Убить Данилыча

П'ятниця, 31 жовтня 2008, 10:05

Недавно экс-президент Украины Леонид Кучма предложил в виде шутки закрыть в комнате Юлию Тимошенко и Виктора Ющенко и, как при выборах Папы Римского, ждать, пока из нее не повалит белый дым. Так кардиналы сообщают, что приняли решение об очередном преемнике Апостола Петра.

"Но пока что со всех сторон валит черный дым", - невесело пошутил бывший гарант.

Украина поменяла свое отношение к Кучме со времен Майдана. От надписей "Кучму на палю!" украинские заборы, ограждающие раскиданные по стране стройплощадки, эволюционировали до "Прости нас, Данилыч", о чем побеспокоился бывший соратник Кучмы Александр Волков. Но он так и не прошел в украинский парламент со своим блоком КУЧМА.

Леонид Кучма, действительно, много сделал для того, чтобы украинская промышленность развивалась высокими темпами, пусть даже и за счет несправедливого перераспределения госимущества. Но свой уход и гарантии неприкосновенности он обставил конституционным ослаблением полномочий нового президента, которые перекосили украинскую государственную машину. От этого его прощального подарка Украина не может оправиться до сих пор.

Напомним, закон о третьем туре выборов в 2004 году, который сделал Виктор Ющенко президентом, "Наша Украина" получила в обмен на конституционное перераспределение сфер влияния президента в пользу парламента и правительства. Виктору Ющенко, наверное, тогда казалось, что и с меньшими полномочиями он сумеет удержать руль страны.

Проигравшая выборы президента Партия регионов с помощью политреформы обезопасила себя, как она тогда полагала, от репрессий новой власти. А в "оранжевом" стане Юлия Тимошенко быстро смекнула, что новый президент Виктор Ющенко уже не так силен и страшен, как Кучма. И при желании его можно подвинуть, чем она сейчас и продолжает успешно заниматься.

Развал нынешней правящей коалиции, формализованный лишь недавно, начался уже тогда – в декабре 2004 года, когда в Раде голосовали изменения в Конституцию. Не будь этого, политическая ситуация в Украине сейчас была бы совсем другой, более стабильной и прогнозируемой.

Нынешнее, на первый взгляд, личное противостояние глав украинских ветвей власти носит вполне объективный характер, заложенный сломом старой и отсутствием нормально работающей новой конституционной машины.

Украинская Конституция не может работать по определению.

Начнем с прав Виктора Ющенко. У президента Украины теперь слишком мало полномочий, чтобы фактически единолично управлять страной. Но вполне достаточно для того, чтоб с помощью судов, СНБОУ блокировать и отменять неправильные, на его взгляд, действия Кабинета Министров.

А теперь Юлия Тимошенко. Правительство Украины управляет хозяйством страны. Но оно не может приватизировать предприятия без разрешения парламента или управлять госбанками, в советах которых собраны представители самых разных ветвей власти. Зато оно может не дать денег на выборы, назначенные указом президента. И заблокировать уже его.

И, наконец, третья ветвь власти - законодательная. Парламент назначает правительство, и вроде бы грозился управлять страной в кризисных ситуациях.

Но на практике не Рада отправляет в отставку Кабинет Министров. А правительство с помощью своей фракции в Раде решает, работать или нет украинскому парламенту. В результате власти нет ни у кого: ни у правительства, ни у президента, ни у Рады, да и в стране в целом.

И так, похоже, все и было задумано в 2004 году. Это очевидно, но об этом почему-то все молчат. Многие политологи талантливо исследуют и идентифицируют навоз, не замечая жующую рядом корову, хорошо выпасенную бывшим главой администрации Кучмы Виктором Медведчуком, как известно, лучшим конституционным юристом в Украине.

И пока власть у нас не работает, а готовится к перевыборам самой себя, родимой, заваривший всю эту густую конституционную кашу Леонид Данилович задушевно сетует на то, что украинские лидеры не могут договориться между собой.

Его обворожительный зять и меценат Виктор Пинчук покупает дачи на Сардинии, а делающая много добра людям дочь Елена Франчук купила очень дорогой особняк в Лондоне.

Попробую выразиться куда как жестче, но понятнее.

Румыния зверски расстреляла своего бывшего лидера Николае Чаушеску и его жену Елену в декабре 1989 года. И спустя 18 лет в новогоднюю ночь 2007 года стала членом ЕС. Румыния так же член НАТО.

Украина в такой же календарный период - католическое Рождество 2004 года по христиански сохранила жизнь экс-президенту Леониду Кучме. И пока что ЕС и НАТО ей только снятся.

Пощадив своего уходящего президента и изменив ради этого Конституцию, Украина получила взамен разбалансированную государственную машину, которую не может наладить до сих пор. Так что Леониду Даниловичу впору не сетовать об отсутствии договоренностей между Ющенко и Тимошенко, а свечки за Ющенко в церкви ставить. За него, за миролюбивый украинский народ, и за свою, слава Богу, спасшуюся царскую семью.

Леониду Кучме очень помог его "заклятый друг" Александр Мороз. Новоконституционная миссия, которую взвалил на себя Сан Саныч, много сделавший для укрепления парламентаризма в Украине, оказалась слишком большой и обременительной ношей для страны.

Мороз мечтал и хотел обезопасить Украину от Кучмы и любого другого авторитарного президента. Но на практике надежно уберег ее от реформ, невозможных без жесткой и действенной вертикали власти. А окружение президента, с которым так яростно боролся -  от политических репрессий.

Парламентаризм хорош там, где есть идеологические партии, лидеры которых выражают разные идеи. Где избиратель настолько жесток и бессердечен, что считает, что власть для него, а не он – для власти.

Ни того, ни другого в Украине пока что нет. В Украине выбирают не идеи, а лидеров. Но эти веселящие всю страну политические клоуны то и дело меняют свои позиции. Они готовы объединяться и разъединяться с кем угодно и когда угодно, лишь бы подольше побыть у власти.

Парламентаризм в этой ситуации – прекрасная ширма для власти, которая позволяет ей настойчиво бороться с ею же порождаемыми кризисами. Увы, Сан Саныч за что боролся, на то и напоролся.

Так что же, для Украины нет иного выхода, кроме как новая Конституция? Сможет ли она разрешить конституционный кризис, замаскированный под личные амбиции украинских лидеров?

Дело в том, что принять новую (хорошо забытую старую) Конституцию сейчас и в ближайшем будущем вряд ли возможно.

Предлагаемые различными партиями варианты конституционной реформы продолжают дело Кучмы и Медведчука и носят ярко личный, а не объективно необходимый обществу характер. А, значит, даже если тот или другой вариант Конституции и будет принят, со временем и он тоже окажется неуспешным.

Но, чем жестче нынешнее противостояние, тем неожиданней окажутся завтрашние коалиции. Власть в Украине обречена на консенсус, если она хочет остаться при власти. А это уже – начало пути к новой Конституции.

 

Михаил Мищишин, для УП

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Реклама:
Головне на Українській правді