что нынешние политические силы захотят и смогут принять адекватные меры по предупреждению развития кризиса, и тем более, провести необходимые экономике  структурные реформы.

Для того чтобы решить системные проблемы страны нужны новые политические силы и новые лидеры. Но они могут прийти только в том случае, если разразится полномасштабный Кризис, и все антикризисные пакеты, проекты и предложения провалятся.

А вместе с этим провалится и существующая партийная система с ее тремя столпами – Партией регионов, БЮТ и НУНС. Период суперконцентрации партий и капиталов закончится.

Только после этого в политику смогут прийти те, кто умеет работать в более широком поле интересов и строить публичную политику, а не устраивать корпоративные сделки и альянсы. Но это уже другая История.

 

Виктория Подгорная, Центр социально-политического проектирования, для УП

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Реклама:
Головне на Українській правді